11RS0№-19 Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2022 г. <адрес>
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Ушакове Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми к садоводческому дачному товариществу «Тыла-Ю», Бояринцеву А. А. и Боярицеву С. А. о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком,
установил:
Администрация МР «Сыктывдинский» Республики Коми обратилась с иском в суд к СДТ «Тыла-Ю» о прекращении права пожизненного наследуемого владения Бояринцева А.Е. земельным участком, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 495 кв.м. в связи со смертью Бояринцева А.Е.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечены Бояринцев А.А. и Бояринцев С.А. – наследники – сыновья умершего Бояринцева А.Е.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени судебного заседания, в судебное заседании не явились, своих представителей не направили.
Ранее в судебном заседании представитель истца администрации МР «Сыктывдинский» Есева М.А. и представитель ответчика СДТ «Тыла-Ю» Коновалова В.К. требования искового заявления поддержали.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Исследовав письменные материалы рассматриваемого дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в едином государственном реестра недвижимости правообладателем земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 495 кв.м. является Бояринцев А.Е. Указанный участок принадлежит Бояринцеву А.Е. на праве пожизненного наследуемого владения.
Судом установлено, что Бояринцев А.Е. умер <дата>, о чем <дата> территориальным отделом записи актов гражданского состояния <адрес> записи актов гражданского состояния Республики Коми составлена актовая запись о смерти №.
Согласно наследственного дела № от <дата>, заведенного к имуществу умершего Бояринцева А.Е., наследниками, принявшим наследство после его смерти, являются сыновья Бояринцев А.А. и Бояринцев С.А.
Из материалов наследственного дела следует, что свидетельство о праве на наследство отношении спорного земельного участка нотариусом выдано Бояринцеву А.А. и Бояринцеву С.А.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец ссылался на то, что спорный земельный участок на протяжении длительного времени не используется по назначению.
Разрешая заявленные требования по существу, и не находя правовых оснований для их удовлетворения, суд исходит из следующего.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципа организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 265 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Гражданский кодекс РФ) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу ст. 267 Гражданского кодекса РФ распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
Указанные ограничения связаны с тем, что приобретение права пожизненного наследуемого владения земельным участком не свидетельствует о смене собственника на данный земельный участок, поскольку последний остается в муниципальной или государственной собственности.
Поскольку земельный участок, предоставленный гражданам в пожизненное наследуемое владение, не выбывает из государственной и муниципальной собственности, при отсутствии у землепользователя наследников право пожизненного наследуемого владения прекращается, при этом земельный участок остается в государственной или муниципальной собственности и может быть отведен другим лицам.
Согласно ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ (далее – Земельный кодекс РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением установлена в статье 42 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, в силу прямого указания закона лица, не являющиеся собственниками земельного участка, наравне с собственником обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при ненадлежащем использовании земельного участка.
Прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 54 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 54 Земельного кодекса РФ принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 данного Кодекса, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта <данные изъяты>
Таким образом, законом предусмотрено, что принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, в связи с ненадлежащим использованием земельного участка, осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка.
При этом принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по основаниям, указанным в пп. 1 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ (при ненадлежащем использовании земельного участка), осуществляется на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии не устранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания в виде штрафа).
Согласно пункту 6 статьи 54 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, после получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение об изъятии земельного участка самостоятельно.
По правилу пункта 7 статьи 71 Земельного кодекса РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее, чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 9 ст. 71 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, обращению в суд с требованием об изъятии земельного участка в целях принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, по смыслу ст. 54, 71 Земельного кодекса РФ должна предшествовать проверка целевого использования объекта должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, что в рассматриваемом случае выполнено не было.
В материалы дела представлен акт осмотра земельного участка № от <дата> и фототаблица к нему, из которого следует, что земельный участок не обрабатывается, зарос деревьями и сорной растительностью.
Вместе с тем, вина Бояринцева А.Е., умершего более 17 лет назад, в нарушении земельного законодательства отсутствует.
Кроме того, в рассматриваемом случае суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно статье 265 Гражданского кодекса РФ право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), в соответствии с пунктом 1 статьи 266 Гражданского кодекса РФ имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
Статьей 267 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении, не допускается, за исключением случая перехода права на земельный участок по наследству.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.