УИД:25RS0023-01-2022-000393-82
Дело № 2-147/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2022 года п. Ольга Приморского края
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Э.В. Штольп,
при секретаре судебного заседания Кульбякиной Н.В.,
с участием прокурора Ольгинского района Приморского края Носова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольгинского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ольгинского городского поселения о возложении обязанности обеспечить установку и функционирование системы уличного освещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольгинского района Приморского края обратился в суд с иском к администрации Ольгинского городского поселения о возложении обязанности обеспечить установку и функционирование системы уличного освещения. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка фактического устранения нарушений законодательства безопасности дорожного движения, выявленных в ходе ранее проведенной проверки по коллективному обращению жителей п.Ольга. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства уличное освещение по ул.Комсомольская от дома 38 до дома 52 включительно отсутствует, что влечет нарушение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности и государственные гарантии обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также создает условия для совершения правонарушений и преступлений в темное время суток. 10.08.2021 прокуратурой района в адрес главы администрации Ольгинского городского поселения вынесено представление, однако до настоящего времени мероприятия по установке системы уличного освещения на данном участке не проведены. На основании изложенного прокурор просит суд обязать администрацию Ольгинского городского поселения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и функционирование системы уличного освещения на участке автомобильной дороги от дома 38 до дома 52 по ул.Комсомольская п.Ольга Ольгинского района Приморского края.
В судебном заседании прокурор Ольгинского района Приморского края Носов А.Н. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Администрация Ольгинского городского поселения Приморского края, будучи извещенной надлежащим образом, в суд своего представителя не направила, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, а также отзыв на исковое заявление, в котором, не возражая против заявленных требований о возложении обязанности, просят установить срок исполнения работ до 12 месяцев, в виду отсутствия денежных средств, а также учитывая климатические условия.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии со ст. ст. 49, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 5 части 1, а также частям 3 и 4 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательство Российской Федерации, относятся к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.3.5.4 Правил благоустройства территории Ольгинского городского поселения, утвержденных Решением Муниципального комитета Ольгинского городского поселения от 30.10.2017 №51МПА, к числу обязательных элементов благоустройства на территории улиц и дорог относится осветительное оборудование.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Госстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-2017) настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу п. п. 6.9.1 - 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766. Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б.
В судебном заседании установлено, что в 2021 году прокуратурой Ольгинского района Приморского края была проведена проверка исполнения администрацией Ольгинского городского поселения законодательства в сфере безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения, по результатам которой выявлено, что администрацией Ольгинского городского поселения не исполняются требования законодательства, а именно уличное освещение по ул.Комсомольская от дома 38 до дома 52 отсутствует.
10.08.2021 по результатам проверки прокурором Ольгинского района Приморского края было внесено представление главе администрации Ольгинского городского поселения об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Из ответа главы администрации Ольгинского городского поселения следует, что представление прокурора было рассмотрено. При этом указанные в представлении нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается рапортом от 03.08.2022, составленным помощником прокурора Ольгинского района Приморского края, а также не оспаривается ответчиком.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, поскольку организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, и необходимости их удовлетворения с возложением на администрацию Ольгинского городского поселения обязанности принять меры по установке и функционировании системы уличного освещения на участке автомобильной дороги по ул.Комсомольская п.Ольга Ольгинского района Приморского края от дома 38 до дома 52 включительно.
В соответствие со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, а также, руководствуясь принципами разумности и справедливости, необходимостью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы определенные финансовые затраты и время для проведения данных работ, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ольгинского района Приморского края в интересах Российской Федерации к администрации Ольгинского городского поселения о возложении обязанности обеспечить установку и функционирование системы уличного освещения – удовлетворить частично.
Обязать администрацию Ольгинского городского поселения, ИНН2523003761, ОГРН 1052502455422, обеспечить установку и функционирование системы уличного освещения на участке автомобильной дороги по ул.Комсомольская п.Ольга Ольгинского района Приморского края от дома 38 до дома 52 включительно в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Дата изготовления мотивированного решения – 08 сентября 2022 года.
Председательствующий судья Э.В.Штольп