Дело № 2-4061/2023
УИД 91RS0024-01-2023-003479-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 29 сентября 2023 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Копыловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашина Андрея Николаевича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за задержку её выплаты,
у с т а н о в и л :
Кашин А.Н. обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы в размере 38 367,83 рублей, компенсации за задержку её выплаты, исчисленную из расчёта 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей за периоды задержки выплат (по состоянию на <дата> в размере 5 450 рублей).
Исковые требования мотивированы тем, что до 25 апреля 2023 г. истец работал в филиале Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» в должности механика автотранспортного участка. Оклад определялся по соответствующей формуле. Коллективным договором определён следующий механизм индексации заработной платы: при увеличении минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) пропорционально увеличивается минимальный оклад на предприятии и оклад работника. С <дата> МРОТ был увеличен, вместе с тем в июле 2022 г. работодатель не повысил установленный трудовым договором должностной оклад истца, не произвёл индексацию заработной платы в установленном коллективным договором порядке.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» Селина Н.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие, представила контррасчёт задолженности.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Кашина А.Н., представителя ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты», надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 37 Конституции Российской Федерации установлено право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, оплаты труда.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со статьёй 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
На основании статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами.
Статьёй 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что на основании трудового договора от <дата> №<номер> Кашин А.Н. работал в филиале Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» «Ялтинский торговый порт» механиком автотранспортного участка с <дата> Согласно пункту 15 работнику установлен должностной оклад в размере 37 350 рублей, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные локальными актами работодателя, коллективным договором.
Коллективным договором Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты» на 2022-2024 годы предусмотрена система оплаты труда, а также механизм индексации заработной платы работников.
Так, в соответствии с пунктами 3.2-3.4 коллективного договора оклады (должностные оклады) работников рассчитывается на основании: минимального оклада (должностного оклада), определённого на уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом на очередной год (но не ниже величины минимального размера оплаты труда в Республике Крым); коэффициента соотношения оклада (должностного оклада) работника к минимальному окладу (должностному окладу), определённому в размере 1,2; коэффициента оклада (должностного оклада) работника в зависимости от занимаемой им должности в соответствии с Приложением №<номер> к коллективному договору.
Приложением 1 к коллективному договору (таблица 9.3) коэффициент оклада экономиста 2 категории отдела планово-экономический и коммерческий определён в размере 2,85.
Таким образом, согласно установленной на предприятии системе оплаты труда, должностной оклад Кашина А.Н. рассчитывается по следующей формуле: МРОТ (не ниже действующего на территории Республики Крым) х 1,2 х 2,85.
При этом пунктом 3.5 коллективного договора в качестве индексации заработной платы работников установлен следующий механизм: увеличение окладов (должностных окладов) производится с 1 января каждого года в соответствии с установленным минимальным окладом (должностным окладом), определённым пунктом 3.2 коллективного договора.
Федеральным законом от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право в 2022 и 2023 годах принимать решения, предусматривающие особенности исчисления и установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом от <дата> № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (пункт 18 части 1 статьи 18).
Постановлением Правительства от 28 мая 2022 г. № 973 «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величина прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым – шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлено, что с <дата> минимальный размер отплаты труда, установленный с <дата> Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда», подлежит увеличению на 10 процентов.
На основании статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов и объединениями работодателей <дата> заключено Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Крым на 2021-2023 годы.
Пунктом 1.1 указанного Соглашения стороны определили, что минимальная заработная плата для работников – не бюджетников устанавливается на уровне не ниже МРОТ, утверждённого Федеральным законом от <дата> № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Таким образом, Постановлением Правительства от <дата> №<номер> «Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума» стало основанием для повышения МРОТ в Республике Крым с <дата> до утверждённого указанным постановлением уровня – 15 279 рублей.
По результатам анализа установленной в Государственном унитарном предприятии «Крымские морские порты» коллективным договором системе оплаты труда суд приходит к выводу, что размер оклада работника напрямую зависит от показателя МРОТ, действующего на территории Республики Крым.
Следовательно, при изменении величины МРОТ, действующей на территории Республики Крым, изменению подлежит и минимальный оклад (должностной оклад) работника, из которого согласно коллективному договору рассчитывается его заработная плата.
Аналогичным образом на предприятии также реализуется механизм индексации заработной платы, установленной пунктом 3.5 коллективного договора.
Учитывая, что МРОТ, входящий в установленную коллективным договором формулу расчёта оклада работников Государственного унитарного предприятия «Крымские морские порты», дополнительно увеличен с <дата>, работодатель обязан был с этой даты производить расчёт заработной платы истца с учётом изменённого оклада.
Вместе с тем Государственное унитарное предприятие «Крымские морские порты» в нарушение установленной системы оплаты труда не произвёл перерасчёт оклада Кашина А.Н., чем нарушил требования статьи 135 Трудового кодекса Российского Федерации.
Согласно представленному ответчиком контрасчёту с учётом индексации заработной платы за период с <дата> по <дата> истцу не доплачена заработная плата в размере 38 008,73 рублей (июнь 4 657,65 рублей, июль 6 218,17 рублей, август 5 547,96 рублей, сентябрь 6 688,67 рублей, октябрь 5 460,88 рублей, ноябрь 4 286,34 рублей и декабрь 5 149,06 рублей).
Истец с данным контррасчётом согласился, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию индексация заработной платы в размере 38 008,73 рублей.
В соответствии со статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно представленному ответчиком контррасчёту компенсация за задержку выплаты заработной платы, с которым истец также согласился, по состоянию на <дата> составляет 4 526,04 рублей.
С учётом изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований в соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 476 рублей, от уплаты которой истец был освобождён в силу закона.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Кашина Андрея Николаевича к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за задержку её выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в пользу Кашина Андрея Николаевича индексацию заработной платы в размере 38 008,73 рублей, компенсацию за задержку выплаты проиндексированной заработной платы в размере 4 526,04 рублей с продолжением начисления, начиная с <дата> по день фактической выплаты долга из расчёта 1/150 ключевой ставки Банка России, действующей в период задержки выплаты.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в доход муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым государственную пошлину в размере 1 476 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путём подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева