Дело №
РЕШЕНИЕ
18 ноября 2020 года г.о. Самара
Судья Волжского районного суда <адрес> Тимагин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Лига-Строй» Мананникова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 131 Волжского судебного района Самарской области от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лига-Строй»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 131 Волжского судебного района Самарской области от 06 октября 2020 года общество с ограниченной ответственностью «Лига-Строй» (далее - ООО «Лига-Строй», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной Волжский районный суд Самарской области, защитник ООО «Лига-Строй» Мананников А.А. просит изменить состоявшееся по делу постановление. Полагает, что инкриминируемое обществу правонарушение является малозначительным, поскольку деяние не имеет признаков социальной опасности, а обществом в свою очередь были предприняты все необходимые меры к безопасности проведения работ. Со ссылкой на ч. 1 ст. 4.1.1 полагает, что административный штраф подлежит замене на предупреждение, поскольку общество является субъектом малого и среднего предпринимательства. Кроме того, указывает на то, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, в связи с чем последний был лишен возможности дать объяснения, представлять доказательства, а также заявлять ходатайства.
В судебном заседании защитник ООО «Лига-Строй» Макридин А.М. жалобу поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, при надлежащем извещении, не явилось, ходатайств в адрес суда не направляло.
На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося должностного лица.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, оснований к отмене или изменению судебного решения не усматриваю.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Исходя из ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Приказом Минтранса России от 17.03.2015 № 43 «Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» установлено, что документация по организации дорожного движения должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности, дорожной деятельности, обеспечения безопасности дорожного движения, экологической безопасности и технического регулирования. Основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения является обеспечение безопасности дорожного движения, упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов.
Пунктом 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
Согласно п. 15 указанных Основных положений, соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают, в том числе: проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения; проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений; производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
В силу Ведомственных и строительных норм ВСН 37-84 «Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», до начала дорожных работ дорожная организация должна составить привязанные к местности схемы организации движения транспортных средств и пешеходов на участке проведения работ. На схемах показывают геометрические параметры ремонтируемого участка (ширина проезжей части и обочин, радиусы кривых в плане, продольный уклон, тип покрытия и т.д.) с указанием искусственных сооружений, расположения съездов, разъездов и объездов, мест расстановки дорожных знаков, нанесения при необходимости временной разметки, ограждений, расположения сигнальных фонарей, складирования строительных материалов. На схеме указывают вид и характер дорожных работ, сроки их исполнения, наименование организации, проводящей работы, телефоны и фамилии должностных лиц, составивших схему и ответственных за проведение работ. Схемы организации движения и ограждения мест производства дорожных работ должны быть утверждены руководителем дорожной организации и заблаговременно согласованы с органами Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) (п. 1.3).
Согласование с ГАИ производится при выполнении всех видов дорожных работ, в пределах полосы отвода, за исключением работ по содержанию дорог. В случае устройства объездов должны быть согласованны маршруты. В местах краткосрочных дорожных работ (ликвидация ямочности, замена дорожных знаков, разметка проезжей части и т.д.), учитывая подвижный характер их проведения, с органами ГАИ согласовывают только схемы организации дорожного движения и ограждения с указанием границ участков работ, без конкретной привязки к местности (п. 1.4).
При организации движения в местах производства дорожных работ должны применяться все необходимые технические средства, предусмотренные схемой. Всякое отклонение от утвержденных схем, а также применение неисправных технических средств недопустимо (п. 1.10).
До полного обустройства ремонтируемого участка временными знаками и ограждениями запрещается размещать на проезжей части и обочинах дорожные машины, инвентарь, материалы для ремонта (п. 1.11).
К выполнению дорожных работ, в том числе размещению дорожных машин, инвентаря, материалов, нарушающих режим движения, разрешается приступать после полного обустройства места работ всеми необходимыми временными дорожными знаками и ограждениями (п. 1.12).
За границы участка дорожных работ следует считать первое и последнее ограждающее средство, установленное на проезжей части, обочине или тротуаре и изменяющее направление движения (п. 1.13).
Применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные фонари, разметка и т.д.) устанавливают и содержат, организации, выполняющие дорожные работы (п. 1.15).
Согласно п. 5.2.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» знаки: 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги» устанавливают вне населенных пунктов перед участками дорог, на которых ширина проезжей части уменьшается более чем на 0,5 м, а в населенных пунктах - на одну полосу или более. Вне населенных пунктов знак устанавливают также перед мостовыми сооружениями и тоннелями, если ширина проезжей части в пределах искусственного сооружения равна или меньше, чем на подходах к нему, а в населенных пунктах - меньше, чем на подходах к нему.
Знак 1.20.2 не устанавливают в местах окончания полосы разгона и дополнительной полосы на подъеме.
Из п. 5.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» знак 1.25 «Дорожные работы» устанавливают перед участком дороги, в пределах которого проводятся, любые виды работ.
Если работы ведутся на тротуаре или велосипедной дорожке, то знак устанавливают в случае, когда пешеходы или велосипедисты вынуждены использовать для движения проезжую часть.
Повторный знак 1.25 в населенных пунктах, а вне населенных пунктов - в стесненных условиях устанавливают непосредственно у начала участка проведения работ, при этом за начало участка следует принимать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство или временную дорожную разметку, отклоняющую транспортный поток перед опасным участком. При проведении краткосрочных работ (профилактического осмотра колодцев подземных инженерных сетей, уборки проезжей части и т.п.) допускается установка одного знака без таблички 8.1.1 на переносной опоре на расстоянии 10-15 м от места проведения работ.
Если перед участком дороги, на котором проводят дорожные работы, применяют и другие знаки, знак 1.25 устанавливают первым по ходу движения, кроме случаев применения вне населенных пунктов знака 6.19.1.
Пунктом 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.
При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.
Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100-150 м друг от друга.
Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м.
Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно с знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.
Согласно п. 5.5.5 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» знак 4.2.1 «Объезд препятствия справа», 4.2.2 «Объезд препятствия слева», 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева» применяют для указания направлений объезда начала ограждений, установленных по оси проезжей части, начала разделительной полосы, приподнятых островков безопасности и направляющих островков, различного рода препятствий на проезжей части.
Знаки устанавливают вне проезжей части в начале разделительных полос, островков и ограждений. При наличии в указанных местах тумбы с внутренним освещением знаки устанавливают на ней.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 05 мин. в ходе контроля за состоянием улично-дорожной сети старшим государственным инспектором БДД ОДИО Госавтоинспекции У МВД России по <адрес> было выявлено, что при проведении дорожных работ по строительству тротуара по адресу: <адрес>, ООО «Лига-Строй», отсутствовали дорожные знаки: 1.25 «Дорожные работы» в количестве 3 штук; 4.2.2 «Объезд препятствия слева» в количестве 1 штуки; 1.20.2 «Сужение дороги» в количестве 1 штуки; 3.24 «Ограничение максимальной скорости» в количестве 1 штуки, а также информационный щит № 1, не в полном объеме своевременно были установлены дорожные ограждения, чем было нарушено требований п. 14, 15 ОП ПДД РФ, Федерального закона Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ОДМ 218.6.019 «рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
По приведенным обстоятельствам, в отношении ООО «Лига-Строй» должностным лицом Госавтоинспекции ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол № об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, согласно которого обществу вменено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения в месте производства дорожных работ по адресу: <адрес>, поскольку не были приняты своевременные меры по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно, не в полном объеме были установлены временные технические средства организации дорожного движения.
Факт совершения ООО «Лига-Строй» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицами с места совершения правонарушения; договором субподряда №; схемой организации безопасности дорожного движения и ограждения места производства работ, по обустройству тротуаров вдоль четырехполосной автомобильной дороги с разделительной проезжей частью внутри населенного пункта, которые соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, а также иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Лига-Строй» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Действия ООО «Лига-Строй» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности ООО «Лига-Строй» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу мировым судьей в пределах санкции ч. 1 ст. 12 34 КоАП РФ, с учетом ст. 4.1 КоАП РФ.
Из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что закрепленная в нем норма является диспозитивной и заключается в оценочности выводов суда, органа или должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, направленной на определение характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения и социальной значимости охраняемых общественных отношений.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершенного ООО «Лига-Строй» правонарушения, его общественную опасность, мировой судья, вопреки позиции общества, пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ применению не подлежит.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, в связи с чем последний был лишен возможности дать объяснения, представлять доказательства, а также заявлять ходатайства, не принимается в внимание, поскольку не влияет на законность обжалуемого судебного постановления.
Меж тем из материалов дела следует, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 час. ООО «Лига-Строй» уведомлено по адресу регистрации юридического лица путем направления соответствующего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении (л.д. 9-11), а также посредством направления уведомления по электронной почте, которое успешно доставлено получателю ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7,8).
Доводы жалобы о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, нашедшей отражение в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, повлекшее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, во всяком случае, исключает возможность замены административного штрафа предупреждением.
Совершенное ООО «Лига-Строй» административное правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в области безопасности дорожного движения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в ненадлежащем отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.
При изложенных обстоятельствах, сам факт принадлежности ООО «Лига-Строй» к субъектам малого и среднего предпринимательства не является достаточным основанием для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, назначенное ООО «Лига-Строй» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием мировым судьей норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о том, что мировым судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 131 Волжского судебного района Самарской области от 06 октября 2020 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 131 Волжского судебного района Самарской области от 06 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лига-Строй» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Лига-Строй» Мананникова А.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.А. Тимагин