Апелляционное производство по делу
об административном правонарушении № 12-23/2022
УИД – 05RS0040-01-2022-001944-72
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 декабря 2022 года с.Сергокала
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедова Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Каримгаджиева ФИО2 на постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ),
установил:
Постановлением инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД №18810005210009829760 от 9 ноября 2022 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обратился с жалобой в Сергокалинский районный суд, в обоснование которой указывает на то, что постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД считает не законным и необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. В протоколе об административном правонарушении и в постановлении указано, что он временно не работает, однако инспектор этот вопрос не выяснял у него. В постановлении указано о том, что он нарушил требования о проведении предрейсового медицинского осмотра, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ. Правил Дорожного Движения он не нарушал, так как он пассажиров и (или) какой-либо груз не перевозил, о чем он и сообщил инспектору, каких-либо технических неисправностей или какого-либо переоборудования автомобиль не имеет. Инспектору было видно с улицы, что внутри салона автомобиля нет пассажиров – он ехал один. Он предложил инспектору осмотреть автомобиль на предмет наличия или отсутствия перевозимого груза, однако, инспектор отказался это сделать. В его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, так как нет объективной стороны такого состава. Также инспектором в отношении него вынесены постановления по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ и по ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ. Все эти постановления по делам об административных правонарушениях в отношении него взаимосвязаны между собой. На счет постановления по ч.2 ст.12.3 КоАП РФ в ч.2 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» сказано о том, что путевые листы при перевозке пассажиров и грузов. Касаемо ч.3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, то это постановление инспектора также не имеет под собой каких-либо законных оснований. В постановлениях инспектора также указано о том, что ТС принадлежит отделу образования Администрации МО «Акушинский район». Согласно распоряжению Администрации МО «Акушинский район» от 17 августа 2020года №91-р, указанный автомобиль передан на баланс Управления образования и спорта Администрации МО «Акушинский район». Муниципальным учреждениям имущество может принадлежать только на праве оперативного управления. Право собственности в этом случае невозможно. Это касается в том числе и прав движимого имущества, такой вывод следует из статьи 296 ГК РФ. Также в соответствии с абз. 4 п.36 постановление Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательством права собственности или законного владения. Согласно п.1 раздела 6 Положения об Управлении образования Администрации МО «Акушинский район», утвержденного постановлением Администрации МО «Акушинский район» от 21 октября 2021г. №143 (прилагается) имущество Управления является муниципальной собственностью района и передано Управлению в оперативное управление. Позже 14.11.2022г. к нему на телефон поступило сообщение о том, что этим же инспектором в отношении него вынесено постановление № 18810005210009829744 от 09 ноября 2022г. по ст.12.6 КоАП РФ, за якобы не пристегнутый ремень, которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. Однако по этому материалу ему не вручены копии протокола и постановления. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, просит суд постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД №18810005210009829760 от 9 ноября 2022 года отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 и п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заявитель жалобы ФИО2 на судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела без его участия, ввиду невозможности явиться в суд.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении инспектор ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенант полиции ФИО4 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы ФИО2, пояснив суду, что постановление об административном правонарушении в отношении него является законным и подтверждается материалами административного дела.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела.
ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 копия постановления была вручена согласно расписки 09.11.2022г., с жалобой в Сергокалинский районный суд ФИО2 обратился согласно судебному входящему штампу 17.11.2022г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок на обжалование указанного постановления инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району не пропущен.
Изучив материалы административного дела, заслушав доводы инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенант полиции ФИО4, а также доводы жалобы, оценив собранные доказательства в совокупности, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Из исследованной в судебном заседании видеозаписи усматривается, что инспектор ДПС ФИО4 при составлении протокола разъяснил права водителю ФИО2 и ему было предложено ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и постановлением об административном правонарушении от 09.11.2022г., а также получить их копии, однако ФИО2 отказался.
Между тем, как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что он 9 ноября 2022 года в 16 часов 35 минут, управлял транспортным средством с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра.
Частью 2 статьи ст.12.31.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Вместе с тем, с постановлением инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району от 9 ноября 2022 года согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 09.11.2022г. ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.
В соответствии с диспозицией ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ административное правонарушение заключается в осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с ч.ч.1,3, ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в осуществлении перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны в том числе организовывать в соответствии с требованиями Закона № 196-ФЗ, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Пунктом 3 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств.
В силу требований п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, субъект транспортной деятельности обязан в соответствии со ст. 20 Закона № 196-ФЗ организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей.
Согласно распоряжению главы администрации МО «Акушинский район» ФИО5 №91-р/01-26 от 17.08.2020г., автомобиль КИА РИО 2020 года выпуска, государственный регистрационный знак №Z94С341ВВLR188568, принадлежит Управлению образования и спорта администрации МО «Акушинский район».
Согласно постановления Врио главы администрации МО «Акушинский район» ФИО6 №143 от 21.10.2021г., Управление образования и спорта администрации МО «Акушинский район» переименовано на Управление образования администрации МО «Акушинский район».
Управление образования администрации МО «Акушинский район» является казенным учреждением, для осуществления управленческих функций.
Положением об Управлении образования администрации МО «Акушинский район» утвержденным постановлением администрации МО «Акушинский район» от 21.10.2021г. №143, определены основные задачи и функции: организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; дополнительного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, и др.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт осуществления Управлением образования администрации МО «Акушинский район» перевозки грузов или пассажиров. Из положения об Управлении образования администрации МО «Акушинский район» следует, что Управление образования администрации МО «Акушинский район» не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов как вида деятельности. Наличие у Управления образования администрации МО «Акушинский район» на балансе автомобиля, само по себе не является основанием для возложения на него обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков пассажиров, грузов и багажа.
В ходе производства по настоящему делу было установлено, что водитель ФИО2 осуществлял деятельность по эксплуатации транспортного средства.
При этом непосредственная деятельность Управления образования администрации МО «Акушинский район» не связана с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом.
Сам факт эксплуатации транспортного средства Управлением образования администрации МО «Акушинский район» об этом не свидетельствует.
Кроме того, согласно ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ, органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст.12.31.1 КоАП РФ (за исключением легковых такси).
В соответствии с п. п. 5, 6 ч.2 ст. 23.3 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст.12.31.1 КоАП РФ, вправе рассматривать от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.
Инспектор ДПС в указанный перечень не входит, в связи с чем суд находит вынесенное инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Сергокалинскому району лейтенантом полиции ФИО4 постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ от 9 ноября 2022 года в отношении ФИО2 незаконным, так как оно вынесено неуполномоченным должностным лицом.
Принимая решение по данному административному делу, административный орган не учел, что объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении установленных требований при осуществлении перевозок пассажиров и багажа или грузов перевозчиком. Допуск водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр, к управлению транспортным средством, не осуществляющим перевозку пассажиров, багажа или груза, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, в материалах дела отсутствуют объективные данные о том, что на момент остановки транспортного средства - трактора МТЗ-82.1 водитель Н.С.В. осуществлял от имени и по поручению своего работодателя перевозку пассажиров, груза либо багажа.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 г., вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу ФИО2 на постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление инспектора ДПС ОГИБДД Отдела МВД России по Сергокалинскому району РД от 9 ноября 2022 года, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Настоящее решение суда вступает в силу со дня вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 30.12, 30.13, 30.14 КоАП РФ.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья Ю.А. Магомедов