Дело № 2-263/2022
УИД 35RS0017-01-2022-000323-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2022 года г. Никольск
Никольский районный суд Вологодской области в составе судьи Шмаковой О.А., при секретаре Верховцевой Е.А., с участием заместителя прокурора Никольского района Штанюка И.К., представителя ответчика по доверенности Корепиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кемского сельского поселения, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов,
Установил:
Прокурор Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кемского сельского поселения, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5 266 кв. м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055).
В обосновании указал, что прокуратурой района в 2021 г. в ходе выездной проверки на территории Кемского сельского поселения, с левой стороны от дороги при въезде в д. Борок (через дорогу от автомобильной заправочной станции, см. Акт осмотра от 15.10.2021) выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений. В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой района 28.10.2021 внесено представление в адрес главы Кемского сельского поселения, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, 1 должностное лицо привлечено с дисциплинарной ответственности.
Результаты надзорных мероприятий в 2022 г. показали, что администрацией сельского поселения Кемского надлежащих мер, направленных на ликвидацию несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений, не принято.
В ходе выездной проверки 16.06.2022 прокуратурой района совместно с привлечением специалистов администрации Никольского муниципального района выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5 266 кв. м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055). Согласно информации администрации Никольского муниципального района от 17.06.2022 № ХХ, вышеуказанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Указывая на то, что бездействие должностных лиц администрации Кемского сельского поселения, администрации Никольского муниципального района на данном направлении привело к загрязнению окружающей среды, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, прокурор района просит суд обязать администрацию Кемского сельского поселения, администрацию Никольского муниципального района в срок до 30.07.2023 организовать ликвидацию несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5 266 кв. м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055).
В судебном заседании заместитель прокурора Никольского района Штанюк И.К. требования, изложенные в заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил, что в настоящее время несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на указанном земельном участке на территории Кемского сельского поселения не ликвидировано. Считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена и на сельское поселение и на администрацию Никольского муниципального района, поскольку свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Полномочия по распоряжению указанным земельным участком возложена на администрацию Никольского муниципального района.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Кемского сельского поселения Жеребцов Л.В. не явился, просил суд рассмотреть дело без его участия, возражений против удовлетворения требований не представил.
Представитель ответчика администрации Никольского муниципального района по доверенности Корепина М.Н. в судебном заседании исковые требования, предъявленные к администрации Никольского муниципального района не признала, считает, что они не являются надлежащими ответчиками по настоящему делу, поскольку вопросы, связанные с участием в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории поселения, относятся к компетенции муниципального образования и возложены на администрацию поселения. Кроме того, просила учесть, что в ноябре 2019 года администрацией Никольского района была ликвидирована свалка на территории Кемского поселения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1, абз. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Прокуратурой района в 2021 г. в ходе выездной проверки на территории Кемского сельского поселения, с левой стороны от дороги при въезде в д. Борок (через дорогу от автомобильной заправочной станции, см. Акт осмотра от 15.10.2021) выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений.
В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой района 28.10.2021 внесено представление в адрес главы Кемского сельского поселения, которое рассмотрено и удовлетворено в полном объеме, 1 должностное лицо привлечено с дисциплинарной ответственности.
В ходе выездной проверки 16.06.2022 прокуратурой района совместно с привлечением специалистов администрации Никольского муниципального района выявлено несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5 266 кв. м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055).
Согласно акту осмотра территории Кемского сельского поселения от 16.06.2022 составленному помощником прокурора Никольского района Тропиной М.В. установлено несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5266 кв.м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055).
Согласно информации администрации Никольского муниципального района от 17.06.2022 № ХХ, вышеуказанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.п. 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п. 2.1.1 Правил благоустройства, утвержденных решением совета Кемского сельского поселения № 49 от 29.12.2017 (далее – Правил) территория поселения должна быть благоустроена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и настоящих Правил.
Согласно пп. «а» п. 2.1.2 Правил на территории поселения запрещается захламление территорий отходами производства и потребления, свалка промышленных и бытовых отходов, строительного мусора, тары, уличного смета, листвы, травы вне специально оборудованных контейнерных площадок или других устройств, предназначенных для сбора отходов.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципального района.
Непринятием ответчиками мер по ликвидации несанкционированной свалки привело к загрязнению окружающей среды, нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушению правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Принимая во внимание доводы, изложенные ответчиком в возражениях на исковые требования в части сроков выполнения работ по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание объем мероприятий, которые необходимо будет произвести ответчику в целях ликвидации несанкционированной свалки, возможности ответчика по его исполнению, финансовое обеспечение поселения, суд находит разумным установить срок для исполнения решения до 30 июля 2023 года.
Суд с учетом представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств дела находит указанный срок достаточным для совершения всех действий, связанных с осуществлением мероприятий, необходимых для исполнения решения суда.
В случае, если в указанный срок решение ответчиком не сможет быть исполнено, при наличии к тому оснований ответчик не лишен возможности обратиться в суд в порядке статьи 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора Никольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кемского сельского поселения, администрации Никольского муниципального района об обязании организовать ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов удовлетворить.
Обязать администрацию Кемского сельского поселения (ИНН Хххххххх), администрацию Никольского муниципального района (ИНН Хххххххх) в срок до 30.07.2023 организовать ликвидацию несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов из жилищ и отходов от разборки деревянных строений на территории Кемского сельского поселения (примерная площадь 5 266 кв. м., координаты: широта 59.548229, долгота 44.679055).
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Вологодский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А. Шмакова