Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Гайны 09 ноября 2022 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Зубовой Е.Н.,
при секретаре судебных заседаний Исаевой А.А.,
с участием истца Осиповой О.П.,
представителя ответчика – администрации Гайнского муниципального округа Якимова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Осиповой Ольги Петровны к администрации Гайнского муниципального округа о взыскании денежных средств, затраченных на капитальный ремонт дома,
у с т а н о в и л :
Осипова О.П. обратилась в Гайнский районный суд с иском к администрации Гайнского муниципального округа о взыскании денежных средств, затраченных на капитальный ремонт квартиры, обосновав свои требования следующим. Она проживает в квартире по адресу <адрес>. Так как квартира находилась в плохом состоянии, она обращалась к ответчику с просьбой произвести ремонт, перекрыть крышу, однако ремонт произведен не был. В январе 2022 г. она вновь обратилась в администрацию Гайнского МО с заявлением об обследовании квартиры, обследование было проведено, составлен акт. Летом 2022 г. она за свой счет произвела ремонт квартиры, поменяла крышу. На приобретение материалов ею было потрачено 51644 рубля. На заявление компенсировать расходы на проведение капитального ремонта администрацией Гайнского МО ей было отказано. Просит взыскать с администрации Гайнского МО сумму расходов на капитальный ремонт и уплаченную при подаче искового заявления государственную пошлину.
В судебном заседании истец Осипова О.П. заявленные требования поддержала в полном объеме и дополнительно пояснила, что дом, в котором она проживает, 1980 года постройки, капитальный ремонт дома ни разу не производился, крыша дома была покрыта шифером. Во многих местах были трещины и дыры, из-за чего крыша протекала. Она неоднократно обращалась с заявлением о производстве капитального ремонта еще в администрацию Кебратского сельского поселения, однако ремонт произведен так и не был. В январе 2022 г. она обратилась с заявлением в администрацию Гайнского МО, комиссия произвела осмотр, составила акт и ей сказали, что ее очередь на ремонт подойдет только в 2040 году. Так как ждать до 2040 года она не могла, летом 2022 г. она за счет собственных средств заменила кровлю крыши с шифера на профильное железо и просит взыскать только стоимость материалов, так как для нее эта сумма значительная.
Ответчик - представитель администрации Гайнского муниципального округа Якимов А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что работы, произведенные истцом, относятся к текущему ремонту и производятся непосредственно нанимателем жилого помещения.
Выслушав доводы сторон, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституционными основами регламентировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2, 17 Конституции РФ).
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способ защиты либо иной, предусмотренный законом, который бы обеспечил восстановление этих права.
Согласно действующему жилищному законодательству к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу положений, установленных ст. 676 ГК РФ, наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Как установлено судом, истец Осипова О.П. проживает в квартире, расположенной по адресу <адрес> Гайнский МО <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения с 2012 г. (л.д. 20). Указанное жилое помещение является муниципальной собственностью и значится в Реестре муниципальной собственности (л.д. 17). 15.01.2021 г. меду администрацией Гайнского муниципального округа Пермского края и Осиповой О.П. заключен договор социального найма жилого помещения № 589 (л.д. 9).
Исходя из нормы, содержащейся в п. 2 ст. 681 ГК РФ, следует, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Аналогичная позиция законодателя отражена в специальной норме, содержащейся в ст. 65 ЖК РФ, определяющей перечень обязанностей наймодателя жилого помещения по договору социального найма, среди которой выделена обязанность – осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЖК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
Исходя из заявленного предмета и основания иска, перечисленных норм права, к предмету доказывания по делу относятся следующие юридически значимые обстоятельства: 1) нуждаемость жилого помещения, занимаемого истцом в проведении капитального (а не текущего) ремонта; 2) наличие в действиях наймодателя состава жилищно-правового проступка, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей по договору социального найма (вина, объективная сторона, выразившаяся в противоправных действиях либо бездействии наймодателя).
С целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 г. были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, являющиеся обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственного контроля и надзора.
В соответствии с п. 3 Примерного перечня работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение № 8 к указанному выше Постановлению Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170), к капитальному ремонту относится, в том числе: ремонт крыш до 50%.
Действующим подзаконным нормативным актом, а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28.01.2006 г. (ред. от 27.07.2020) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым установлены требования, которым должно соответствовать жилое помещение, и порядок установления факта нуждаемости жилого помещения в проведении капитального ремонта.
В силу пункта 7 указанного Положения орган местного самоуправления в установленном им порядке создает комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, которая на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям (п. 42). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом (п. 43). Процедура проведения оценки включает в себя, в том числе составление акта обследования помещения (п. 44). По результатам работы комиссия может, в числе прочих принять решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями (п. 47).
Из материалов дела следует, что оценка на предмет нуждаемости жилого помещения, в котором по договору социального найма проживает Осипова О.П. в проведении капитального ремонта и соответствии (либо несоответствии) жилья требованиям, предъявляемым к жилому помещению, производилась комиссией администрации Гайнского муниципального округа, что подтверждается актом обследования жилого помещения № 002-2022 от 19.01.2022 года (л.д. 8).
В соответствии с текстом указанного акта в результатах обследования имеются следующие сведения «Кровля – шифер, протечки и провесы в отдельных местах, многочисленные трещины и дыры, необходима замена кровли, требуется капитальный ремонт (л.д. 8).
В обосновании исковых требований истцом указывается, что в августе 2022 года за счет собственных денежных средств она произвела ремонт жилого помещения, в котором проживает по договору социального найма, а именно: заменила кровлю, что подтверждается актом обследования жилого помещения № МВК 038-2022ЗР от 07.11.2022 г., кассовым чеком, представленным истцом.
Из Акта обследования жилого помещения от 07.11.2022 г. следует, что истцом произведен капитальный ремонт крыши, крыша покрыта профнастилом оцинкованным неокрашенным (14 листов).
Исходя из информации, содержащейся в тексте кассового чека, выданного ООО «Прогресс» 09.08.2022 г. истцом были приобретены гладкие листы железа 2 шт. на сумму 1534 р., саморезы кровельные 400 шт. на сумму 1200 р., профнастил 16 листов на сумму 46560 р., конек 2 шт. на сумму 1980 р., конек оцинкованный на сумму 370 р., всего на сумму 51644 г.
Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, а также элементов зданий и объектов установлена приложениями N 2 и 3 к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312. Согласно п. 2.2 указанного нормативного акта сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым приложением 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым приложением 3 (для элементов зданий и объектов).
Кровля дома, в котором проживает истец, была исполнена из шифера. В соответствии с приложением № 3 к Ведомственным строительным нормам 58-88 (Р), утвержденным Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312 "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социального назначения" продолжительность эксплуатации до капитального ремонта покрытия крыш (кровли) из волнистого шифера составляет 30 лет. Учитывая, что дом построен в 1980 году, капитальный ремонт дома не производился, что не оспаривалось сторонами, на момент производства истцом работ срок эксплуатации отдельных элементов дома (в частности, кровли) истек.
В ходе рассмотрения дела установлено, что до начала проведения самостоятельных ремонтных работ Осипова О.П. обращалась к наймодателю с заявлением о проведении капитального ремонта и необходимость данного ремонта наймодателем подтверждена и не оспаривалась в судебном заседании.
Доводы ответчика о том, что на основании постановления Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2120 «Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкции зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий и сооружений» замена кровли, произведенная истцом относится к текущему ремонту, судом отклоняются как несостоятельные в связи с нижеследующим.
Частями 8, 8.1 статьи 55.24 ГК РФ установлено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, при проведении текущего ремонта зданий, сооружений может осуществляться замена и (или) восстановление отдельных элементов строительных конструкций таких зданий, сооружений (за исключением элементов несущих строительных конструкций), элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения таких зданий, сооружений.
