Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.,
При секретаре Краевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
27 июня 2022 года
гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г.Новокузнецка в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куйбышевского района г.Новокузнецка обратился в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка осуществляется надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности, охране окружающей среды, о противодействии терроризму, по результатам которого установлено следующее:
Распоряжением администрации г. Новокузнецка от 26.08.2015 многоквартирный дом <адрес> г. Новокузнецка признан аварийным и подлежащим сносу.
10.04.2020 администрацией г.Новокузнецка вынесено распоряжение за № 497 об изъятии для муниципальных нужд Новокузнецкого городского округа в 2020 году: земельного участка по <адрес>; жилых помещений по <адрес>, кв. №№ 1,2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, И, 12, 15, 16, 17, 18, 21, 23, 24, а также нежилых помещений №№ 4, 8, 13,14, 19.
Из ответа первого заместителя Главы г. Новокузнецка от ДД.ММ.ГГГГ и приложенных к нему документов, следует что жители <адрес> расселены из вышеуказанного дома в период с мая 2020 года по июль 2020 года.
Согласно ответу начальника управления по учету и приватизации жилых помещений администрации г. Новокузнецка от 01.11.2021 № 2872, граждане указанного дома фактически расселены: 19 из 20 семей оформили правоустанавливающие документы, собственник 1 квартиры переселен в маневренный жилищный фонд г.Новокузнецка.
Уполномоченными работниками прокуратуры района, в ходе осмотра 23.12.2021 <адрес> установлено, что какое-либо ограждение, препятствующее несанкционированному доступу третьих лиц в здание по <адрес> и обеспечивающее безопасность граждан, отсутствует. Со стороны дороги (красной линии) натянута лишь сигнальная лента, которая не обеспечивает несанкционированный доступ третьих лиц, в том числе несовершеннолетних в здание, снос которого не производился, окна, двери в доме не заколочены.
Указанное недопустимо, поскольку противоречит требованиям федерального законодательства.
Вопреки требованиям законодательства Комитетом ЖКХ: не обеспечена безопасность граждан после прекращения эксплуатации здания по <адрес> с целью недопущения проникновения в здание третьих лиц, в том числе несовершеннолетних; не приняты меры по сохранению <адрес>, в результате чего на момент проверки (23.12.2021) данный дом частично разрушен (осталась только коробка, в доме отсутствуют двери, окна, деревянные конструкции), и представляет угрозу для жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних, поскольку в здание имеется беспрепятственный доступ людей, что является благоприятной средой для совершения противоправных деяний и террористических актов, кроме того, в любой момент может произойти обрушение перекрытий, стен; не приняты меры по защите окружающей среды от негативного воздействия полуразрушенным зданием и нахождением на указанной территории строительного мусора.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района 23.12.2021 председателю Комитета ЖКХ внесено представление об устранении нарушений закона. Председателем Комитета ЖКХ в ответе на представление прокурора района от 23.12.2021 указано, что доводы, изложенные в представлении нашли свое подтверждение, в целях минимизации последствий антитеррористической незащищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности, Комитетом ЖКХ организована работа по разработке проектно-сметной документации на снос аварийных домов в 2022 году, в соответствии со ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по демонтажу здания и соответствующие затраты по его ограждению будут учтены при производстве работ планируемого сноса в 2022 году и после определения источников финансирования по данной статье расходов.
Таким образом, после прекращения эксплуатации здания - многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, с целью недопущения проникновения в здание третьих лиц, в том числе несовершеннолетних, администрацией г. Новокузнецка, Комитетом ЖКХ до настоящего времени не обеспечена антитеррористическая защищенность объекта, находящегося в муниципальной собственности, а также защита окружающей среды от негативного воздействия, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан - жителей г. Новокузнецка, в том числе несовершеннолетних.
Длительное неисполнение требований указанного законодательства повлекло обоснованное обращение гр. Исаева К.Ю., принятое с личного приема заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
То обстоятельство, что названный дом подлежит сносу, не освобождает ответчиков от обязанности в установленном законом порядке осуществлять права владения, пользования и распоряжения принадлежащим имуществом, не допускать нарушений прав и охраняемых законом интересов третьих лиц и нести бремя содержания имущества, в том числе соблюдать требования вышеназванного законодательства.
Статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом вышеуказанных обстоятельств предусматривает право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку это требуется для защиты и безопасности граждан - жителей Новокузнецкого городского округа, в том числе несовершеннолетних.
Просит обязать администрацию г. Новокузнецка, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по <адрес> путем закрытия оконных проемов первого и второго этажей дома, дверных проемов, а также установить по периметру дома ограждающих конструкций территории данного дома, знаков безопасности с надписями в соответствии с пунктом 4.3 СП 325.1325800.2017 "Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации" незамедлительно с момента вынесения решения суда.
Представитель ответчика Администрации г.Новокузнецка в суд не явился, извещен о судебном заседании, возражения не направил.
В судебном заседании помощник прокурора Куйбышевского района г.Новокузнецка Миронова А.Н., действующая на основании служебного удостоверения, поддержала требования.
Представитель ответчика Комитета ЖКХ Администрации г.Новокузнецка Маленкова А.В., действующая по доверенности, поддержала возражения, изложенные в письменном отзыве.
Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, полагает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ч.1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п.п. 3, 7.1, 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа.В силу ст. 3 ч. 4 п. «а», ст. 5.2 ч. 4 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 37 ч. 1 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении
эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 11 ч. 1 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 26.10.2010 № 12/158 «Об учреждении комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Новокузнецка и о внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.09.2009 № 36 «Об утверждении структуры администрации г.Новокузнецка», кроме прочего утверждено Положение о Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка, в соответствии с п.п.2.8, 3.1.1, 3.3.6 которого Комитет ЖКХ организует управление муниципальным жилищным фондом на условиях представительства, в том числе по нежилым помещениям, находящимся в муниципальной собственности; осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда; разрабатывает и реализует меры и рекомендации, направленные на исполнение Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в пределах компетенции Комитета.
Судом установлено, что Распоряжением администрации г. Новокузнецка от 26.08.2015 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
10.04.2020 администрацией г.Новокузнецка вынесено распоряжение за № 497 об изъятии для муниципальных нужд Новокузнецкого городского округа в 2020 году: земельного участка по <адрес>; жилых помещений по <адрес>, кв. №№ 1,2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, И, 12, 15, 16, 17, 18, 21, 23, 24, а также нежилых помещений №№ 4, 8, 13,14, 19.
Из ответа первого заместителя Главы г. Новокузнецка от 20.01.2022 и приложенных к нему документов, следует что жители <адрес> расселены из вышеуказанного дома в период с мая 2020 года по июль 2020 года.
Согласно ответу начальника управления по учету и приватизации жилых помещений администрации г. Новокузнецка от 01.11.2021 № 2872, граждане указанного дома фактически расселены: 19 из 20 семей оформили правоустанавливающие документы, собственник 1 квартиры переселен в маневренный жилищный фонд г.Новокузнецка.
09.11.2021 прокурором Куйбышевского района г.Новокузнецка направлено в адрес Комитета ЖКХ администрации г.Новокузнецка требование принять меры по ограничению доступа к МКд по <адрес>.
Прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка осуществляется надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной собственности, охране окружающей среды, о противодействии терроризму, по результатам которого установлено, что какие-либо ограждения, ограничивающие доступ к зданию, отсутствуют, на территории дома находится строительный мусор (Акт проверки от 23.12.2021.
23.12.2021 председателю Комитета ЖКХ внесено представление об устранении нарушений закона.
Председателем Комитета ЖКХ в ответе на представление прокурора района от 23.12.2021 указано, что доводы, изложенные в представлении нашли свое подтверждение, в целях минимизации последствий антитеррористической незащищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности, Комитетом ЖКХ организована работа по разработке проектно-сметной документации на снос аварийных домов в 2022 году, в соответствии со ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Мероприятия по демонтажу здания и соответствующие затраты по его ограждению будут учтены при производстве работ планируемого сноса в 2022 году и после определения источников финансирования по данной статье расходов.
Многоквартирный дом по <адрес> передан в муниципальную собственность (выписка из реестра объектов муниципальной собственности по состоянию на 19.01.2022).
В связи с неисполнением требований в прокуратуру района поступали заявления о принятии мер по ограничению доступа к аварийному зданию, а также обращение, поступившее в отдел полиции, о травмировании несовершеннолетнего в связи с его нахождением на территории аварийного дома по <адрес>.
На момент рассмотрения дела в материалы дела представителями ответчика не представлено доказательств, что требования законодательства исполнены в полном объеме и к аварийному зданию полностью ограничен доступ третьих лиц.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что доводы истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, заявленные требования истца к Администрации г.Новокузнецка о понуждении совершения действий подлежат удовлетворению.
Согласно ст.210 ГПК РФ Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
На основании изложенных норм, решение суда об обязании исполнить указанные действия должно быть исполнено ответчиком с момента его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Новокузнецка, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Новокузнецка принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание, расположенное по <адрес> путем закрытия оконных проемов первого и второго этажей дома, дверных проемов, а также установить по периметру дома ограждающих конструкций территории данного дома, знаков безопасности с надписями в соответствии с пунктом 4.3 СП 325.1325800.2017 "Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации" незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 04.07.2022.
Председательствующий: (подпись) И.Г. Мухина