Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-761/2024 ~ М-514/2024 от 02.05.2024

УИД 74RS0027-01-2024-001056-83

Дело № 2-761/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кыштым Челябинской области 19 июня 2024 года

Кыштымский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Жуковой Т.Г.,

при секретаре Силантьевой Е.А.,

с участием помощника прокурора г. Кыштыма Челябинской области Ахметовой А.А.,

истца Вовк А.В.,

представителя истца – адвоката Дроздецкого Н.Б.,

представителя ответчика ГУФСИН России по Челябинской области Маслоченко О.Д.,

представителя ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области Беспаловой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вовк Андрея Владимировича к ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконными приказа об увольнении, заключения служебной проверки, восстановлении на работе в прежней должности,

установил:

Вовк А.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконными приказа об увольнении, заключения служебной проверки, восстановлении на работе в прежней должности, указав в обоснование исковых требований, что с ДАТА работал в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, куда был назначен приказом начальника ГУФСИН России по Челябинской области. На основании приказа от ДАТА был уволен по п. 9 ч. 3 ст. 84 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника) Федерального закона РФ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Полагает свое увольнение незаконным в связи с нарушением процедуры увольнения, выводы служебной проверки необоснованными. Просит восстановить его на работе в прежней должности. Признать незаконным приказ об увольнении от ДАТА, а также заключение служебной проверки от ДАТА. (л.д. 8-13)

Определением суда от ДАТА к участию в настоящем деле в качестве соответчика привлечено ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области. (л.д. 66-67)

В судебном заседании истец Вовк А.В., его представитель – адвокат Дроздецкий Н.Б. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Челябинской области Маслоченко О.Д. против иска возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. (л.д. 25-32)

Представитель ответчика ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области Беспалова И.В. полагала требования Вовк А.В. не подлежащими удовлетворению, просила в иске отказать.

Помощник прокурора г. Кыштыма Челябинской области Ахметова А.А. полагала заключение служебной проверки и увольнение Вовк А.В. основанными на законе, просила в иске истцу отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав все материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Ахметовой А.А., оценив исследованные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Вовк А.В. в полном объеме по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 6 ст. 1 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

В силу пунктов 2, 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника.

Статьей 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ закреплены требования к служебному поведению сотрудника. Так, данной статьей на сотрудника возлагаются, в том числе, следующие обязанности: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (пункты 1, 2, 4, 5 части 1).

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 202 утвержден Дисциплинарный устав уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, предусматривающий в числе других обязанность сотрудника знать служебные обязанности и соблюдать порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных ему прав; соблюдать требования к служебному поведению (подпункты «а», «в» пункта 5 раздела II).

Кодексом этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11 января 2012 года № 5, установлено, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы (подпункты «а», «г», «д», «ж», «к» пункта 8 раздела II).

Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закрепленного законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осужденных и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2014 года № 2749-О, от 25 января 2018 года № 159-О, от 27 марта 2018 года № 766-О и от 27 сентября 2018 года № 2242-О).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 мая 2019 года № 1199-О, законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для данной категории государственных служащих (сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в уголовно-исполнительной системе лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, а также способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя служебные обязательства. Эти требования в равной мере распространяются на всех лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, предопределены задачами, принципами организации и функционирования такой службы, а также специфическим характером деятельности граждан, ее проходящих, а потому не могут рассматриваться как вступающие в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости (абзацы 2, 3 п. 4 определения).

Частью 1 ст. 49 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины.

В силу п. 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника.

Порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьей 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке (ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания (ч. 8 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В силу положений ч. 8 ст. 52 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 этого закона может быть проведена служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

При проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на 30 дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (ч. 4 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять рабочих дней со дня представления заключения (ч. 5 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Согласно ч. 7 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (ч. 8 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Порядок проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее также - Порядок) утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 341.

В пункте 2 Порядка обозначены задачи служебной проверки, к которым в числе прочих относятся: объективное и всестороннее исследование обстоятельств, причин и условий нарушения (грубого нарушения) сотрудником служебной дисциплины; подготовка предложений о мере дисциплинарной ответственности сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

В соответствии с пунктом 3 Порядка при проведении служебной проверки должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению, в том числе, фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличия вины сотрудников за дисциплинарный проступок или степени вины каждого из них в случае совершения дисциплинарного проступка несколькими лицами; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, нарушению условий контракта; обстоятельств, имеющих значение для обоснованного решения вопроса о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности; наличия, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

В случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении служебная проверка назначается и проводится в целях выяснения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения, и подготовки предложений по их устранению, при этом в заключении о результатах служебной проверки факт наличия виновности либо невиновности в совершении им преступления или административного правонарушения по уголовному или административному делу не указывается (пункт 4.1 Порядка).

Пунктом 7 Порядка установлено, что решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), в том числе начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС и граждан, начальниками учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России, - в отношении сотрудников данных учреждений и граждан. Поручение о проведении служебной проверки при наличии оснований для ее проведения оформляется в виде резолюции на документе, содержащем сведения об источнике информации для проведения служебной проверки, или в виде поручения, отраженного в протоколе совещания, проводимого должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

Согласно пункту 8 Порядка учреждения, органы УИС в течение 14 дней со дня, когда должностному лицу, указанному в пункте 7 Порядка, стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки, вносят ему на рассмотрение проект решения о проведении служебной проверки - проект приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки, который должен содержать: специальное звание, фамилию, имя и отчество (при наличии), замещаемую должность сотрудника, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка; основание для проведения служебной проверки; предложения по составу комиссии по проведению служебной проверки (далее - комиссия) с указанием специальных званий (классных чинов), фамилий, имен и отчеств (при наличии) работников УИС, входящих в состав комиссии, и замещаемых ими должностей. Решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), указанными в пункте 7 Порядка, не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки.

Сотрудник, в отношении или по рапорту которого проводится служебная проверка: 1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя; 2) имеет право: ознакомиться с приказом (распоряжением) о проведении служебной проверки; представлять заявления, ходатайства и иные документы в сроки, предусмотренные для проведения служебной проверки; обжаловать решения и действия (бездействие) членов комиссии должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки; ознакомиться по окончании служебной проверки с заключением и другими материалами служебной проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; потребовать провести служебную проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (п. 15 Порядка).

Служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении должностным лицом, указанным в пункте 7 Порядка, за исключением случаев продления срока проведения служебной проверки в соответствии с пунктами 12, 19 Порядка или ее переноса в соответствии с пунктом 18 Порядка (п. 17 Порядка).

Заключение подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа УИС или уполномоченным руководителем, принявшим решение о проведении служебной проверки. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки. Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения (п. 21 Порядка).

Пунктом 22 Порядка установлено, что приказ о наложении дисциплинарного взыскания должен быть издан не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

Судом установлено, что приказом ГУФСИН России по Челябинской области НОМЕР-лс от ДАТА Вовк А.В. был назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела федерального казенного учреждения «Исправительная колония НОМЕР Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» по контракту сроком на 5 лет с ДАТА. Наставником за Вовк А.В. закреплен майор внутренней службы Б.И.А. (л.д. 34-35, 102-103)

ДАТА с Вовк А.В. заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ НОМЕР, в соответствии с которым он взял на себя обязательство служить на установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации условиях, соблюдать установленные требования, Присягу, внутренний распорядок, честно и добросовестно выполнять должностные обязанности, нести ответственность за соблюдение основных положений Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС. (л.д. 37-38)

Приказом начальника ГУФСИН России по Челябинской области от ДАТА НОМЕР с учетом изменений, внесенных приказом от ДАТА НОМЕР-лс контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с Вовк А.В. расторгнут и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе ДАТА по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника). (л.д. 104-105)

Увольнению Вовк А.В. со службы предшествовало назначение приказом ГУФСИН России по Челябинской области от ДАТА НОМЕР проведение служебной проверки по факту проноса на режимную территорию ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области запрещенных предметов и получения денежных вознаграждений лейтенантом внутренней службы Вовк А.В. Данным приказом была создана комиссия для проведения проверки, установлен срок проверки 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. (л.д. 83)

Из заключения о результатах служебной проверки от ДАТА, утвержденного начальником ГУФСИН России по Челябинской области следует, что ДАТА в ООРПКиИП ГУФСИН России по Челябинской области из УСБ ГУФСИН по Челябинской области поступила информация о том, что оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области лейтенант внутренней службы Вовк А.В. в период с ноября 2023 года по март 2024 года, используя свое служебное положение, вопреки интересам службы, явно превышая свои должностные полномочия, из корыстных побуждений, осуществлял пронос запрещенных предметов на режимную территорию ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, а именно мобильных телефонов в количестве 3 единиц, наушников к сотовому телефону и батареи к сотовому телефону. Указанные запрещенные предметы лейтенантом внутренней службы Вовк А.В. были переданы в пользование осужденному Ч.А.О. За свои незаконные действия Вовк А.В. получил от осужденного Ч.А.О. денежное вознаграждение на общую сумму 47400 рублей. Материалы проверки зарегистрированы в КРСП ФКУ ИК-10 ГУФСИН за НОМЕР от ДАТА, направлены в СО по г. Кыштым СУ СК России по Челябинской области для принятия процессуального решения.

