КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чеснокова Е.В. УИД № 39RS0001-01-2023-002799-98
Дело № 7А-108/2023; (№ 12-253/2023)
РЕШЕНИЕ
02 августа 2023 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тращенкова О.В.,
при секретаре Жунда А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Жилищная управляющая компания» на решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 мая 2023 года, которым оставлено без изменения постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 20 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном абз.2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Пронина А.А. от 20 февраля 2023 года юридическое лицо – ООО «Жилищная управляющая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного абз.2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением начальника отдела административно-технического надзора Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 29 марта 2023 года названное выше постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 мая 2023 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 20 февраля 2023 года и решение вышестоящего должностного лица от 29 марта 2023 года оставлены без изменения.
Защитником ООО «Жилищная управляющая компания» по доверенности Канатьевой М.В. подана жалоба с просьбой об отмене названного выше решения судьи. В жалобе защитник приводит доводы о том, что Обществом приняты меры к надлежащему содержанию территории, для чего с <данные изъяты> был заключен договор на уборку мусора, очистку территории и своевременный вывоз отходов, услуги данной организации были оплачены. Указывает, что в силу п.13 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает их вывоз не реже 1 раза в 10 суток при температуре до +4 оС и не реже 1 раза в 7 суток при температуре выше +5 оС, и, согласно акту выполненных работ, с момента вывоза отходов и на момент проверки данный срок не истек. На территории жилого дома по адресу: г.Калининград, ул.Горького, 154, установлены контейнеры для сбора отходов, при этом жителями дома заключены договоры по уборке и транспортировке мусора с региональным оператором. Полагает, что при такой ситуации ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории городского округа «Город Калининград», за неосуществление работ по уборке основной и прилегающей территории многоквартирного дома и нарушение Правил благоустройства городского округа не может быть возложена на управляющую компанию. Кроме того, указывает, что вмененное управляющей компании нарушение не повлекло вредных последствий, вред здоровью или крупный ущерб кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, в связи с чем имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Защитник ООО «Жилищная управляющая компания» по доверенности Канатьева М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.
Выслушав защитника ООО «Жилищная управляющая компания», проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.
Абзацем 2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях (в редакции от 13.07.2020) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований по обеспечению и повышению комфортности условий проживания граждан, поддержанию и улучшению эстетического состояния территории муниципальных образований Калининградской области, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если ответственность за данное действие не предусмотрена федеральным законодательством, выразившееся в невыполнении работ по ежедневной уборке территорий муниципальных образований, а именно: подметание и сбор мусора, уборка и вывоз опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников (кряжи, ветви), уборка грунтовых наносов, лицами, ответственными за проведение таких работ.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 № 182 утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Калининград». Указанные Правила разработаны в целях формирования комфортной и привлекательной городской среды, обеспечения сохранности созданных объектов благоустройства и элементов, размещенных на этих объектах, и являются обязательными для исполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (п.1.1).
Ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, являются на основных и прилегающих территориях - правообладатели основных территорий; на контейнерной площадке, расположенной на территории общего пользования. Лица, на которые возложена такая обязанность по содержанию площадки в соответствии с порядком согласования создания места размещения контейнерной площадки и ее содержания, утвержденным правовым актом городского Совета депутатов Калининграда (п.п.2.8.1, 2.8.4, 2.8.4.2 Правил благоустройства).
Согласно п.11.5.1 Правил благоустройства уборка городских территорий осуществляется ежедневно. Уборка в летний период должна проводиться до 9 часов с соблюдением санитарных норм допустимого уровня шума. Кроме того, выполняется дополнительная уборка городских территорий с 13 до 15 часов в местах массового пребывания людей путем проведения работ по уборке мусора из урн и подметанию вручную территории остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта (при необходимости).
Пунктом 11.5.2 Правил предусмотрено, что правообладатели объектов благоустройства, земельных участков, пользователи земельных участков в соответствии с разрешением на использование земель обязаны, помимо прочего, осуществлять накопление ТКО только в местах (на площадках) накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО (подп.4); осуществлять содержание в исправном состоянии мест (площадок) накопления ТКО, контейнеров и других сборников для ТКО и ЖБО, ежедневно обеспечивать надлежащее санитарное состояние основной и прилегающей территорий контейнерной (бункерной) площадки, контейнеров для сбора ТКО (подп.7).
