РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
18 января 2023 года.
Первомайский районный суд г. Ижевска в составе председательствующего - судьи Обуховой М.А.,
рассмотрев жалобу Администрации г. Ижевска на постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП по УР Фалалеева Н.М. от <дата> №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Администрация г. Ижевска привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Администрации г. Ижевска обратился в Октябрьский районный суд г. Ижевска с жалобой, указывая на то, что исполнение судебного акта в срок, установленный судебным приставом- исполнителем, не представляется возможным, в том числе в связи с недостаточным финансированием из бюджетов различных уровней. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Городской думы г.Ижевска находится утверждение бюджета. Администрация <адрес> является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который устанавливает и исполняет расходные обязательства муниципального образования «<адрес>» в пределах утвержденного бюджета по ведомственной структуре расходов. При этом обращение взыскания на средства бюджета производится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Расселение граждан из аварийного жилищного фонда производится строго в рамках Федеральной программы, установленной Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ограничено финансовыми ресурсами, предусмотренными Региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы (далее - Региональная программа). Региональной программой, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2019г. №, предусматривается расселение многоквартирных домов, признанных до <дата> аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Многоквартирный жилой <адрес> включен в Региональную программу (срок расселения - 2023 г.). Программа определяет весь перечень многоквартирных домов, которые признаны до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и необходимый объем финансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджета Удмуртской Республики, рассчитанный на весь период действия Региональной программы и в разбивке по годам. Согласно Региональной программе для реализации запланированных задач в установленные сроки привлекаются такие источники финансирования, как средства, поступившие из Фонда содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства, средства из бюджета Удмуртской Республики, средства бюджетов муниципальных образований, следовательно исполнение возможно только одновременно с выделением денежных средств из всех вышеперечисленных источников. Учитывая вышеизложенное, решение Октябрьского районного суда <адрес> от <дата> по делу № будет исполнено в срок, установленный Региональной программой - 2023 год.
В судебное заседание юридическое лицо - привлекаемое к административной ответственности – Администрация г. Ижевска, извещённая надлежащим образом в деле почтовое уведомление от <дата>, не явились.
В судебное заседание потерпевшие Князев А.А.,. Князев А.А. и Князева Е.Б. надлежащим образом извещенные, в деле почтовое уведомления от 17,<дата>, не явились.
В судебное заседание административный орган – МРО по ИОИП УФССП по УР и судебный пристав Фалалеева Н.М. извещённая надлежащим образом в деле расписка-уведомление от <дата>, не явились.
Исследовав материалы дела, а также истребованного судом административном органе, материалы административного дела №-АП, суд полагает необходимым постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст. 30.3 КоАп РФ при получении копии постановления о назначении наказания 29.03.22г, последний день 10-ти дневного срока на обжалование приходится на <дата>, жалоба же в Октябрьский суд г. Ижевска подана <дата>, т.е. срок на обжалование не нарушен.
Согласно ч. 3 ст. 30.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании оспариваемого постановления начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП по УР Фалалеева Н.М. от <дата> Администрация г. Ижевска привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа
и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Федерального закона N 229-ФЗ закреплено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
В силу ст. 113 Федерального закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом выше приведенных правовых норм, защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Как усматривается из текста данного постановления, <дата> судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по УР возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного документа Исполнительного листа ФС № от <дата> по делу №, выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска, предмет исполнения: Обязать Администрацию МО «<адрес>» предоставить Князева Е.А. и членам ее семьи – Князев А.А., Князев А.А. жилое помещение по договору социального найма, расположенное на территории муниципального образования «<адрес>», пригодное для проживания, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, взамен аварийного жилья, общей площадью не менее 37,7 кв. м.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП вынесено <дата>, установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней. Вручено <дата>. Требования исполнительного документа должником в установленный для добровольного исполнения срок не были исполнены, в связи с чем, на основании ст. 112 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве», <дата> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника (Администрации г. Ижевска) взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Данное постановление получено <дата>.
<дата> должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
<дата> должником получено требование от <дата> об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе в срок до <дата>.
В ходе совершения исполнительных действий установлено, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе копией исполнительного документа, постановлением о взыскании исполнительского сбора, постановлением от <дата> о привлечении Администрации г. Ижевска к ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении №-АП от <дата>, иными доказательствами, которым судом дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств отмены административного штрафа, наложенного на должника по ст. 17.15 ч.1 КоАп РФ, отсутствие вручения нового требования, после исполнительского сбора и административного штрафа, доказательств отсрочки- рассрочки исполнения решения в материалах дела не имеется.
Из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению.
Доводы жалобы об отсутствии вины в действиях должника являются несостоятельными, поскольку в тех случаях, когда в соответствующих статьях КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Кроме того, доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, о наличии обстоятельств, объективно препятствующих Администрации г. Ижевска исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, суду не представлено.
Под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 13-П). Таких сведений в материалах дела не имеется.
Суд приходит к выводу о том, что Администрацией г. Ижевска не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и после наложения административного штрафа к соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность.
С момента вынесения судебного решения прошел достаточный срок, в течение которого должником не предпринимались меры для выполнения требований суда.
Заявленные представителем доводы о принятии всех зависящих от нее мер по исполнению требований исполнительного документа и объективной невозможности исполнения решения суда документально не подтверждаются.
Согласно материалам дела исполнительное производство возбуждено <дата>, доказательств того, что с указанного времени судебное решение не могло быть исполнено по независящим от должника обстоятельствам, суду не представлено.
Будучи участником бюджетного процесса, и обладая необходимыми организационно-распорядительными властными полномочиями, начиная с <дата> администрация не была лишена возможности принять все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда, в том числе учесть предстоящие расходы на указанные цели при исполнении бюджетов в период исполнительного производства, и обязана была не только инициировать внесение изменений в бюджет на соответствующие годы с соблюдением требований бюджетного законодательства, но и добиться принятия изменений в бюджет, необходимых для исполнения требований исполнительного производства.
Основания для применения положений ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствуют, поскольку в материалах дела не имеется доказательств того, что Администрация г. Ижевска обращался с требованиями о выделении денежных средств, для исполнения судебного решения именно по данному делу. Кроме того, положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ предусматривающие прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении должностных лиц, применению не подлежат, поскольку настоящее дело возбуждено в отношении юридического лица.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, в том числе с учетом представленных администрацией документов, не свидетельствуют о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Администрации г. Ижевска к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено в пределах годичного срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, исчисляемого с <дата> и истекающего – <дата>, и не истекшего на <дата>.
Порядок привлечения к административной ответственности и порядок извещения как на административный протокол на <дата> Извещены - 24.02.22г ; на постановление на <дата> - извещены- <дата>, соблюден.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
В части назначения наказания суд учитывает следующее.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении Министерства, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
При назначении наказания ст. 4.1 ч.3 ч.3.2 КоАП РФ о снижении штрафа применению не подлежат, исходя из санкции статьи 17.15 ч.2 КоАП РФ менее ста тысяч.
В силу требований совокупности ст. 4.1.1. и ст. 3.4 ч. 2 КоАП РФ заменить штраф на предупреждение, также не возможно, так как привлекается к ответственности не впервые.
Административное наказание назначено Администрации г. Ижевска в пределах санкции ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в максимальном размере, при мотивировке отсутствия как отягчающих, так и смягчающих вину обстоятельств.
Суд полагает, что при такой мотивировке, а также с учетом обстоятельств дела, что юридическое лицо привлекается в ответственности не впервые, за данное правонарушение, в то же время отягчающих обстоятельств административным органом не указано, считает возможным снизить размер назначенного наказания до 55 000 рублей.
Таким образом, имеются основания для изменения оспариваемого постановления, в части размера назначенного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МРО по ОИП УФССП по УР Фалалеева Н.М. от <дата> №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Ижевска - изменить, снизить размер назначенного наказания до 55000 рублей ( пятидесяти пяти) рублей.
В остальном постановление оставить без изменения.
Жалобу представителя Администрации г. Ижевска - удовлетворить частично..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, через районный суд.
Судья : М.А. Обухова