Судья Нарожный И.О. Дело № 7р-660/2024
РЕШЕНИЕ
г.Красноярск 05 июня 2024 года
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев жалобу защитника Анисимовой Н.В. на решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 26 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Ленинского района г.Красноярска,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору №675 от 11 октября 2023 года Администрация Ленинского района г.Красноярска привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности в занимаемом здании по адресу: г.Красноярск, ул.Юности, 11.
Нарушения выявлены государственным инспектором города Красноярска по пожарному надзору в ходе внепланового инспекционного визита, проведенного в соответствии с решением о проведении внепланового инспекционного визита от 14 августа 2023 года №2308/237-24/909-В/РИВ в период с 10 часов 00 минут до 14 часов 00 минут 23 августа 2023 года.
Решением судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 26 марта 2024 года постановление оставлено без изменения.
В жалобе, с которой обратилась в Красноярский краевой суд, защитник Администрации Ленинского района г.Красноярска Анисимова Н.В. просит учесть, что частично нарушения устранены. Устранение ряда нарушений, связанных с реконструкцией здания, возможно только после проведения в здании аварийно-восстановительных работ. По заключению <данные изъяты> от 18 сентября 2023 года техническое состояние здания администрации оценивается как ограниченно-работоспособное, близкое к аварийному. Согласно постановлению администрации г.Красноярска от 14.07.2023 №501 департаменту финансов администрации города поручено выделить в 2023 году из резервного фонда Администрации города Красноярска 1490001,54 рублей на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в здании. Администрацией района в 2023 году дополнительно запрошено финансирование в размере 40462410,18 рублей на проведение аварийно-восстановительных работ на основании специально разработанного проекта, в финансировании отказано. Денежные средства на проведение аварийно-восстановительных работ администрации района выделены в 2024 году. В соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 в настоящее время осуществляется подготовка документации для размещения закупки на выполнение аварийно-восстановительных работ в здании администрации. Устранение нарушений, выявленных при плановом инспекционном визите 23 августа 2023 года, может быть проведено только после проведения аварийно-восстановительных работ в здании администрации. Финансирование деятельности районной администрации осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете города Красноярска (п.1.4 Положения). Кроме того, защитник просит применить в отношении администрации района ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа.
В судебном заседании защитник Анисимова Н.В. жалобу поддержала, представитель ГУ МЧС России по Красноярскому краю Маргарян А.С. возражал против её удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, полагаю, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Ленинского района г.Красноярска и решение судьи районного суда отмене не подлежат.
Часть 1 ст.20.4 КоАП РФ предусматривает административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела помещение, расположенное по адресу: г.Красноярск, ул.Юности, 11 находится в оперативном управлении Администрации Ленинского района г.Красноярска.
Согласно обжалуемому постановлению Администрация Ленинского района г.Красноярска, осуществляя свою деятельность по адресу: г.Красноярск, ул.Юности, 11, допустила нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», Н 102-54 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 «О противопожарном режиме», что выразилось в следующем: внутренняя лестничная клетка не отделена дверьми от холла первого этажа здания; внутренняя лестничная клетка не отделена дверьми от коридоров пятого этажа здания; подвальный этаж здания не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, ведущие во внутреннюю лестничную клетку, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов, ведущих из холла первого этажа непосредственно наружу, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов, ведущих из внутренней лестничной клетки непосредственно наружу, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; не представлены документы по организации проведения эксплуатационных испытаний наружной открытой металлической лестницы, предназначенной для эвакуации людей из здания с составлением соответствующего протокола испытаний; не представлены документы по организации проведения эксплуатационных испытаний ограждений на крыше здания с составлением соответствующего протокола испытаний; на вторых створках дверей лестничных клеток, а также на двери, ведущей из подвала, отсутствуют приспособления для самозакрывания.
Согласно ч.1 ст.56 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.
Приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Как установлено п.4.4.6 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир.
Согласно ст.52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
На основании п.14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств).
В соответствии с п.17б Правил противопожарного режима в Российской руководители организаций: организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, металлических наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Согласно п.26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, за исключением объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В силу п.60 названных Правил руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям №1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Таким образом, помещение должно быть оборудовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа; внутренние лестничные клетки должны быть отделены дверьми от холла первого этажа здания; от коридоров пятого этажа здания, необходимо наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств «антипаника», замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания.
Нарушение Администрацией Ленинского района требований пожарной безопасности в объёме, описанном в постановлении, установлено протоколом осмотра от 23 августа 2023, в ходе которого были выявлены указанные в протоколе об административном правонарушении №675 от 28 сентября 2023 года нарушения противопожарного законодательства. В ходе осмотра представители Администрация Ленинского района г.Красноярска: начальник отдела по организационно-кадровой работе ФИО., главный специалист отдела бухгалтерского учета и отчетности ФИО1 наличие нарушений противопожарного законодательства не оспаривали.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства
В соответствии со статьей 37 данного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований для освобождения Администрации Ленинского района г.Красноярска от административной ответственности не имеется.
Условия освобождения органа местного самоуправления от административной ответственности за невыполнение им его полномочий ввиду неполучения на это необходимого финансирования определены в ч.4 ст.24.5 КоАП РФ.
По настоящему делу такие условия не соблюдены. В материалах дела отсутствуют доказательства своевременного, в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета города Красноярска на 2023 год, направления Администрацией Ленинского района г.Красноярска предложения о выделении ей бюджетных ассигнований на устранение нарушений требований пожарной безопасности в занимаемом здании.
Согласно постановлению администрации г.Красноярска от 14.07.2023 №501 департаменту финансов администрации города поручено выделить в 2023 году из резервного фонда администрации города Красноярска 1490001,54 рублей на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с предупреждением угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в здании.
Администрацией Ленинского района г.Красноярска 29 сентября 2023 года дополнительно запрошено финансирование в размере 40462410,18 рублей на проведение аварийно-восстановительных работ на основании специально разработанного проекта.
Между тем, проведение аварийно-восстановительных работ по своему содержанию не равнозначно проведению работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Устранение части нарушений после проведения проверки не исключает ответственности юридического лица за то, что нарушения были допущены.
С учётом изложенного действия Администрации Ленинского района г.Красноярска обоснованно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вина юридического лица в данном правонарушении доказана.
Существенного нарушения процессуальных норм при производстве по делу не допущено.
Административный штраф назначен Администрации Ленинского района г.Красноярска в соответствии с положениями ст.4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном в санкции статьи.
Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которые давали бы основания для назначения административного штрафа Администрации Ленинского района г.Красноярска в соответствии с положениями ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ - в размере менее минимального, предусмотренного санкцией статьи, не имеется. С жалобой данных об этом не представлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Решение судьи Центрального районного суда г.Красноярска от 26 марта 2024 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г.Красноярска по пожарному надзору №675 от 11 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации Ленинского района г.Красноярска оставить без изменения, жалобу защитника Анисимовой Н.В. – без удовлетворения.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев