Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-301/2023 (2-3995/2022;) ~ М-3462/2022 от 19.09.2022

Дело № 2-301/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2023 года     г.Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе судьи Морева Е.А.,

при секретаре Столбушкиной И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Антроповского района в интересах Егорова Александра Константиновича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании организовать обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,

установил:

Истец обратился в суд с иском в интересах Егорова А.К., требования мотивированы тем, что прокуратурой Антроповского района Костромской области на основании заявления Егорова А.К. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан. В ходе проверки установлено, что Егоров Александр Константинович, <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» в связи с сердечно-сосудистым заболеванием – ..., Стентирование пр.... В ходе проверки выявлено, что Егорову А.К. назначено бесплатное обеспечение лекарственными препаратами клопидогрел 75 мг., ацетилсалициловой кислотой (тромбо АСС), аторвастатит, лозартан, локрен, пантопразол. При этом лекарственным препаратом клопидогрел 75 мг. Егоров А.К. обеспечивается не регулярно.    С целью поддержания своего здоровья Егоров А.К. в виду периодического отсутствия указанного выше лекарственного препарата вынужден приобретать его самостоятельно за счет собственных средств, что подтверждается соответствующими товарными чеками аптечных баз.    Так, в 2022 году Егоров А.К. приобрел за свой счет «Клопидогрел 75 мг.» в количестве 4 штук на общую сумму 1920 рублей 00 копеек. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Егорова Александра Константиновича лекарственным препаратом Клопидогрел 75мг. ежемесячно, по медицинским показаниям, взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Егорова А.К. расходы, понесенные на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий в сумме 1 920 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Михина Д.А., заявленные исковые требования поддержала.

В судебное заседание Егоров А.К. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Департамента здравоохранения Костромской области по доверенности Пекишев П.В. исковые требования не признал.

Третьи лица ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ», ГУП «Костромская областная аптечная база» в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили письменные отзывы.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, по заявленным требованиям, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76)

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в число которых включены препараты Лизиноприл, Индапамид, Бисопролол, Клопидогрел (Зилт), Аллопуринол, Аторвастатин, Ацетилсалициловая кислота (Аск-карди), Дигоксин, Спиронолактон (Веропширон), Нифедипин (Кордафлекс).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным перечнем инвалиды I группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям).

Приказом департамента здравоохранения Костромской области от 20.12.2018 №695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).

Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.

Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).

Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).

Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Егоров Александр Константинович, <дата> года рождения, является инвалидом III группы.

Согласно материалам дела, Егоров А.К. состоит на учете в ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» в связи с сердечно-сосудистым заболеванием - ....

Согласно информации, представленной ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» Егорову А.К. назначено бесплатное обеспечение лекарственными препаратами клопидогрел 75 мг., ацетилсалициловой кислотой (тромбо АСС), аторвастатит, лозартан, локрен, пантопразол.

Из материалов дела и информации ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» также следует, что Егоров А.К. лекарственным препаратом клопидогрел 75 мг. обеспечивается не регулярно.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что Егоров А.К. вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения своевременно, в необходимом количестве, так как лекарственные препараты, назначенные истцу, необходимы ему по медицинским показаниям.

Что, соответственно, свидетельствует о невыполнении Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами, а так же о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего Егоров А.К. был лишен возможности в полном объеме использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. №715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому заболевание сахарный диабет включено в перечень социально значимых заболеваний.

В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения РФ, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 27.12.2021 № 639-а была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В соответствии с п. 40 программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 28.12.2021 № 2505 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 сентября 2021 года №936н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний» (утратило силу 06.11.2022) было предусмотрено бесплатное предоставление медицинского препарата «Клопидогрел 75 мг.

Аналогичное положение закреплено ныне действующим Приказ Минздрава России от 29.09.2022 № 639н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения в целях обеспечения в амбулаторных условиях лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, в течение 2 лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства».

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вследствие невыполнения департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственными препаратами Егорову А.К. причинен ущерб в сумме 1920 руб. 00 коп. в связи с самостоятельной закупкой необходимых лекарственным препаратов, что подтверждается представленными в материалы дела кассовыми и товарными чеками, который подлежит возмещению ответчиком в пользу истца.

Так, в связи с необеспечением медицинскими препаратами в полном объеме Егоров А.К. за свой счет приобретал необходимые лекарства, в подтверждение чего предоставил оригиналы чеков, согласно которым в 2022 году им приобретен за свой счет «Клопидогрел 75 мг.» в количестве 4 штук на общую сумму 1920 рублей 00 копеек.

Указанные обстоятельства как и сумма затрат Егорова А.К. на приобретение лекарственных препаратов в размере 1920 руб. объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами,

В связи с изложенным исковые требования прокурора Антроповского района Костромской области в интересах Егорова А.К. к Департаменту здравоохранения Костромской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Антроповского района удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Егорова Александра Константиновича, <дата> года рождения, лекарственным препаратом «Клопидогрел» по медицинским показаниям в полном объеме.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Егорова Александра Константиновича расходы, понесенные на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов в сумме 1 920 рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:

2-301/2023 (2-3995/2022;) ~ М-3462/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Антороповского района Костромской области
Егоров Александр Константинович
Ответчики
Департамент здравоохранения КО
Другие
Смирнов Сергей Игоревич
ОГБУЗ "Антроповская ЦРБ"
ГУП "Костромская областная аптечная база"
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Морев Евгений Александрович
Дело на странице суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
19.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2022Судебное заседание
15.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Судебное заседание
12.01.2023Судебное заседание
16.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Дело оформлено
01.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее