Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 20 мая 2019 года
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
с участием:
представителя административного
истца - ФИО3,
представителя административных
ответчиков - ФИО2,
при секретаре - ФИО4,
рассмотрев административное дело, возбужденное по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан к муниципальному казенному образовательному учреждению «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан, Управлению образования администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан о признании незаконными бездействия и возложения обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец – прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному казенному образовательному учреждению «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан (далее – МКОУ «Госталинская ООШ»), Управлению образования администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан о признании незаконными бездействия и возложения обязанности устранить выявленные нарушения федерального законодательства.
В судебном представитель административного истца – прокурор <адрес> Республики Дагестан ФИО5 поддержал требования, изложенные в административном исковом заявлении, и пояснил суду, что прокуратурой района с привлечением специалистов Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства при организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, детских медицинских и социальных учреждений. В ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в МКОУ «Госталинская ООШ» выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Так, в пищеблоке не проводится лабораторный контроль и инструментальные исследования собственными силами и силами аккредитованной лаборатории в рамках производственного контроля СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Условия труда работников пищеблока не отвечают требованиям санитарных правил, в составе помещений отсутствуют санитарно-бытовое помещение с гардеробными шкафами для хранения рабочей и верхней одежды (п.12.1, п.13.6 главы ХII и ХIII СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08). На момент проведения проверки у всех сотрудников пищеблока в личных медицинских книжках отсутствовали отметки проведенных профилактических прививках против дизентерии «Зонне» (п.6.31 СанПиН 2.4.5 2409-08). В соответствии с требованиями п.6.5 раздела VI СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в примерном ФИО1, на основании которого организовано горячее питание 1-4 классов должны быть указаны масса порций блюд, их пищевая и энергетическая ценности, суточная потребность основных витаминов и микроэлементов для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях, однако в нарушении вышеуказанных требований закона в представленном примерном ФИО1 не указана масса порций блюд, их пищевая и энергетическая ценности, суточная потребность основных витаминов и микроэлементов. Не на все продовольственное сырье и пищевые продукты, находящиеся на пищеблоке, представлены документы, подтверждающие качество и безопасность; в товарно-транспортных накладных не указаны сведения о номере и сроке действия документа, подтверждающего качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов, для возможности определения принадлежности к определенной партии пищевых продуктов, не указывается полное наименование продукта в соответствии с маркировкой на упаковке. Складское помещение для хранения продуктов не оборудовано приборами для измерения относительной влажности, холодильное оборудование - контрольными термометрами (нарушение требований п.4.14. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08). Не проводится «С» витаминизация 3 блюд, в день проверки отсутствует в наличии витамин «С» (п.9/4 главы IХ СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08). В силу ст.6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. В соответствии со ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению. В соответствии с п.2.5 «СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» объемно-планировочные и конструктивные решения помещений для организаций общественного питания образовательных учреждений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям общественного питания, исключающим встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. В силу п.6.9 СанПиН с учетом возраста обучающихся в примерном ФИО1 должны быть соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд (приложение 3 настоящих санитарных правил), их пищевой и энергетической ценности6, суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях (таблицы 1, 3 и 4 приложения 4 настоящих санитарных правил) и учреждениях начального и среднего профессионального образования (таблица 2 приложения 4 настоящих санитарных правил). Согласно п.6.15 СанПиН в суточном рационе питания оптимальное соотношение пищевых веществ: белков, жиров и углеводов - должно составлять 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10 - 15%, 30 - 32% и 55 - 60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5. В соответствии с п.6.17. СанПиН ежедневно в рационах 2 - 6-разового питания следует включать мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты рекомендуется включать 1 раз в 2 - 3 дня. В соответствии с п.6.26. СанПиН прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в организации общественного питания образовательных учреждений должен осуществляться при наличии соответствующих документов (например, удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов ветеринарно-санитарной экспертизы, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, сертификата соответствия, декларации о соответствии), подтверждающих их качество и безопасность, а также принадлежность к определенной партии пищевых продуктов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, а также результаты лабораторных исследований сельскохозяйственной продукции, должна сохраняться в организации общественного питания образовательного учреждения до окончания использования сельскохозяйственной продукции. Не допускается к реализации пищевая продукция, не имеющая маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно п.14.5. СанПиН пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам, и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность, с указанием даты выработки, сроков и условий хранения продукции. Сопроводительный документ необходимо сохранять до конца реализации продукта. Для контроля за качеством поступающей продукции проводится бракераж и делается запись в журнале бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья в соответствии с рекомендуемой формой (форма 1 приложения 10 настоящих санитарных правил). Выявленные в МКОУ «Госталинская ООШ» нарушения свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей руководителями образовательных учреждений района, а также об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководства Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан и администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан, что способствует нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних. Бездействие административных ответчиков, выразившееся в несоблюдении обязательных требований санитарных правил, является незаконным, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, учащихся несовершеннолетних, а также персонала и посетителей учреждения. В связи с изложенным просит суд удовлетворить требования административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан, признать незаконным бездействие МКОУ «Госталинская ООШ», Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан и администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также обязать административных ответчиков проводить в пищеблоке лабораторный контроль и инструментальные исследования собственными силами и силами аккредитованной лаборатории в рамках производственного контроля; условия труда работников пищеблока привести в соответствие с требованиями санитарных правил; провести профилактические прививки против дизентерии «Зонне»; в примерном ФИО1 на основании, которого организовано горячее питание 1-4 классов указать массу порций блюд, их пищевая и энергетическая ценности, суточная потребность основных витаминов и микроэлементов для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях; на все продовольственное сырье и пищевые продукты, находящиеся на пищеблоке, хранить документы, подтверждающие качество и безопасность; складское помещение для хранения продуктов оборудовать приборами для измерения относительной влажности, холодильное оборудование - контрольными термометрами; провести «С» витаминизацию.
Представитель административного ответчика – муниципальному казенному образовательному учреждению «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан по доверенности - ФИО2 требования административного искового заявления признал в полном объеме и пояснил суду, что действительно вышеизложенные нарушения требований действующего законодательства имеют место. В настоящее время принимаются меры с целью устранения выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Просит суд удовлетворить требования административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан.
Представитель административного ответчика - Управления образования администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности - ФИО2 требования административного искового заявления признал в полном объеме и просил суд удовлетворить требования административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности - ФИО2 требования административного искового заявления признал в полном объеме и просил суд удовлетворить требования административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан.
Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч.3 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Согласно ч.1 ст.65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
В данном случае суд считает, что признание требований административного искового заявления представителем административных ответчиков подлежит принятию, так как требования административного истца - прокурора <адрес> Республики Дагестан - законны, обоснованы, доказаны представленными доказательствами в их совокупности и не требуют дальнейшего доказывания.
В соответствии с ч.4 ст.65 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если обстоятельства, признанные и удостоверенные сторонами или стороной в порядке, установленном настоящей статьей, приняты судом, они не подлежат проверке в ходе производства по административному делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан, Управления образования администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.11, 19, 32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан, Управление образования администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан проводить в пищеблоке образовательного учреждения лабораторный контроль и инструментальные исследования собственными силами и силами аккредитованной лаборатории в рамках производственного контроля; условия труда работников пищеблока привести в соответствие с требованиями санитарных правил; провести профилактические прививки против дизентерии «Зонне»; в примерном ФИО1 на основании, которого организовано горячее питание 1-4 классов указать массу порций блюд, их пищевая и энергетическая ценности, суточная потребность основных витаминов и микроэлементов для различных групп обучающихся в общеобразовательных учреждениях; на все продовольственное сырье и пищевые продукты, находящиеся на пищеблоке, хранить документы, подтверждающие качество и безопасность; складское помещение для хранения продуктов оборудовать приборами для измерения относительной влажности, холодильное оборудование - контрольными термометрами; провести «С» витаминизацию.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязать муниципальное казенное образовательное учреждение «Госталинская основная общеобразовательная школа» <адрес> Республики Дагестан, Управление образования администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан сообщить об исполнении настоящего решения в суд, вынесший решение, и административному истцу - прокурору <адрес> Республики Дагестан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов
Решение отпечатано в совещательной комнате.