От дачи объяснений в рамках проведения служебной проверки Вовк А.В. отказался, пояснив, что уже был опрошен по данному факту ДАТА.

ДАТА СО по г. Кыштым СУ СК России по Челябинской области в отношении Вовк А.В. возбуждено уголовное дело НОМЕР по признакам преступления, предусмотренного п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Из постановления о возбуждении уголовного дела следует, что Вовк А.В., ДАТА года рождения, назначенный на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области приказом от ДАТА НОМЕР, находясь при исполнении своих должностных полномочий, в период с ДАТА по ДАТА, согласно ранее достигнутой договоренности с Ч.А.О., отбывавшим наказание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, из корыстной заинтересованности – за незаконное получение от Ч.А.О. денежных средств в размере 400 рублей, осознавая противоправный характер своих действий, явно выходящих за пределы своих полномочий, незаконно пронес на территорию ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по АДРЕС, расположенной по адресу: АДРЕС, запрещенный к использованию и хранению осужденными предмет, согласно приложения НОМЕР Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации НОМЕР от ДАТА, а именно аккумулятор для мобильного телефона, модель HB366481ECW, который в последующем передал заключенному Ч.А.О.

Вышеуказанными умышленными преступными действиями Вовк А.В. превысил свои должностные полномочия и существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства, в том числе выразившиеся в подрыве авторитета Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, являющегося правоохранительным органом государства, деятельность которого строится на принципе законности, установленном ст. 1 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации».

В соответствии с ч. 8 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Вовк А.В., как сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний, обязан знать перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещено иметь при себе, который устанавливается Правилами внутреннего распорядка.

В соответствии с приложением НОМЕР к приказу Министерства Юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022 года № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» Вовк А.В. как сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний обязан знать перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещено изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях, либо приобретать, в которые входят: видео- и аудиотехника, электронные носители и накопители информации, средства мобильной связи и коммуникации либо комплектующие к ним, обеспечивающие их работу.

Согласно п. 1.1.1, п. 4.1.1, п. 4.1.4, п. 4.2 должностной инструкции оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области Вовк А.В. обязан знать, соблюдать и выполнять требования Законов, руководящих приказов, директив и указаний, нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2012 года № 5, нормы статей 17, 18, 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Поступая на службу в уголовно-исполнительную систему Российской Федерации, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности.

В нарушение вышеперечисленных требований, оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области лейтенант внутренней службы Вовк А.В. осуществлял пронос запрещенных предметов в исправительное учреждение для последующей передачи осужденному, тем самым вступив во внеслужебную связь с осужденным к лишению свободы, превысил свои должностные полномочия и существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства, в том числе, выразившиеся в подрыве авторитета ФСИН России. Таким образом, Вовк А.В. совершил проступок, порочащий честь сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Учитывая изложенное, и факт возбуждения уголовного дела в отношении Вовк А.В. по п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) комиссия приняла решение Вовк А.В. уволить со службы в уголовно-исполнительной системе по п. 9 ч. 3 ст. 84 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника) Федерального закона РФ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». (л.д. 39-52)

С заключением по материалам служебной проверки Вовк А.В. ознакомлен ДАТА. (л.д. 53)

С представлением к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации от ДАТА Вовк А.В. ознакомлен ДАТА. (л.д. 54)

Основанием увольнения в приказе «О расторжении контракта и увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе Вовк А.В.» НОМЕР от ДАТА указано заключение служебной проверки. (л.д. 56)

От ознакомления с указанным приказом об увольнении и прохождении обходного листа Вовк А.В. отказался, что подтверждается комиссионным актом от ДАТА. (л.д. 63)

Постановлением следователя следственного отдела по г. Кыштым СУ СК России по Челябинской области З.Т.С. от ДАТА, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ, в отношении Вовк А.В. (л.д. 80-81)

ДАТА ГУФСИН России по Челябинской области направило Вовк А.В. уведомление об увольнении со службы в уголовно-исполнительной системе с ДАТА на основании п. 9 ч. 3 ст. 84 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника). Этим же уведомлением Вовк А.В. сообщается о необходимости прибыть в отдел кадров ГУФСИН для получения сведений о трудовой деятельности и выписки из приказа об увольнении. (л.д. 58-62)

Обращаясь с исковым заявлением в суд Вовк А.В. в качестве доводов своих исковых требований указал, что он не был ознакомлен с приказом об увольнении, акт об отказе от ознакомления в приказом составлен в его отсутствие, поскольку на работу после ДАТА он не выходил. А оспаривая заключение служебной проверки, истец указал, что оно сделано без учета фактических обстоятельств, так как его действия были обусловлены оперативной необходимостью выявления преступлений, совершаемых на территории исправительной колонии, что давало свои положительные результаты.

Указанные доводы истца Вовк А.В. суд с учетом вышеприведенных положений закона и установленных фактических обстоятельств дела, признает несостоятельными.

Из показаний допрошенных по делу свидетелей С.А.Н., Ф.П.А., Б.И.А., являющихся сотрудниками ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, а также представленных стороной ответчика доказательств, в том числе заключения об осведомленности Вовк А.В. в совершенно секретных сведениях, ограничении ему выезда за границу до ДАТА, с которым он был ознакомлен лично под роспись ДАТА; журнала учета выдачи печатей и штампов ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по АДРЕС, в котором имеется запись о сдаче Вовк А.В. печати ДАТА; табеля учета использования рабочего времени за период с ДАТА по ДАТА в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, в котором отмечены явки В.А.В. на работу, в том числе ДАТА (последний рабочий день) (л.д. 88), установлено, что ДАТА Вовк А.В. присутствовал на рабочем месте, заявил отказ от ознакомления с приказом об увольнении, о чем был составлен акт комиссией из числа сотрудников ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области С.А.Н., Ф.П.А., Б.И.А.

Из показаний Б.И.А., состоящего в должности начальника оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области, являющегося непосредственным руководителем и наставником Вовк А.В. установлено, что проведение какой-либо оперативной работы с осужденным Черновым оперуполномоченному Вовк А.В. не поручалось.

И начальник оперативного отдела ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области Б.И.А., и заместитель начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области С.А.Н. в судебном заседании показали, что пронос на территорию исправительного учреждения средств мобильной связи и передача их осужденным прямо запрещены законом, такие действия со стороны сотрудников исправительного учреждения недопустимы ни при каких обстоятельствах, в том числе и в рамках оперативно-розыскных мероприятий.

Из заключения о результатах служебной проверки следует, что Вовк А.В. превысил свои должностные полномочия и существенно нарушил охраняемые законом интересы общества и государства, в том числе выразившиеся в подрыве авторитета ФСИН России. Таким образом, Вовк А.В. совершил проступок, порочащий честь сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников учреждений или органов уголовно-исполнительной системы установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о своей репутации, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики, не совершать действий, которые могли бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать ситуаций, способных нанести ущерб авторитету уголовно-исполнительной системы. В случае совершения сотрудником учреждений или органов уголовно-исполнительной системы проступка, порочащего честь сотрудника, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа уголовно-исполнительной системы права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов уголовно-исполнительной системы. Увольнение сотрудника уголовно-исполнительной системы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц, повышенными репутационными требованиями к сотрудникам как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного понуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

Для решения вопроса о законности увольнения сотрудника со службы в учреждениях или органах уголовно-исполнительной системы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, то есть по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником уголовно-исполнительной системы действий, вызывающих сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, требования по соблюдению профессионально-этических принципов, правила поведения, закрепленные приведенными выше положениями нормативных актов, а также совершения действий, подрывающих репутацию и авторитет органов уголовно-исполнительной системы.

Служебная проверка в отношении Вовк А.В. назначена и проведена на основании, в сроки и порядке, предусмотренных Федеральным законом № 197-ФЗ, Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от ДАТА НОМЕР, в связи с получением из УСБ ГУФСИН ДАТА информации об использовании Вовк А.В. служебного положения вопреки интересам службы, с превышением своих должностных полномочий из корыстных побуждений. Комиссией учтен также факт возбуждения ДАТА уголовного дела в отношении Вовк А.В. по п. «е» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура проведения служебной проверки в отношении Вовк А.В. соответствует нормативно-правовому регулированию в сфере служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Работодатель обосновано квалифицировал действия Вовк А.В., установленные в ходе служебной проверки, как грубое нарушение служебной дисциплины. Истцом не представлено доказательств, что его увольнение произведено необоснованно или с нарушением порядка увольнения. Исковые требования Вовк А.В. о признании незаконными заключения служебной проверки, приказа об увольнении, восстановлении в прежней должности удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области

решил:

В удовлетворении исковых требований Вовк Андрея Владимировича к ГУФСИН России по Челябинской области, ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области о признании незаконными приказа об увольнении, заключения служебной проверки, восстановлении на работе в прежней должности отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2024 года.

Судья                 Т.Г. Жукова

Решение не вступило в законную силу.

2-761/2024 ~ М-514/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Вовк Андрей Владимирович
Прокурор г. Кыштыма Челябинской области
Ответчики
ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Челябинской области
ГУФСИН России по Челябинской области
Другие
Дроздецкий Николай Борисович
Маслоченко Ольга Дмитриевна
Суд
Кыштымский городской суд Челябинской области
Судья
Жукова Тамара Геннадьевна
Дело на сайте суда
kishtim--chel.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
03.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее