Дело № 2-118/2024
59RS0029-01-2023-001477-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2024 года г. Нытва
Нытвенский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Волковой Л.В.,
при секретаре Третьяковой О.Б.,
с участием помощника прокурора Нытвенского района Волковой П.Н,
представителя ответчика - муниципального образования «Нытвенский городской округ» Турбаковой Т.И., действующего по доверенности,
представителя третьего лица - МБУ «Благоустройство» Чичева Т.Г., действующего по доверенности,
представителя третьего лица - МКУ « Центр по обслуживанию образовательных организаций» Пепеляевой Н.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности оборудовать остановочный комплекс в д.Конино Нытвенского городского округа,
у с т а н о в и л:
Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному образованию Нытвенский городской округ в лице администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности в срок до 01.07.2024 оборудовать остановочный комплекс, соответствующий требованиям действующего законодательства, для высадки и посадки пассажиров, проживающих в д.Конино Нытвенского городского округа.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся, проживающих в д.Конино Нытвенского городского округа, при организации их подвоза школьным автобусом. В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации Нытвенского городского округа от 21.06.2022 утвержден маршрут движения школьных автобусов к муниципальным образовательным организациям Нытвенского городского округа на 2022-2023г.г., согласно которому школьные автобусы МКУ «Центр по обслуживанию образовательных организаций» осуществляют рейс «г.Нытва – д.Н.Гаревая - д.Конино – д.Груни - МБОУ СОШ №3 г.Нытва имени Ю.П. Чегодаева СП Чекменевская ООШ».
На момент проверки в мае 2023г. место посадки (высадки) обучающихся, проживающих в д.Конино, находилось на автодороге, где автобусная остановка отсутствовала, что в соответствии с СП 42.13330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* не отвечало требованиям действующего законодательства.
11.05.2023 в адрес администрации Нытвенского городского округа внесено представление, в ответе указано, что специалистам МБУ «Благоустройство» дано указание проработать мероприятия по установке пункта ожидания автотранспорта на безопасном для пассажиров расстоянии от проезжей части автомобильной дороги. До начала 2023-2024 учебного года указанный пункт будет установлен.
В связи повторным обращением ФИО1 в администрации запрошена информация о проделанной работе по внесённому представлению, в ответе указано, что для реализации мероприятий по установке автобусной остановки, дорога «Н.Гаревая-Конино» должна соответствовать необходимым параметрам, дорогу необходимо привести в соответствие в IV категорией, разработать ПОДД, технический паспорт с включением остановочного пункта.
По состоянию на 04.10.2023 остановочный комплекс для посадки и высадки обучающихся несовершеннолетних, проживающих в д.Конино, не установлен, нарушения, указанные в представлении не устранены. В результате указанных нарушений законодательства, бездействия должностных лиц администрации, подвергаются опасности жизнь и здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних, при перевозке учащихся в образовательные учреждения.
В судебном заседании помощник прокурора Нытвенского района Волкова П.Н. исковые требования уточнила, просит обязать администрацию Нытвенского городского округа в срок до 01.07.2024 оборудовать в соответствии с требованиями п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, остановку для посадки и высадки школьников, проживающих в д. Конино Нытвенского городского округа, оборудованную навесом, огражденным с трех сторон, защищенную барьером от проезжей части дороги, имеющую твердое покрытие и обзорность не менее 250 м. со стороны дороги.
Представитель ответчика администрации Нытвенского городского округа Турбакова Т.И. с уточненными исковыми требованиями не согласна, поскольку в иске не указано, что д. Конино - это сельская местность, где допускается увеличение радиуса до 1 км., указание на этот факт позволит исполнить решение суда, также не согласна со сроком исполнения, так как бюджет утвержден, просит установить срок до 01.07.2027. По программе «Школьная остановка» выделены средства на строительство остановок в д.Удалы, д.Опалиха, ст.Чайковская, д.Н.Гаревая, кроме того есть решение суда по остановкам в городе.
Представитель третьего лица МБУ «Благоустройство» Чичев Т.Г. с исковыми требованиями согласен частично, не согласен со сроком исполнения, поскольку есть решение суда по другим остановкам, считает. что срок необходимо установить до июля 2027г., также необходимо уточнить по п.2.1.2 СП, что применяется для сельских районов.
Представитель третьего лица МКУ « Центр по обслуживанию образовательных организаций» Пепеляева Н.А. с иском согласна частично, пояснив, что в п.2.1.2 СП нет требований об обзорности, срок исполнения должен быть объективным, на территории д.Конино проживает 5 несовершеннолетних, кто ездит до Чекменевской школы. Необходимо уточнить для какой территории – черта города или сельское поселение. Чтоб установить остановочный комплекс необходимо место для разворота, дети усаживаются в автобус не дороге, остановки на а/д Нытва-Чекмени нет, автобус по дрогам деревни просто не проедет. Бюджет на 2024г. спланирован и утвержден, как и на 2025 и 2026 г.г., поэтому просит увеличить срок, указать, что д.Конино – это сельская местность, чтобы протяженность была до 1 км. Предоставлено возражение на исковое заявление (л.д.111-113).
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: создание условий предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасностидорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Согласно п. 2.1.2 Правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности - 800 м, для сельских поселений - до 1 км.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону. Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Исходя из п.10.5 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр, подвоз учащихся осуществляется на транспорте, предназначенном для перевозки детей. Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
Из п.2.5. письма Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988 "О направлении методических рекомендаций" следует, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. Остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надпись "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
Также в деле имеется письмо Минпросвещения России от 01.09.2022 N 03-1255 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций", из п.2.6 которого следует, что при подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановку школьного автобуса для детей, ожидающих школьный автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда, снега. В пути следования остановку школьного автобуса можно производить на специальных площадках, других остановочных пунктах, а при их отсутствии - за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка (детей) на дорогу. Остановка школьного автобуса должна быть оборудована навесом, огражденным с трех сторон, защищена барьером от проезжей части дороги (барьер не должен препятствовать движению детей к школьному автобусу и от него), иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги в соответствии с пунктом 10.5 раздела 10 СП 42.13330.2016.
Из материалов дела следует, что на основании поступившего в прокуратуру Нытвенского района ходатайства Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае по факту обращения ФИО1 о том, что высадка детей, проживающих в д.Конино, из автобуса, осуществляющего подвоз, была предусмотрена в месте где отсутствует остановочный комплекс и освещение, в полутора километрах от населенного пункта, прокуратурой Нытвенского района была проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних обучающихся, проживающих в д.Конино Нытвенского городского округа, при организации из подвоза школьным автобусом.
В рамках проверки помощником прокурора 04.05.2023, при участии представителей МБУ "Благоустройство", ОГИБДД ОМВД России по Нытвенскому городскому округу, МКУ "Центр по обслуживанию образовательных учреждений", был осуществлен осмотр территории автодороги "д.Нижняя Гаревая - д.Конино", в ходе осмотра установлено, что место остановки школьного автобуса, осуществляющего подвоз детей, проживающих в д.Конино, находится на автодороге, автобусная остановка отсутствует, что также подтверждается фотоматериалами (л.д.11-20).
Распоряжениями администрации Нытвенского городского округа от 21.06.2022 №970-р, от 05.05.2023 №571-р утвержден маршрут движения школьных автобусов к муниципальным образовательным организациям Нытвенского городского округа на 2022-2023, 2023-2024 учебный год, согласно которому школьные автобусы МКУ "Центр по обслуживанию образовательных организаций" осуществляют рейс "г.Нытва - д.Н.Гаревая - д.Конино- МБОУ СОШ №3 г.Нытва имени Ю.П. Чегодаева СП Чекменевская ООШ" -МБОУ С (К)ОШИ г.Нытвы (л.д.21-24).
На автомобильную дорогу "Н.Гаревая- Конино" в 2018г. разработан проект организации дорожного движения (ПОДД), в котором отсутствует место посадки и высадки автобусным сообщением пассажиров, в том числе школьного автобуса. Дороге присвоена IV техническая категория, тип покрытия и ширина проезжей части: асфальтобетон на всем протяжении дороги шириной от 5,0 до 5,8 м. (л.д.26-39, 63-69).
По итогам проверки 11.05.2023 прокурором Нытвенского района в адрес главы администрации Нытвенского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних (л.д.44-47).
24.05.2023 дан ответ на представление, из которого следует, что при разработке маршрутов и утверждения маршрутов по пути следования школьного автобуса обговариваются остановки для осуществления посадки и высадки детей при соблюдении определенных условий, обеспечивающих их безопасность. На основании стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах" на дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги. В ПОДД от 2018г. на автомобильной дороге "Н.Гаревая-Конино" отсутствует место посадки и высадки автобусным сообщением пассажиров, в том числе школьного автобуса, в связи с этим отсутствует автобусная остановка с необходимыми элементами обустройства, дороге присвоена IV техническая категория, ширина дороги не соответствует присвоенной категории. Для приведения автомобильной дороги в соответствие с IV категорией необходима реконструкция. Добиться положительного результата возможно при выполнении мероприятий: разработка проекта реконструкции автомобильной дороги, разработка сметной документации, пройти государственную экспертизу, реализовать данный проект. Разработать ПОДД, технический паспорт на данную дорогу с включением остановочного пункта. При формировании бюджета на 2023-2025г.г. по мероприятию "Проектирование, строительство (реконструкция), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края, в рамках реализации мероприятий регионального проекта Пермского края "Безопасные и качественные дороги" дорога "Н.Гаревая- Конино" не предусмотрена. Специалистам МБУ "Благоустройство" дано указание проработать мероприятия по установке пункта ожидания транспорта на безопасном для пассажиров расстоянии от проезжей части автомобильной дороги. До начала 2023-2024 учебного года указанный пункт будет установлен (л.д.48-49).
В связи с повторным обращением ФИО1 Уполномоченному по правам ребенка в Пермском крае, прокуратурой Нытвенского района в администрации Нытвенского городского округа запрошена информация по исполнению представления от 11.05.2023, вынесено решение о проведении проверки с 04.10.2023 по 03.11.2023 (л.д.51-55).
Из справки о результатах проверки от 04.10.2023 следует, что по состоянию на 04.10.2023 место посадки (высадки) обучающихся, проживающих в д.Конино Нытвенского городского округа, не установлено (л.д.61).
Копиями свидетельств о регистрации по месту жительства подтверждается, что в д.Конино зарегистрировано пять несовершеннолетних детей школьного возраста (л.д.122-126).
В соответствии с п.3.6.5 Устава МКУ "Центр по обслуживанию образовательных организаций" организует бесплатную перевозку обучающихся в муниципальных образовательных организациях, осуществляет контроль за перевозкой обучающихся, принимает меры к устранению замечаний. В соответствии с п.1.2 Устава учредителем МКУ является муниципальное образование "Нытвенский городской округ" (л.д.114-121).
В обоснование возражений представителями ответчика, третьих лиц представлены: копия решения Нытвенского районного суда от 17.06.2022 по делу №2-503/2022 по иску Прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образованию «Нытвенский городской округ» о возложении обязанности совершить действия по благоустройству остановочных пунктов в г.Нытва в соответствии с требованиями законодательства, а также документы по установке остановочных павильонов в 2024г. в д.Опалиха, ст.Чайковская, д.Удалы, д.Н.Гаревая, д.Груни в рамках приоритетного проекта "Школьная остановка" программы "Комфортный край".
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на автомобильной дороге "Н.Гаревая-Конино" отсутствует автобусная остановка для посадки (высадки) обучающихся, проживающих в д.Конино, что не отвечает требованиям действующего законодательства, а именно п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 и п.10.5 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр.).
Непринятие администрацией Нытвенского городского округа организационных мер по оборудованию остановочного пункта, предназначенного для посадки и высадки обучающихся, подвергает опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних обучающихся при перевозке в образовательные учреждения школьным автобусом.
Таким образом, руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что прокурором доказано нарушение прав несовершеннолетних обучающихся, проживающих в д.Конино на обеспечение безопасности дорожного движения, охране их жизни и здоровья.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора о возложении обязанности на ответчика оборудовать в соответствии с требованиями п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, остановку для посадки и высадки школьников, проживающих в д. Конино Нытвенского городского округа, оборудованную навесом, огражденным с трех сторон, защищенную барьером от проезжей части дороги, имеющую твердое покрытие и обзорность не менее 250 м. со стороны дороги.
По доводам ответчика и третьих лиц от необходимости указания, что д.Конино является сельской местностью, суд считает необходимым отметить следующее.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Населенный пункт - это компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.
Все населенные пункты подразделяются на городские населенные пункты и сельские населенные пункты.
В силу ч.1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
На уровне Нытвенского района общеизвестным является тот факт, что населенный пункт Конино является деревней.
Соответственно, в спорной ситуации подлежат применению нормы п. 2.1.2 Правил СП 2.4.3648-20 о том, что для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Определяя срок исполнения решения, суд принимает во внимание тот факт, что выполнение заявленного комплекса работ является продолжительным и финансово затратным мероприятием, исходя из характера заявленных требований, с учетом принципов разумности и справедливости, норм бюджетного законодательства, и устанавливает срок исполнения решения суда до 01.07.2027.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
возложить на Муниципальное образование Нытвенский городской округ в срок до 01.07.2027 оборудовать в соответствии с требованиями п. 2.1.2 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, остановку для посадки и высадки школьников, проживающих в д. Конино Нытвенского городского округа, оборудованную навесом, огражденным с трех сторон, защищенную барьером от проезжей части дороги, имеющую твердое покрытие и обзорность не менее 250 м. со стороны дороги.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Волкова
Мотивированное решение составлено 17 апреля 2024 года.