Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1020/2024 ~ М-857/2024 от 26.06.2024

УИД - 05RS0013-01-2024-001243-49

Дело №2-1020/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дербент 2 августа 2024 года

Дербентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Исакова А.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сулеймановой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1020/2024, по исковому заявлению первого заместителя прокурора г. Дербент РД Рожкова Р.И., в порядке ст. 45 ГПК РФ к ИП Абдулову Идрису Анверовичу, о приостановлении деятельности МАЗС «Роснефтегаз» и обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,

установил:

Первый заместитель прокурора г. Дербент обратился с иском к Абдулову Идрису Анверовичу об устранении нарушений требований противопожарной и промышленной безопасности на эксплуатируемой автозаправочной станции "Роснефтегаз" (далее - МАЗС), расположенной по адресу: <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверочных мероприятий на МАЗС выявленные многочисленные нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Выявленные нарушения, как следует из иска, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в связи с чем истцом постановлены на разрешение суда требования о признании незаконной деятельности МАЗС и приостановлении ее деятельности до устранения выявленных нарушений.

Представитель истца - помощник прокурора г. Дербента Ахадова Т.М. в судебном заседании не явилась, направила заявление о рассмотрении дела без ее участия, в котором просила удовлетворить исковые требования.

Ответчик - ИП Абдулов Идрис Анверович будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, обязуется устранить выявленные ранее нарушения.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой г. Дербента Республики Дагестан на основании поручения прокуратуры Республики Дагестан от 15.08.2023 с привлечением специалистов ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД и Кавказского правления по экологическом, технологическом и атомному надзору проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности на МАЗС «Роснефтегаз», расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ИП Абдулову И.А

Согласно письму начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы N 7 Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по РД от 31.05.2024 N ИВ-191-4-9-144, в ходе проведения обследования на территории спорной МАЗС выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

- МАЗС не оборудована площадкой для АЦ с СУГ в соответствии с нормативными требованиями 9 п. 818, СП 156.13130.2014);

- помещения расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской), не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- резервуары для хранения жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковою) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого ровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) ( п.8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- наполнение расположенных резервуаров ЛВЖ осуществляется без использования устройств, препятствующих распространению пламени по линии наполнения резервуара ( п. 7.24 СП 156.13130.2014);

- на МАЗС не предусмотрены стационарные системы водяного орошения, предназначенные для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ ( п. 8.50 СП 156.13130.2014);

- территория МАЗС не комплектована нормативным количеством первичных средств пожаротушения (п. 839 Постановления Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

- МАЗС не оснащена наружным противопожарным водопроводом (п. 8.49 СП 156.13130.2014 ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- на въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, отсутствуют пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м. или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения ( п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов (далее СУГ) не расположен подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом менее 0,5 м. или не защищен иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара (п.6.6 п.8.30 СП 15613130.2024 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- МАЗС не оснащена системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.131302014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки на очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 373 Постановления Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»);

- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива (п. 7.10 СП 156.13130.2014);

- не представлена декларация пожарной безопасности ( ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом отсутствует экран из негорючего материала, высотой не менее 2 м. (п. 8.15 СП 15613130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. ст. 4 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

- на МАЗС не предусмотрено при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС, автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности»);

- руководителем организации не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих правил, счетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479);

- технологическое колодцы с оборудованием СУГ, резервуаров СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы должны обеспечивать при достижении концентраций горючего газа величины, превышающей 20% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ.

В соответствии со статьей 1 ФЗ N 69-ФЗ, пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2 Закона).

Согласно ст. 37 ФЗ N 69-ФЗ, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначении принят ФЗ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В силу ч. 4 ст. 4 вышеупомянутого ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения данного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки объекта ответчика в виде МАЗС выявлены нарушения требований Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390.

Стороной ответчика не оспаривались результаты проверки и наличие указанных недостатков.

Судом установлено, что на момент разрешения гражданско-правового спора по существу, результаты проведенной проверки на объекте ответчика выявлены, в том числе нарушения требования противопожарной безопасности, которые создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан и которые ответчиком не были устранены. Материалы дела не содержат сведений о том, что ответчик необходимые работы произвел и устранил выявленные нарушение.

В данной связи, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст. 1065 ГК РФ, ст. ст. 1, 37 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. ст. 4, 5, 6 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", суд приходит к выводу, что ответчик выявленные нарушения в области пожарной и промышленной безопасности на эксплуатируемой МАЗС не устранил, что создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга граждан, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковые требования прокурора г. Дербента Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Абдулову Идрису Анверовичу,- удовлетворить.

Признать деятельность МАЗС «Роснефтегаз», а также иных лиц по эксплуатации МАЗС «Роснефтегаз», расположенной по адресу: <адрес> незаконной.

Обязать ИП Абдулова Идриса Анверовича привести осуществляемую деятельность МАЗС «Роснефтегаз», расположенной по адресу: <адрес> в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в сфере пожарной безопасности и устранить выявленные нарушения, а именно:

- оборудовать МАЗС площадкой для АЦ с СУГ в соответствии с нормативными требованиями;

- оборудовать помещения, расположенные на территории МАЗС (помещения для технического обслуживания, здание операторской), установками автоматической пожарной сигнализации;

- оборудовать резервуары для хранения жидкого моторного топлива системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковою) персоналу МАЗС, а при 95%-ном заполнении – автоматическое прекращение наполнения резервуара;

- оснастить резервуары для хранения СУГ системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ);

- оборудовать резервуары ЛВЖ устройствами, препятствующими распространению пламени по линии наполнения резервуара;

- оборудовать МАЗС стационарными системами водяного орошения предназначенными для обеспечения охлаждения наземного оборудования с СУГ, а также транспортных емкостей (сосудов) АЦ СУГ;

- укомплектовать территорию МАЗС нормативным количеством первичных средств пожаротушения;

- оснастить МАЗС наружным противопожарным водопроводом;

- оборудовать въезд и выезд с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, пологими повышенными участками высотой не менее 0,2 м. или дренажными лотками, предотвращающими растекание аварийного пролива топлива за территорию МАЗС и отводящими загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения;

- установить резервуар для хранения сжиженных углеводородных газов подземно с обеспечением толщины засыпки грунта не менее 0,5 м. или защитить иным негорючим материалом, обеспечивающим теплоизоляцию от воздействия пожара;

- оснастить МАЗС системой громкоговорящей связи;

- разработать документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары;

- разработать документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива;

- разработать и утвердить декларацию пожарной безопасности;

- оснастить защитным экраном заправочный островок с СУГ и заправочный островок с жидким моторным топливом высотой не менее 2 м.;

- предусмотреть на МАЗС автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков, при срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков многотопливных АЗС (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс избыточного давления природного газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии;

- утвердить инструкцию о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях;

- оборудовать технологические колодцы с оборудованием СУГ, резервуары СУГ, площадки для АЦ СУГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, световыми и звуковыми сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, о месте разгерметизации с подачей сигнала в операторную АЗС.

Приостановить деятельность МАЗС «Роснефтегаз», расположенной по адресу: <адрес> до устранения вышеуказанных нарушений пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский районный суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.М. Исаков

Решение в окончательной форме принято 02.08.2024.

2-1020/2024 ~ М-857/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура г.Дербент
Ответчики
Абдулов Идрис Анверович
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Исаков Абдулгапур Магомедрасулович
Дело на странице суда
derbent-rs--dag.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2024Подготовка дела (собеседование)
11.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2024Судебное заседание
02.08.2024Судебное заседание
02.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее