Судья: Башмакова Т.Ю. адм.дело № 33а-1808/2022
№2а-5505/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Житниковой О.В., Ромадановой И.А.,
при помощнике судьи Дождевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 20по Самарской области на решение Кировского районного суда г. Самары от 11 ноября 2021 г. по административному делу № 2а-5505/2021 по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №20 по Самарской области к Файрушину Р.М. о взыскании недоимки по налогу,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя МИФНС №20 России по Самарской области Конновой Е.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец МИФНС России №20 по Самарской области обратилась в суд с иском к Файрушину Р.М. о взыскании недоимки по налогу и пени.
В обоснование заявленных требований указал, что на налоговом учёте в МИФНС России № 20 по Самарской области состоит в качестве налогоплательщика земельного налога Файрушин Р.М., ИНН № поскольку имеет в собственности земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени. В отношении налогоплательщика выставлены требования от 11.07.2019 г. №, от 29.01.2020 г. № об уплате налога, в которых сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные суммы в бюджет не поступили. В соответствии с гл. 11.1 КАС РФ, налоговый орган обращался в суд с заявлением о выдаче судебного приказа. 29.07.2020 г. был выдан судебный приказ №. 04.03.2021 г. судом вынесено определение об отмене судебного приказа. Также следует учесть, что инспекцией ранее использовано право на принудительное взыскание недоимки по земельному налогу. Так, судебным приказом мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г.Самары № от 04.07.2019 г. с Файрушина P.M. взыскана недоимка по земельному налогу за 2017 г. в размере 6741 руб., пени в размере 98,53 руб. Решением Советского районного суда г.Самары от 07.05.2019 г. по делу № с Файрушина P.M. взыскана недоимка за 2016 г. по земельному налогу в размере 11452 руб., пени в размере 50,39 руб.; пени по земельному налогу за 2015 год в размере 72,97 руб.
На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Файрушина Р.М., ИНН № недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками расположенным в границах сельских поселений: за 2018 г. налог в размере 6741 руб., пеня в размере 80,78 руб. за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 г. (требование № от 29.01.2020 г.); за 2017 г. пеня в размере 280,77 руб. за период с 30.01.2019 по 10.07.2019 г. (требование № от 11.07.2019 г.); за 2015 г. пеня в размере 361,02 руб. за период с 21.12.2016 по 25.03.2017 г. (требование № от 11.07.2019 г.), а всего на общую сумму 7463,57 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Самары от 11.11.2021 в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №20 по Самарской области к Файрушину Р.М. о взыскании недоимки по налогу отказано в связи с пропуском установленных налоговым законодательством сроков (л.д. 47-51).
В апелляционной жалобе административный истец МИФНС России №20 по Самарской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований (л.д. 53-54).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 20 по Самарской области Коннова Е.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ).
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), земельный налог (гл. 31 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
На основании статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что у Файрушин Р.М. в собственности имеется земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления: № от 29.09.2016 г. со сроком уплаты до 01.12.2016 г.; № от 11.09.2018 г. со сроком уплаты до 03.12.2018 г.; № от 05.07.2019 г. со сроком уплаты до 02.12.2019 г.
Кроме того, в адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога и пени: № по состоянию на 11.07.2019 г. со сроком исполнения до 05.11.2019 г.; № от 29.01.2020 г. со сроком уплаты до 24.03.2020 г.
Мировым судьей судебного участка № Кировского судебного района г. Самары Самарской области 29.07.2020 г. был вынесен судебный приказ о взыскании с Файрушина Р.М.. суммы недоимки по налогу и пени за 2015, 2018 гг.
04.03.2021 г. судебный приказ был отменен по заявлению ответчика по формальным основаниям.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходил из того, что налоговое требование № от 25.07.2019 года об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 6741 рубль было выставлено за пределами трехмесячного срока. Таким образом, истец нарушил установленный налоговым законодательством 3 - месячный срок для выставления требования об оплате недоимки по налогу. Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
С указанными выводами суда судебная коллегия не может согласиться в виду следующего.
В сумму административного искового заявления включена задолженность по пени по земельному налогу за три налоговых периода: 2015, 2017, 2018 г.г.
Согласно ч. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения административному ответчику направлено налоговое уведомление: № от 29.09.2016 об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц в размере 11 522 руб. за 2015 год, со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 (л.д. 12).
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно налоговому уведомлению от 29.09.2016, срок для уплаты налога установлен не позднее 01.12.2016. Таким образом, днем выявления недоимки по налогам является 02.12.2016. С указанной даты начинается течение трехмесячного срока для выставления налогового требования.
В связи с неисполнением налогового уведомления от 29.09.2016, административному ответчику было направлено требование № от 21.12.2016 об уплате суммы налога в размере 11 522 рубля и пени за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в размере 72, 97 рубля.
Пени за период с 02.12.2016 по 20.12.2016 в размере 72,97 руб. включены в требование № от 21.12.2016 и взысканы решением Советского районного суда г. Самары от 07.05.2019 по делу №.
Согласно представленному в материалы дела расчету сумм пени, включенной в требование по оплате № от 11.07.2019, административным ответчиком 25.03.2017 оплачен налог в размере 11 522 руб. По данной недоимке за период с 21.12.2016 по 24.03.2017 начислены пени в размере 361,02 рублей. Указанная сумма ответчиком не была оплачена.
На основании положений ст. 48 НК в редакции от 23.11.2020, действующей на момент предъявления иска и рассмотрения настоящего административного дела, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции от 23.11.2020) предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № от 11.09.2018 об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 6 741 руб., со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.
30.01.2019 административному ответчику выставлено налоговое требование № об оплате суммы налога за 2017 год в размере 6 741 руб. и пени за период с 04.12.2018 по 29.01.2019 в размере 98,53 руб. Указанные суммы налога и пени взысканы судебным приказом мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г. Самары от 04.07.2019 по делу №.
В связи с непогашением административным ответчиком указанной задолженности, пени на недоимку по налогу за 2017 в размере 6 741 руб. продолжили начисляться.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.11.2011 № 8330/11 срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Кодекса, не является основанием для признания требования недействительным.
Административному ответчику выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 11.07.2019, где в сумму пени в размере 638,82 руб. включена сумма пени за 2015 год в размере 361, 02 руб.; пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 30.01.2019 по 10.07.2019 в размере 280, 77 руб.
По 2018 году административному ответчику выставлено налоговое уведомление № от 25.07.2019 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 6 741 руб. со сроком уплату не позднее 02.12.2019.
В связи с неоплатой указанного налога, административному ответчику выставлено требование № по состоянию на 29.01.2020 об уплате земельного налога за 2018 год в размере 6 741 руб. и пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 на сумму 80,78 руб. со сроком исполнения до 24.03.2020.
Таким образом, сумма задолженности административного ответчика по налогам превысила 3 000 рублей после выставления требования № от 29.01.2020.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что 29.07.2020 мировым судьей судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области вынесен судебный приказ № по заявлению Межрайонного ИФНС России № 14 по Самарской области о взыскании с Файрушина Р.М. в доход государства недоимку по земельному налогу за 2015 год, 2018г. в размере 6 741 руб., пени по земельному налогу в размере 912,69 руб., а всего 7 653,69 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Советского судебного района г. Самары Самарской области от 04.03.2021 указанный судебный приказ отменен.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Кировский районный суд г. Самары 31.08.2021.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что пропуск налоговым органом, установленного ст.70 Налогового кодекса, не влечен изменение предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сама по себе, при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности (постановление Президиума высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 01.11.2011 №)
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, судам предписано учитывать, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 года N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, учитывая приведенные правовые позиции, возможность взыскания в судебном порядке задолженности по налогам и пеням зависит от соблюдения всех последовательно установленных сроков обращения в суд, которые, в свою очередь, зависят от соблюдения налоговым органом срока направления требования об уплате задолженности.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, административным истцом соблюдены установленные налоговым законодательством сроки и порядок взыскания налогов.
До настоящего времени административный ответчик не уплатил задолженность по налогу и пени. Доказательств обратного не представлено.
Расчет задолженности по налогу и пени суд находит обоснованным и арифметически правильным.
Таким образом, исковые требования Межрайонного ИФНС России №20 по Самарской области являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 114 КАС с административного ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 11 ноября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с Файрушина Р.М. , проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства пени на недоимку по земельному налогу за 2015 год за период с 21.12.2016 по 25.03.2017 в размере 361,02 руб.; пени на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 30.01.2019 по 10.07.2019 в размере 280,77 руб.; задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 6 741 руб., пени за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 80, 78 руб., всего на общую сумму 7 463 (семь тысяч четыреста шестьдесят три) руб. 57 коп.
Взыскать с Файрушина Р.М. , в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: