РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Черногорск 21 апреля 2015 года
Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Ключиковой Ю.С.
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ООО «Хакасский ТЭК» Круглова Г.К., действующего на основании доверенности,
при секретаре Витвинове А.А.,
а также представителя Управления Росприроднадзора по РХ Песеговой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» Круглова Г.К., действующего на основании доверенности на постановление старшего государственного инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г., которым ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г., ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» (далее ООО «Хакасский ТЭК») привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50000 руб. Так как плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года ООО «Хакасский ТЭК» в установленный срок не внесена. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013года и 1-3 кварталы 2014 года внесена ООО «Хакасский ТЭК» не в полном объеме. На момент составлен протокола задолженность ООО «Хакасский ТЭК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013года и 1-3 кварталы 2014 года составляет 713 869,97 руб. Нарушены требования ст. 16 Федерального Закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охра окружающей среды», ст. 28 закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.99, Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружают природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утвержденных Постановление правительства РФ от 28.08.1992 № 632), приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».Таким образом, совершили бездействие выразившемся в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный срок.
Не согласившись с принятым постановлением ООО «Хакасский ТЭК» обжаловало постановление инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2015г.
Жалоба мотивирована тем, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Согласно статье 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1); к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки) (подпункт 8 части 2).Плановая выездная проверка в отношении ООО "Хакасский ТЭК" проведена Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по РХ на основании приказа от 24.10.2014 N279-H, вынесенного исполняющим обязанности руководителя административного органа - Р.Г.Д.. Согласно приказа о проведении плановой, выездной проверки от 24.10.2014 N249-H к проведению проверки в качестве экспертной организации привлечено ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО».При проведении проверки специалистами экспертного учреждения были проведены анализы промышленных выбросов от источников загрязнения ООО «Хакасский ТЭК». По результатам проведенных анализов специалистами отдела лабораторного анализа и технических измерений по РХ ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» подготовлены заключения. На момент проведения проверки (в период с 17.11.2014 по 19.12.2014) экспертное учреждение - ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» состояло с ООО "Хакасский ТЭК" в гражданско-правовых отношениях. Между ООО "Хакасский ТЭК» и «ЦЛАТИ по Енисейскому региону. ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» заключен договор теплоснабжения в горячей воде №1233-Т/Ц от 09.01.2014 года. Согласно пункта 1.2 указанного договора Энергоснабжающая организация (ООО «Хакасский ТЭК» обязуется подавать Абоненту («ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а Абонент принимать и оплачивать тепловую энергию. В силу пункта 9.1 договор действует с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года.
В судебном заседании представитель ООО «Хакасский ТЭК» Круглов Г.К. полностью поддержал жалобу. Пояснил, что поскольку акт проверки от 19 декабря 2014г., на основании которого вынесено Постановление о привлечении ООО «Хакасккий ТЭК» к административной ответственности, является не законным, следовательно и Постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, несмотря на то, что по данному правонарушению заключение ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» не принималось в качестве доказательства.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ Песегова Н.Г. пояснила, что по данному делу об административном правонарушении результаты исследований ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО» в качестве доказательства не принимались и не имели правового значения. Вина юридического лица была подтверждена иными доказательствами, которые представителем ООО «Хакасский ТЭК» не оспаривались.
В своих письменных возражениях ИО Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ указал, что из анализа п. 8 ч. 2 ст. 20 и ч. 6 ст. 12 Федерального Закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ следует, что для признания нарушения требований данного Федерального Закона грубым необходимо считать наличие между проверяемым лицом и экспертом, экспертной организацией одновременно не только гражданско-правовых отношений, но и трудовых отношений. По смыслу данного закона условие о невозможности лица участвовать в проверке направлено в первую очередь на предотвращение действий в пользу проверяемого лица, однако в результате исследований, проведенного экспертами ФБУ ЦЛАТИ по СФО установлено подтверждение нарушения требований Федерального Закона от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» со стороны ООО «Хакасский ТЭК». Кроме того предметом договора от 09 января 2014г. является подача тепловой энергии, указанные гражданско-правовые отношения не касаются проверявшейся административным органом и исследовавшейся экспертной организацией при проведении экспертизы сферы деятельности ООО «Хакасский ТЭК».
Выслушав мнения участников судебного заседания, исследовав представленные материалы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к следующему.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении инспектор РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ установил наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, виновность последнего в совершении административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении ООО «Хакасский ТЭК» в результате своей производственно-хозяйственной оказывает негативное воздействие на окружающую среду: выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижных источников; выбросами в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников; размещением отходов производства и потребления.