Ремонт кровли, в том числе их части, если это не влечет изменение характеристик здания, сооружения, предусмотренных утвержденной проектной документацией, и (или) не влияет на конструктивную надежность и безопасность здания, сооружения может относиться к текущему ремонту (пункт 12 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2120 "Об осуществлении замены и (или) восстановления отдельных элементов строительных конструкций зданий, сооружений, элементов систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения при проведении текущего ремонта зданий, сооружений".
Согласно приложению N 7 ВСН 58-88 (Р) (утв. Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "П" перечень основных работ по текущему ремонту кровель зданий и объектов включает в себя:
1. Усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов и обрешетки.
2. Антисептическая и противопожарная защита деревянных конструкций.
3. Все виды работ по устранению неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель из штучных материалов (кроме полной замены покрытия), включая узлы примыкания к конструкциям покрытия парапетов, колпаки и зонты над трубами и прочие места проходов через кровлю, стояков, стоек и т.д.
4. Укрепление и замена водосточных труб и мелких покрытий архитектурных элементов по фасаду.
5. Частичная замена рулонного ковра.
6. Замена (восстановление) отдельных участков безрулонных кровель.
7. Укрепление, замена парапетных решеток, пожарных лестниц, стремянок, гильз, ограждений крыш, устройств заземления, анкеров, радио- и телеантенн и др.
8. Устройство или восстановление защитно-отделочного слоя рулонных и безрулонных кровель.
9. Замена или ремонт выходов на крышу, слуховых окон и специальных люков.
В данном же случае истцом произведены работы, включающие в себя полную замену кровли и стропильной системы. Доказательств того, что при производстве работ достаточно было частичной замены отдельных листов шифера ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах расценивать работы, произведенные истцом как работы, относящиеся к текущему ремонту, оснований не имеется. Кроме этого, положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2120, установившего указанный перечень, не применяются при проведении текущего ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, возникшим до 1 марта 2022 года. Как установлено в судебном заседании, срок эксплуатации отдельных элементов дома (в частности, кровли), в котором проживает истец, истек в 2010 г., необходимость замены кровли подтверждена органом местного самоуправления (собственником жилого помещения) 19.01.2022 г., то есть до 01.03.2022 г. Доказательство того, что полная замена кровли не повлияла на изменение технических характеристик здания, установленных проектной документацией, ответчиком суду не представлено.
В соответствии со п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).
В силу п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Таким образом, веранда не является частью жилого помещения, в связи с чем, к ней не применимы требования, предъявляемые к жилым помещениям. Как установлено из акта обследования от 07.11.2022 г. за мену кровли жилой части квартиры, в которой по договору социального найма проживает истец, было затрачено 14 листов железа.
Учитывая приведенные правовые нормы, регулирующие условия проведения капитального ремонта наймодателем жилого помещения, а также исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, с учетом представленных доказательств, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Как следует из искового заявления, общая сумма исковых требований составляет 51644 рублей (гладкие листы железа 2 шт. на сумму 1534 р., саморезы кровельные 400 шт. на сумму 1200 р., профнастил 16 листов на сумму 46560 р., конек 2 шт. на сумму 1980 р., конек оцинкованный на сумму 370 р.), размер уплаченной при подаче государственной пошлины составил 1749,32 рублей. Таким образом, с учетом частичного удовлетворения заявленных требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1556,90 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Осиповой Ольги Петровны к администрации Гайнского муниципального округа – удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Гайнского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900007114 ИНН/КПП 5981008110/598101001) в пользу Осиповой Ольги Петровны расходы на капитальный ремонт жилого помещения в размере 45824 рубля, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1556,90 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца через Гайнский районный суд.
Судья: Е.Н. Зубова
Мотивированное решение изготовлено 14.11.2022 г.