УИД:№
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,
установил:
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - главный лесничий государственного учреждения Республики Коми «Помоздинское лесничество» Шомысов М.А., действующий на основании доверенности №-по от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром», в котором просит возложить обязанность произвести очистку от порубочных остатков на площади 0,9 га на лесном участке, расположенном <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование исковых требований указано, что между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ООО «КомиИнвестПром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным договором арендатору передан в аренду лесной участок площадью 90 735 га, расположенный на территориях <адрес>. В соответствии с данным договором № арендатору передан во временное пользование указанный лесной участок. В ходе проведения заключительного осмотра лесосеки ДД.ММ.ГГГГ и.о. участкового лесничего Вольдинского участкового лесничества обнаружено нарушение п. 12(к) «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах», указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ», утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, выразившееся в не очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост). Составлен акт заключительного осмотра лесосек № от ДД.ММ.ГГГГ, направлено претензионное письмо, до настоящего времени правонарушение не устранено.
Истец, представитель истца в судебном заседании не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.
Ответчик ООО «КомиИнвестПром» извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили и не сообщили об уважительности причин неявки своего представителя.
Определив рассмотрение дела в отсутствие сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и обществом с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины №.
В соответствии с условиями договора ответчику передан лесной участок общей площадью 90 735 га, расположенный на территории <адрес>. Срок действия договора установлен с ДД.ММ.ГГГГ и составляет 49 лет (пункт 6.1 Договора).
В соответствии с договором, арендодатель имеет право после завершения арендатором работ по заготовке древесины проводить осмотр и оценку состояния лесосек.
В лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ, Общество указывало, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использует леса для заготовки древесины.
Согласно выписке ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КОМИИНВЕСТПРОМ» осуществляет вид деятельности, в том числе – лесозаготовки.
В ходе проведения осмотра лесосек ДД.ММ.ГГГГ и.о. участкового лесничего Вольдинского участкового лесничества обнаружено нарушение п. 12(к) «Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах», указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ», утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, выразившееся в не очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост). Составлен заключительный акт осмотра, направлено претензионное письмо, до настоящего времени правонарушения не устранены.
Лесной участок <адрес> не очищена от порубочных остатков на площади 0,9 га.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика истцом направлено претензионное письмо, в котором предложено устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения.
До настоящего времени нарушения не устранены, что подтверждается актом патрулирования № от ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Решая спор по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в число основных принципов лесного законодательства входят использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 9 статьи 29 ЛК РФ).
Согласно ст. 25 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность и осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, разработаны в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу п.п. «к» п. 12 Приказа Минприроды России от 01.12.2020 №993 не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)".
Согласно п.п. «в» п. 20 Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах", в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
На основании п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств тому, что ответчиком приняты меры по устранению выявленных нарушений лесного законодательства, в суд не представлено, в ходе рассмотрения дела таковых не добыто.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме. Заявленный срок для устранения ответчиком нарушений лесного законодательства отвечает признаку разумности и достаточности.
Исходя из требований пункта 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с ответчика ООО «КомиИнвестПром» в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства удовлетворить в полном объеме.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (ИНН №, ОГРН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести очистку от порубочных остатков на площади 0,9 га на лесном участке, расположенном в <адрес>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром»» (ИНН №, ОГРН №) в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 6000 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья – Т.В. Мартынюк