УИД 14RS0035-01-2024-005835-14
Дело № 2-4178-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
г. Якутск 08 мая 2024 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кретовой Т.Г., Кретова Е.В., Кретова Р.В. к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истцы Кретова Т.Г., Кретов Е.В., Кретов Р.В. обратились в суд к ответчику Окружной администрации г. Якутска с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что истец Кретова Т.Г. на основании типового договора социального найма жилого помещения № от 27 октября 2005 года проживает в жилом помещении расположенном по адресу ____ ____. Указанное жилое помещение было признано в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания, имеется опасность обрушения, имеется опасность угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Кретовой Т.Г., Кретову Е.В. , Кретову Р.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемому 58,9 кв.метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г.Якутске.
В судебное заседание истцы Кретова Т.Г., Кретов Е.В., Кретов Р.В. извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела не явились, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия.
В ходе судебного заседания представитель истца по доверенности Чистоедов Д.В. привел суду доводы изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленный иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела не яивлся, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без их участия в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, жилое помещение расположенное по адресу ____ находится в муниципальной собственности, истец Кретова Т.Г. на основании типового договора социального найма жилого помещения № от 27 октября 2005 года является нанимателем жилого помещения, и проживает в нем с членами своей семьи.
Как установлено в судебном заседании, и видно из акта обследования жилого помещения № от 28 июля 2017 года, в связи с значительным физическим износом в процессе эксплуатации многоквартирного дома – 68%, снижением уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций и основания здания, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ был признана аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем, из вступившего в законную силу решения Якутского городского суда РС (Я) от ____ вынесенного по иску ФИО1 и в интересах несовершеннолетнего сына ФИО2, ФИО3 и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО4 к Окружной администрации города Якутска о предоставлении жилого помещения, следует, что из дубликата технического заключения № по обследованию конструкций 12-ти квартирного жилого дома в ____, произведенного ООО КФК Профит +» от 20.07.2017 года следует, что состояние основных несущих конструкций многоквартирного жилого дома по совокупности факторов признается как аварийное, а не несущих имеется весьма ветхое, дальнейшая эксплуатация здания не является безопасным, восстановление и реконструкция нецелесообразна. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ____ не соответствует требованиям которым должно отвечать жилое помещение согласно п.п. 2.10,2.15,2.16 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, признать многоквартирный жилой дом аварийным и подлежащим сносу, согласно п.п.33, 34 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»» утвержденного ПП РФ от 28.01.2006 года № 47.
Судом также установлено, что из выводов судебной – технической экспертизы, произведенной Автономной коммерческой организации «Центр досудебных и судебных экспертиз» от 30 января 2019 года следует, что физический износ жилого дома по адресу: ____ жилого помещения по адресу: ____ составляет 75%, техническое состояние – ветхое, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь по проведению охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента.
Объект экспертизы не соответствует требованиям п.2.10, 2.15,2.16 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» и требованиям статьи 7 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
На основании изложенного, угроза проживанию людей и обрушения здания существует. Выявленная концентрация фенола не влияет на здоровье человека.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" (далее - Постановление Пленума N 14) при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, достоверных доказательств наличия у истцов в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, не имеется, в связи с чем у органов местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истица жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечена.
Со стороны ответчика суду не представлены доказательства того, что дальнейшее проживание семьи истца в этом доме не создает угрозу их жизни и здоровью. Также не представлено доказательств того, что дом поддерживается в надлежащем техническом и санитарном состоянии, позволяющем истцам проживать в нем.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кретовой Т.Г., Кретова Е.В., Кретова Р.В. к Окружной администрации г. Якутска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию города Якутска предоставить Кретовой Т.Г., Кретову Е.В., Кретову Р.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемому 58,9 кв.метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в г.Якутске.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: ___ В.И.Лиханов
___
___
___
Мотивированное решение изготовлено: 15 мая 2024 года.