Дело № 2-754/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
город Чернушка 29 июля 2013 года
Чернушинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мень О.А.,
с участием прокурора Чернушинского района Пермского края ФИО4
представителя ответчика МБДОУ «Тюинский детский сад»ФИО2,
при секретаре Деминой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чернушинского муниципального района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Тюинский детский сад» и Управлению образовательный учреждений Администрации Чернушинского муниципального района Пермского края об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с иском к МБДОУ «Тюинский детский сад» и УОУ АЧМР об обязании совершить определенные действия. Иск мотивирован тем, что в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение ст. 33.1 закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании», п. 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ; п. 18 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ МДБОУ «Тюинский детский сад» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии (серии №) истек ДД.ММ.ГГГГ года. При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные им ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», нарушены. Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является учредителем МБДОУ «Тюинский детский сад» и организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. В связи с этим обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на детский сад, но и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района. Прокурор просит суд обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тюинский детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о лицензировании общеобразовательной деятельности, и обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить устранение нарушения законодательства о лицензировании общеобразовательной деятельности МБДОУ «Тюинский детский сад».
Прокурор ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ «Тюинский детский сад» в судебном заседании исковые требования признала. Суду пояснила, что для получения лицензии необходимо закончить ремонт пищеблока, заявка на получение лицензии уже подана и находится на рассмотрении.
Представитель ответчика УОУ администрации Чернушинского муниципального района в суд не явился, уведомлен надлежащим образом.
Суд, заслушав истца и представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ст. 33.1. закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В соответствии со ст. 9.2 федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 1. бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. 2 Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом... 3. Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями, бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания… 6.Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. 7.Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются: 3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
На основании материалов дела судом установлены обстоятельства о том, что согласно п. 1.6 Устава Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является единственным учредителем МБДОУ «Тюинский детский сад». В соответствии с п. 2.1 устава МБДОУ «Тюинский детский сад» создано с целью предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, воспитания, обучение, присмотра, ухода и оздоровления детей (л.д. 5-20)
На основании ст. ст. 33.1 закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании», п. 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 года; п. 18 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12.09.2008 года обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. В соответствии с указанными нормами закона у дошкольного образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности с момента получения лицензии.
В материалах дела представлена лицензия, выданная МБДОУ «Деменевский детский сад», срок действия которой истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).
Ответчиком представлены суду документы подтверждающие факт проведения мероприятий направленных на получение новой лицензии, в соответствии с законом «Об образовании»: акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которого в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, письмо Государственной инспекции по надзору и контролю с сфере образования Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № 372ЛО, о том, что пакет документов о лицензировании учреждения принят к рассмотрению.
На основании установленных фактических обстоятельств, суд считает, что деятельность МБДОУ «Тюинский детский сад», на момент рассмотрения дела, осуществляется с нарушением действующего законодательства без специального разрешения - лицензии, нарушаются права граждан.
В соответствии с п. 6.9 Устава МБДОУ «Тюинский детский сад» Управление образовательными учреждениями района, являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности.
На основании п. 6 и 7 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от ДД.ММ.ГГГГ суд считает необходимым возложить обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности МБДОУ «Тюинский детский сад» на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года, предложенный прокурором, с учетом времени необходимого для выделения бюджетных средств, проведения ремонтных работ, и сбора пакета документов для получения лицензии в установленном законом порядке.
Обращение прокурора в суд направлено на защиту неопределенного круга лиц, невозможно определить состав потенциальных истцов. Иском по делу защищаются интересы и нарушенные права детей, посещающих детский сад, детей, которые поступят в учреждение в будущем, до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих и работающих в дошкольном учреждении. Прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и, в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены. Таким образом, обращение прокурора с указанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц не противоречит ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с действующим законодательством и на основании исследованных материалов дела, пояснений сторон суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворении в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тюинский детский сад» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства о лицензировании общеобразовательной деятельности.
Обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить устранение нарушения законодательства о лицензировании общеобразовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тюинский детский сад».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 30 дней в Пермский краевой суд, через Чернушинский районный суд, с момента оглашения.
Судья подпись О.А. Мень