ООО «Хакасский ТЭК» эксплуатирует оборудование и сооружения, которые являются источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Предприятию утверждены нормативы выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданные на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 07.03.2012 № 60, сроком действия с 07.03.2012 по 07.03.2017
ООО «Хакасский ТЭК» имеет действующее разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух №5-17/12 выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия от 18.04.2012 № 124, сроком действия с 18.04.2012 по 07.03.2017.
В соответствии с инвентаризацией выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, приведенной в проекте предельно допустимых выбросов для ООО «Хакасский ТЭК», утвержденного в 2011 году, на предприятии определено 45 стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, из них: организованных - 21 источник, неорганизованных - 24 источника.
В качестве топлива на котельных используется отсев каменного угля Черногорского разреза. Для растопки и подсветки факела служит мазут марки Ml00.
При сжигании угля и мазута в котельных в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества: азота диоксид, азота оксид, сажа, ангидрид сернистый, углерода оксид, бенз(а)пирен, пыль неорганическая, зола мазутная.
ООО «Хакасский ТЭК» представлены поквартальные справки по расходу топлива в соответствии с которыми расход угля и мазута составил:
- 4 квартал 2013 год: котельная «Центральная» - уголь - 30225 т., мазут - 66,6 т.; котельная «Южная» - уголь - 15020,4 т., мазут - 11,8 т.; котельная № 1 - уголь - 231,8 т.; котельная№10-уголь 373,6 т.; котельная п. Пригорск - уголь - 2198,6 т.
- 1 квартал 2014 года: котельная «Центральная» - уголь - 32046,3т.; котельная «Южная»-уголь - 12877,5 т.; котельная № 1 - уголь - 270,87 т.; котельная № 10 - уголь 403,4 т.; котельная п. Пригорск - уголь - 2292,3 т.
- 2 квартал 2014 года: котельная «Центральная» - уголь - 17108,8 т.; котельная «Южная»-уголь - 0 т.; котельная № 1 - уголь - 76,9 т.; котельная № 10 - уголь 0 т.; котельная п. Пригорск - уголь - 206,5 т.
- 3 квартал 2014 года: котельная «Центральная» - уголь - 1115 т.; котельная «Южная»-уголь - 7649,2 т.; котельная № 1 - уголь - 61,1 т.; котельная № 10 - уголь 0 т.; котельная п. Пригорск - уголь - 394,4 т.
Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ подтвержден протоколами испытаний (измерений):
- котельная «Центральная» - протокол испытаний (измерений) от 15.01.2014 № 124;
- котельная «Южная» - протокол испытаний (измерений) от 15.01.2014 № 118;
- котельная № 1 - протокол испытаний (измерений) от 11.07.2014 № 58, протокол испытаний
(измерений) от 06.10.2014 № 79;
- котельная п. Пригорск - протокол испытаний (измерений) от 15.01.2014 № 117, протокол испытаний (измерений) от 15.04.2014 № 33.
При проведении предприятием сварочных работ в атмосферный воздух выделяются следующие вредные (загрязняющие) вещества: оксид железа, марганец и его соединения, фториды газообразные.
В соответствии со справкой по расходу электродов по ООО «Хакасский ТЭК», расход электродов составил:
- 4 квартал 2013 год: марки МР-3 - 480 кг., марки Т-590 - 58 кг.;
-1 квартал 2014 года: марки МР-3 - 189 кг., марки Т-590 - 51 кг.;
- 2 квартал 2014 года: марки МР-3 - 534 кг., марки Т-590 - 59 кг.;
- 3 квартал 2014 года: марки МР-3 - 725 кг., марки Т-590 - 61 кг.
ООО «Хакасский ТЭК» эксплуатирует 14 единиц автотранспорта и спецтехники на основании договоров аренды: от 31.07.2008 № 158, от 05.02.2010 № 66, от 05.02.2010 № 65, от 20.04.2011 №70, от 15.05.2010 № 146, от 01.09.2007, № 154, от 30.07.2008 № 157, от 05.02.2010 № 67, от 19.10.2012 № 252, от 20.04.2011 № 71, от 01.06.2009 № 73, от 12.07.2010 № 144, от 03.06.2008 № 95, от 09.06.2006 № 105.
Согласно представленных ООО «Хакасский ТЭК» поквартальных справок по расходу топлива, на работу двигателей внутреннего сгорания автотранспорта и спецтехники израсходовано следующее количество ГСМ:
- 4 квартал 2013 год: бензин - 15,6 т., дизтопливо - 16,1 т.;
- 1 квартал 2014 года: бензин - 15,6 т., дизтопливо - 16,1 т.;
- 2 квартал 2014 года: бензин - 16,2 т., дизтопливо - 18,1 т.;
- 3 квартал 2014 года: бензин - 16,2 т., дизтопливо -18,1 т.
Так же при проведении проверки ООО «Хакасский ТЭК» установлено, что предприятие является источником образования отходов производства и потребления.
Отходы образуются на пяти вышеуказанных производственных площадках предприятия.
ООО «Хакасский ТЭК» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) 2013 года, а так же получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (регистрационный номер документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 4-32/13 от 05.07.2013) сроком действия с 05.07.2013. по 04.06.2018.
Для хранения золошлаковой смеси от сжигания углей «Хакасский ТЭК» эксплуатирует объект размещения отходов - золоотвал, находящийся адресу: левый берег р. Енисей за автодорожной магистралью г. Абакан - Усть-Абакан.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.08.2014 479, данный объект размещения, внесен в государственный реестр объектов размещения отходов за № ***
В соответствии со справкой «О количестве размещенных золошлаковых отходов золоотвале котельной «Центральная», предприятием на золоотвале размещено следующее количество золошлаковой смеси:
- 2013 год: 4 кв. - 4479,2 тонн;
- 2014 год: 1 кв. - 5099 тонн, 2 кв. - 2722,2 тонн, 3 кв. - 177,4 тонн.
Остальные отходы IV-V класса опасности подлежащие размещению передаются ООО «Благоустройство» (лицензия *** от 22.05.2013) по договору от 01.11.2010 № 270.
В 4 квартале 2013 года передано для захоронения - 156 куб.м. отходов (акты: от 29.07.2013г. № 00001503, от 27.08.2013 № 00001718, от 09.08.2013 № 00001600, от 30.08.2013 № 00001786, от 29.07.2013 № 00001503, от 30.09.2013 № 00002038, от 30.09.2013 № 00002035).
В 1-3 кварталах 2014 года предано на захоронение 222 куб.м. отходов (акты: от 27.02.2014 00000292, от 05.02.2014 № 00000166, от 31.03.2014 № 00000537, от 31.03.2014 № 00000522, от 30.04.2014, № 00000804, от 30.04.2014 № 00000791, от 29.05.2014 № У0099, от 30.06.2014 № 12 от 30.07.2014 № 1438, от 31.07.2014 № 1476, от 29.08.2014 № 1702, от 30.09.2014 № 1987).
В силу ст. 16. Федерального закона РФ от 10.01.2002 г №7-ФЗ «Об охране окружающ среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законе иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхности
водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления...».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природа среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункта распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российскую Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ поверхностные и подземные водные объекты через централизованные системы водоотведения, размещение отходов...
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утверждённых Министерством охран окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1992г. (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных передвижных источников, размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчётного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года ООО «Хакасский ТЭК» в установленный срок не внесена.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013года и 1-3 кварталы 2014 года внесена ООО «Хакасский ТЭК» не в полном объеме. Задолженность ООО «Хакасский ТЭК» по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013года и 1-3 кварталы 2014 года составляет 713 869,97 руб. Чем нарушены требования ст. 16 Федерального Закона от 10.01.2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 28 закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ от 04.05.99, Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружают природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утвержден Постановление правительства РФ от 28.08.1992 № 632), приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Все доказательства, использованные административным органом, получены в соответствии с требованиями закона, и суд может ссылаться на них при вынесении решения.
Доказательствами по данному дело не являются экспертные заключения отдела лабораторного анализа и технических измерений по РХ «ЦЛАТИ по Енисейскому региону «ФБУ ЦЛАТИ по СФО».
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вина ООО «Хакасский ТЭК» в совершении правонарушении подтверждается иными доказательствами.
Представителем ООО «Хакасский ТЭК» не оспаривался факт неуплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2014 года, оплату за 4 квартал 2013года и 1-3 кварталы 2014 года не в полном объеме. Так же не оспаривался размер задолженности, и факт негативного воздействия на окружающую среду.
Установив все обстоятельства по делу, оценив имеющиеся по делу доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, инспектор РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ пришел к правильному выводу о наличии в бездействии юридического лица ООО «Хакасский ТЭК» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Административное наказание назначено минимальное, предусмотренное санкцией ст. 8.41 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, препятствовавших всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Хакасский ТЭК» не усматривается.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, существенное нарушение охраняемых правоотношений - суд не усматривает оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд приходит к выводам, что обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом, в установленном законом порядке, в предусмотренные ч. 1, 6 ст. 4.5. КоАП РФ сроки, соответствует принципам законности и обоснованности, отмене либо изменению не подлежит, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление инспектора РФ по РХ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РХ от 14 января 2014г. в отношении ООО «Хакасский ТеплоЭнергоКомплекс» по ст. 8.41 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя ООО «Хакасский ТЭК» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток путем подачи жалобы через Черногорский городской суд.
Судья