УИД 11RS0001-01-2023-016083-37 |
Дело № 2-1749/2024 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Зотовой М.О.,
с участием истицы, законного представителя третьих лиц Бахромбековой Н.В.,
представителя ответчика Хозяиновой Я.В.,
третьего лица, законного представителя третьих лиц Бахромбекова А.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахромбековой Надежды Викторовны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,
у с т а н о в и л :
Бахромбекова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ей на состав семьи из пяти человек, включающий Бахромбекова А.Т., ФИО1, ФИО2, ФИО2, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Сыктывкара, общей площадью не менее 39,7 кв.м, состоящего из двух изолированных комнат.
В обоснование иска указано на то, что занимаемое истицей и членами её семьи по договору социального найма жилое помещение по адресу: ... расположено в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, проживание в нём несет угрозу жизни и здоровья проживающих граждан.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Бахромбеков А.Т., ФИО1, а также несовершеннолетние ФИО2, ФИО2 в лице их законных представителей – Бахромбековой Н.В. и Бахромбекова А.Т.
В судебном заседании Бахромбекова Н.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО2, на иске настаивала.
Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.
Бахромбекова А.Т., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО2, иск поддержал.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что жилое помещение по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда.
Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 39,7 кв.м.
** ** ** между сторонами заключен договор №... социального найма жилого помещения в отношении жилого помещения по адресу: .... В качестве членов семьи нанимателя в договоре социального найма были указаны: ...
В настоящее время в жилом помещении по адресу: ... сохраняют регистрацию по месту жительства: Бахромбекова Н.В., Бахромбеков А.Т., ФИО1, а также несовершеннолетние ФИО2 и ФИО2
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... на основании заключения межведомственной комиссии №... от ** ** ** многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до 2028 года. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. На Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность направить собственникам помещений в указанном доме требование о сносе такого дома за счёт собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошёл.
Письмом от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» в лице Комитета жилищной политики уведомила жильцов ... истицу о том, что переселение граждан из жилых помещений указанного дома планируется после 2025 года. При этом было разъяснено право на предоставление жилого помещения маневренного жилищного фонда, было предложено обратиться за предоставлением такого жилого помещения.
Своим правом на предоставление жилого помещения маневренного фонда истица и члены её семьи не воспользовалась.
Исковые требования Бахромбековой Н.В. основаны на обстоятельствах наличия угрозы для жизни и здоровья её и членов её семьи в связи с проживанием в жилом доме по адресу: ..., а также на обстоятельствах подачи администрацией МО ГО «Сыктывкар» иска к ней и членам её семь о выселении из занимаемого жилого помещения в помещение маневренного фонда.
Действительно, ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» обращалась в суд с иском к Бахромбековой Н.В., Бахромбекову А.Т., ФИО1, ФИО2 и ФИО8 о выселении из жилого помещения по адресу: ..., с правом вселения во временное специализированное жилое помещение маневренного жилищного фонда до предоставления благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма взамен жилого помещения по адресу: ...
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** по гражданскому делу №... постановлено:
- исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» к Бахромбековой Н.В., Бахромбекову А.Т., ФИО2, ФИО1, ФИО2 о выселении из жилого помещения по адресу: ... правом поселения во временное специализированное жилое помещение маневренного жилищного фонда до предоставления им благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, общей площадью не менее 39,7 кв.м, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: ..., оставить без удовлетворения;
- заявление об обращении решения суда к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация МО ГО «Сыктывкар» и прокурор г. Сыктывкара обратились в суд с апелляционными жалобой и представлением, соответственно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ** ** ** решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ** ** ** оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации МО ГО «Сыктывкар» – без удовлетворения. Производство по апелляционному представлению прокурора г. Сыктывкара было прекращено.
Вступившим в законную силу решением суда от ** ** **, с учётом апелляционного определения от ** ** **, был установлен факт недоказанности обстоятельств наличия угрозы обрушения здания по адресу: ... опасности для проживания граждан в нём. Напротив, актом экспертизы (внесудебной) №... от ** ** **, составленным экспертом Центра судебно-экспертной деятельности Союза «ТПП РК», подтверждается, что указанный жилой дом в целом находится в ограниченно работоспособном состоянии (категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного обрушения конструкций).
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 указанного Кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда по другому делу, в котором участвовали те же лица, что и по настоящему делу, установлено отсутствие угрозы для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием в жилом доме по адресу: ... в ... этом доме.
Установленный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» срок для расселения граждан, проживающих в данном доме, не истёк. Мероприятия по выселению граждан, проживающих в жилых помещениях в этом доме на условиях социального найма, с предоставлением иных жилых помещений на условиях социального найма, к настоящему времени не закончены.
Указанные обстоятельства являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истицы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Вместе с тем, вне зависимости от обстоятельства наличия угрозы для жизни и здоровья в связи с проживанием в указанном жилом помещении, в силу статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Законоположение, гарантирующее внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, направлено на обеспечение защиты интересов данной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы не относящихся к данной категории лиц.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении заявленного спора, является установление объективной нуждаемости истца в ином жилом помещении, а также наличия у него такого материального положения, которое позволяет отнести его к нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Истица и члены её семьи на учёт в качестве нуждающихся в представлении жилого помещения на условиях социального найма не принимался, малоимущим для целей предоставления жилого помещения на условиях социального найма в установленном порядке не признавался.
Обстоятельства принятия истицы на учёт в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ правового значения в рассматриваемом споре не имеют, поскольку данный Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, а не отношения, связанные с принятием на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, признанием малоимущими для этих целей, предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
Порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом РФ установлен Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ. За признанием семьи малоимущей для целей предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда истица или члены её семьи в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в установленном порядке не обращались.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.
Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
Так, в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективно нуждаемости в жилом помещении.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 5 8-КГ2З-З-К9.
На основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.
При этом малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяется Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».
В силу ст. 1 указанного Закона основанием для признания органом местного самоуправления семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда является одновременное соблюдение следующих условий:
- если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина не превышают установленных органом местного самоуправления размеров;
- если стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров.
При этом определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к указанному Закону.
Согласно п. 8 указанного Порядка совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими. В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.
Статьей 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ предусмотрено, что определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 2 к указанному Закону.
Согласно п. 1 указанного Порядка для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается имущество, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащее налогообложению в соответствии с:
- главой 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ;
- главой 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ;
- главой 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка определение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится, в том числе, на основании:
- сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - для жилых домов, квартир, комнат, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и иных зданий, строений, сооружений, помещений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц;
- отчета об оценке транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке и признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 8 указанного Порядка предусмотрено, что если в течение расчетного периода гражданином и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином было продано имущество, входящее в перечень имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, то стоимость проданного имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение расчетного периода.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.05.2020 № 49/2020-699 установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.
Также указанным решением установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми более чем в 42 раза.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23.08.2023 № 410 величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми на 2024 год установлена в сумме 17 286 рублей.
На 2023 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 и составляла 16 415 рубль.
Судом в порядке подготовки дела к рассмотрению и в ходе рассмотрения дела предлагалось стороне истца представить все имеющиеся доказательства наличия у истицы и членов её семьи материального положениями, позволяющего им быть признанными малоимущими для целей принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма (включая сведения обо всех их доходах за период с января 2022 года, сведения обо всём недвижимом имуществе, обо всех транспортных средствах, принадлежащих им в указанный период, сведения о рыночной стоимости таких транспортных средств).
...
...
Исходя из указанных истицей обстоятельств, среднедушевой доход семьи на момент обращения истицы с иском в суд (ноября 2023 года) составлял не менее 30 750 рублей ((23000+100000)/4), что превышало величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.
Если учитывать объяснения Бахромбекова А.Т. о размере его дохода, среднедушевой доход семьи на момент обращения истицы с иском в суд составит ещё большую сумму.
Истицей признаны обстоятельства наличия в собственности её семьи транспортного средства. При этом отчёта об оценке транспортного средства суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд при принятии решения исходит из того, что каких-либо допустимых доказательств наличия у истицы и членов её семьи материального положениями, позволяющего им быть признанными малоимущими для целей принятия на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, суду не представлено.
Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истицы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Обстоятельства обращения администрации МО ГО «Сыктывкар» с иском к истице и членам её семьи о выселении из занимаемого жилого помещения в правом временного вселения в помещение маневренного фонда, с учётом отказа суда в удовлетворении этого иска администрации МО ГО «Сыктывкар», правового значения в рассматриваемом споре не имеют.
С учетом изложенного, исковые требования Бахромбековой Н.В. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении ей на состав семьи из пяти человек, включающий Бахромбекова А.Т., ФИО1, ФИО2. ФИО2, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г.Сыктывкара, общей площадью не менее 39,7 кв.м, состоящего из двух изолированных комнат, взамен жилого помещения по адресу: ..., не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Бахромбековой Надежды Викторовны (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (...) о предоставлении ей на состав семьи из пяти человек, включающий Бахромбекова Абдумалика Ташланбековича, ФИО1, ФИО5, ФИО2, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям г. Сыктывкара, общей площадью не менее 39,7 кв.м, состоящего из двух изолированных комнат, взамен жилого помещения по адресу: ..., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
Мотивированное решение составлено – 13.05.2024.