Лицами, ответственными за уборку территории, являются на основных и прилегающих территориях – правообладатели основных территорий (п.11.6.1 Правил); на дворовых территориях - лица, осуществляющие содержание придомовых территорий многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, правообладатели земельных участков, а также лица, на которых настоящими Правилами возложена обязанность по содержанию территорий общего пользования, входящих в состав дворовой территории (п.11.6.2 Правил).
Из материалов дела следует, что в период времени с 12 часов 20 минут 12 января 2023 года по 11 часов 43 минуты 17 января 2023 года на основной территории земельного участка по адресу: г.Калининград, ул.Горького, 154, на котором расположен многоквартирный жилой дом, размещены отходы производства и потребления, а также твердые коммунальные и крупногабаритные отходы в виде остатков мебели, порубочных остатков и др., то есть отходы производства и потребления находились на придомовой территории многоквартирного жилого дома более 6 суток, периодичность уборки не соблюдалась.
Управление многоквартирным жилым домом 154 по ул.Горького в г.Калининграде осуществляет ООО «Жилищная управляющая компания».
Не выполнив в нарушение требований Правил благоустройства работы по уборке территории и не обеспечив надлежащее санитарное состояние прилегающей территории многоквартирного дома, ООО «Жилищная управляющая компания» совершило административное правонарушение, предусмотренное абз.2 ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Вина ООО «Жилищная управляющая компания» в совершении данного административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, а именно, фототаблицей, на которой зафиксировано захламление территории земельного участка мусором и другими бытовыми и крупногабаритными отходами на протяжении пяти суток – с 12 часов 20 минут 12 января 2023 года по 11 часов 43 минуты 17 января 2023 года; сведениями Единого государственного реестра юридических лиц и сведениями ГИС ЖКХ, согласно которым ООО «Жилищная управляющая компания» осуществляет управление многоквартирным домом 154 по ул.Горького, 154 в г.Калининграде; сведениями публичной кадастровой карты о местоположении земельного участка; обращением гражданина Луговец А.В. от 24.12.2022 о том, что в районе дома 152 по ул.Горького в г.Калининграде около контейнеров месяцами находится огромное количество отходов, которые не вывозятся с приложением фотографии места нахождения отходов; протоколом об административном правонарушении.
Названные выше доказательства являются достаточными для установления вины ООО «Жилищная управляющая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, всем доказательствам в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и должностными лицами, и судьей районного суда дана надлежащая оценка.
Фотографии, приведенные в фототаблице, являются допустимыми доказательствами, на каждой из них выставлены дата и время, свидетельствующие о том, что они сделаны в разные дни, в фототаблице отражены местоположение, и адрес земельного участка, на котором зафиксировано правонарушение.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения ООО «Жилищная управляющая компания» к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено с применением ч.1 ст.4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального, предусмотренного санкцией ч.2 ст.73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях. При назначении наказания должностным лицом учтено отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, характер совершенного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также то обстоятельство, что ООО «Жилищная управляющая компания» является субъектом малого предпринимательства.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако, вопреки доводам жалобы об обратном, им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению и своевременному устранению нарушений.
Само по себе заключение со сторонней организацией договоров об уборке и вывозе только крупногабартиных отходов о принятии Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не свидетельствует.
Доводы жалобы о том, что на момент проверки не истек срок, установленный п.13 СанПиН 2.1.3684-21, для вывоза КГО, подлежат отклонению.
В соответствии с п.13 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, определено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °C и ниже, а при температуре плюс 5 °C и выше - не реже 1 раза в 7 суток.
Таким образом, приведенным положением санитарных норм предусмотрена периодичность вывоза КГО по мере его накопления, но не реже установленных сроков. Как уже указано выше, материалами дела подтверждено, что отходы на территории дома 154 по ул.Горького в г.Калининграде накоплены до проведения проверки, однако по мере их накопления такие отходы управляющей организацией, ответственной за уборку территории, своевременно не вывезены.
Вопреки доводам жалобы об обратном оснований, позволяющих признать совершенное ООО «Жилищная управляющая компания» административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности на основании ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Так, в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного дела.
Объектом совершенного обществом правонарушения являются общественные отношения в области благоприятной окружающей среды, обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения состояния территории городского округа, и совершение такого правонарушения с очевидностью повлекло существенное нарушение охраняемых общественных отношений.
Как верно указано вышестоящим должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении жалоб Общества на постановление по делу об административном правонарушении, оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений и для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, процессуальных нарушений не допущено. Оснований к отмене оспариваемого ООО «Жилищная управляющая компания» решения судьи не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 26 мая 2023 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья