Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-578/2022 ~ М-447/2022 от 04.05.2022

Дело № 2-578/2022

Уникальный идентификатор дела

44RS0026-01-2022-000913-22

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2022 года г. Кострома

Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., при секретаре Ковалевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Соловьевой Т.Д. о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области обратилась в суд с иском к Соловьевой Т.Д. Требования мотивированы тем, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>), является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба городская, кон. XIX в.: Лавка торговая кон. XIX в.». Собственником объекта является ответчик. Истцом установлено, что общее состояние объекта культурного наследия неудовлетворительное, конструктивные элементы здания изношены, наблюдается повсеместная деструкция кирпичной кладки, выпадение кирпичей, выветривание раствора из швов, наблюдается коррозия железа кровельного покрытия, раскрытие фальцевых соединений. В дворовой части лавки кровельное покрытие и стропильная система обрушены, доступ свободен, во внутренних помещениях мусор. Имеется угроза полной утраты объекта, вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан, ввиду чего требуется проведение работ по сохранению объекта. На основании изложенного, истец просил возложить на Соловьеву Т.Д. обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба городская кон. XIX в.: Лавка торговая кон. XIX в.» по адресу <адрес>), а именно: организовать выполнение первоочередных противоаварийных и консервационных работ в срок до 20.09.2022; организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению, восстановлению в срок до 20.04.2023, организовать выполнение работ по сохранению, восстановлению в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией в срок до 20.09.2024, установить информационную надпись в соответствии с согласованным Инспекцией по охране памятников культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в срок до 20.09.2024.

Истец Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области просил о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Соловьева Т.Д. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, заказной корреспонденцией по адресу места регистрации и жительства. Корреспонденция ожидала получения, но в связи с истечением срока хранения была возвращена. Мер к получению корреспонденции и явке в судебное заседание ответчик не принял, ввиду чего корреспонденция не была вручена по обстоятельствам, зависящим именно от получателя. Причины неявки ответчика суду не известны, документы, подтверждающие их уважительность, не представлены, ходатайств не заявлено. Каких-либо возражений против иска от ответчика в суд не поступило.

Третьи лица Администрации г. Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, будучи извещенными надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Учитывая положения ст. 117 ГПК РФ, в соответствии с которыми адресат, отказавшийся принять судебное извещение, считается извещенным о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, положения ст. 233 ГПК РФ, согласно которым, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства, данное дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Как указано в ст. 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым указанный объект принадлежит на праве собственности, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Согласно ст. 47.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. Охранным обязательством устанавливаются следующие требования: 1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона; 2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона; 3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона; 4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 настоящего Федерального закона. В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений.

Постановлением главы администрации Костромской области №598 от 30.12.1993 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» лавка торговая кон. XIX в. по адресу <адрес>) отнесена к памятникам архитектуры. Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный . Суду представлен паспорт объекта культурного наследия.

Согласно сведениям ЕГРН, собственником жилого помещения площадью 49,7 кв.м., по адресу: <адрес>, с 2003 года является Соловьева Т.Д. Помещение является объектом культурного наследия, обременение зарегистрировано на основании охранного обязательства собственника, срок его действия не установлен.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области выдано задание № РС-275-20 на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская кон. XIX в.: Лавка торговая кон. XIX в.», расположенного по адресу <адрес>). 18.12.2020 был составлен акт осмотра. Из него следует, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, конструктивные элементы здания изношены, наблюдается повсеместная деструкция кирпичной кладки, выпадение кирпичей, выветривание раствора из швов, наблюдается коррозия железа кровельного покрытия, раскрытие фальцевых соединений, в дворовой части лавки кровельное покрытие и стропильная система обрушены. Доступ к объекту не ограничен, во внутренних помещениях демонтированные элементы. Имеется угроза полной утраты объекта, вероятность причинения вреда жизни и здоровью граждан. Сделан вывод о необходимости проведения работ по сохранению объекта, ограничению доступа посторонних.

С учетом того, что особенностью использования объекта культурного наследия является обременение собственника обязательствами по его сохранению, 25.11.2020 и 15.03.2021 Инспекцией в адрес ответчика были направлены письма, в которых предлагалось в течение 10 рабочих дней с момента получения сообщить о намерениях по дальнейшему использованию объекта и планах проведения работ по сохранению объекта. В случае наличия объективной невозможности выполнить требования законодательства об охране объектов культурного наследия, учитывая, что объект на протяжении длительного времени фактически не используется, предложено рассмотреть вопрос о переходе права собственности на указанный объект недвижимости.

Приказом Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 21.01.2022 утверждено охранное обязательство собственника «Усадьба городская кон. XIX в.: Лавка торговая кон. XIX в.», расположенного по адресу <адрес>), в нем изложены требования к сохранению, содержанию и использованию объекта, обеспечению доступа граждан к нему, установке информационных надписей. Приложением к охранному обязательству является состав и сроки работ по сохранению объекта культурного наследия, тождественные изложенным в просительной части настоящего искового заявления. Копия данного приказа была направлена Соловьевой Т.Д., возражений от нее не поступило.

Оценивая в совокупности все приведенные доводы и представленные доказательства, учитывая их непредставление ответчиком в состязательном процессе, суд приходит к выводу о доказанности утверждения истца о том, что объект культурного наследия требует принятия ответчиком безотлагательных мер по его сохранению, указанные истцом сроки выполнения требуемых действий являются разумными. Суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить, возложить на Соловьеву Татьяну Дмитриевну (СНИЛС ) обязанность исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба городская кон. XIX в.: Лавка торговая кон. XIX в.» по адресу <адрес> а именно: организовать выполнение первоочередных противоаварийных и консервационных работ в срок до 20.09.2022; организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению, восстановлению в срок до 20.04.2023, организовать выполнение работ по сохранению, восстановлению в соответствии с разработанной и согласованной проектной документацией в срок до 20.09.2024, установить информационную надпись в соответствии с согласованным Инспекцией по охране памятников культурного наследия Костромской области проектом (макетом) в срок до 20.09.2024.

Взыскать с Соловьевой Т.Д. в доход бюджета городского округа г. Костромы госпошлину в размере 300 руб.

Копию заочного решения направить ответчику, разъяснив, что он вправе подать в Димитровский районный суд заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья - И.Н. Драничникова

2-578/2022 ~ М-447/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области
Ответчики
Соловьева Татьяна Дмитриевна
Другие
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы
Администрация г. Кострома
Суд
Димитровский районный суд г. Костромы
Судья
Драничникова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
dimitrovsky--kst.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.07.2022Предварительное судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
29.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
18.10.2023Дело оформлено
18.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее