Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1469/2023 ~ М-195/2023 от 09.01.2023

УИД 51RS0001-01-2023-000204-17

Дело № 2-1469/2023

Изготовлено в окончательной форме 20 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 марта 2023 года      г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,

при секретаре Коньковой Е.В.,

с участием помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Савиной Т.М., представителя третьего лица Афанасьева А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Белянцева С.В., Белянцев С.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой,

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска, действуя в интересах Белянцева С.В., Белянцев С.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратился в суд с иском к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Белянцева С.В. и членам ее семьи бесплатно в общую долевую собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Мурманской области.

Вместе с тем, до настоящего времени, земельный участок с кадастровым номером коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен, что в свою очередь не позволяет гражданам в полной мере реализовать свое право пользования земельным участком, создает препятствия в индивидуальном жилищном строительстве.

Просит суд обязать администрацию г. Мурманска обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> и автодорогу <адрес> коммунальной инфраструктурой, а именно объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, подъездными путями и дорожной инфраструктурой в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Савина Т.М. настаивала на удовлетворении исковых требований по изложенным основаниям.

Истцы Белянцева С.В., Белянцев С.А., действующие за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО3; ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Представитель ответчика администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований, в случае удовлетворения исковых требований, просит суд назначить разумный срок, не ранее 2025-2026 годов, для исполнения решения суда.

Представитель третьего лица Комитета градостроительства и территориального развития администрации г. Мурманска Афанасьев А.Ю. в судебном заседании с иском не согласился, поддержал позицию изложенную в отзыве. Дополнительно пояснил, что срок указанный прокурором в иске неисполним. В случае удовлетворения исковых требований просил установить разумный срок для исполнения решения суда, до декабря 2024 года.

Представители третьих лиц КРГХ администрации г. Мурманска, Министерства строительства Мурманской области в судебном заседании участия не принимали, представили отзывы, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2002 № 600 Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 года разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно положениям подпунктов 24, 29 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В силу пункта 3.1 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в мурманской области» формирование (образование) земельных участков, а также финансирование соответствующих расходов осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 3 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, утвержденного Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» установлено, что: формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, осуществляется уполномоченным Правительством Мурманской области исполнительным органом государственной власти Мурманской области Министерством строительства Мурманской области; формирование (образование) земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется местными администрациями муниципальных образований; формирование (образование) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется местными администрациями городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов и городских поселений.

Пунктом 4.1 Порядка определено, что для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Проект планировки и проект межевания территории площадью 43 га., расположенной с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>

Указанным Проектом помимо прочего, предусмотрено размещение объектов капитального строительства, в том числе объектов жилищной, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры.

На основании постановления администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ Белянцева С.В. и членам ее семьи бесплатно в общую долевую собственность в равных долях (доля по 1/5) предоставлен земельный участок с кадастровым номером расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право общей долевой собственности членов многодетной семьи Белянцевых (доля в праве каждого 1/5) на указанный земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, до настоящего времени, земельный участок , расположенный в границах кадастрового квартала , коммунальной и дорожной инфраструктурой не обеспечен.

Согласно пункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.09.2013 № 372 при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры.

Законом Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Мурманской области, находящиеся в государственной собственности Мурманской области, муниципальной собственности, или земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 4.1 Порядка бесплатного предоставления земельных участков в собственность многодетным семьям, являющегося приложением № 2 к Закону Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО, для целей жилищного строительства предоставлению подлежат земельные участки, в отношении которых определены разрешенное использование такого земельного участка, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, в силу вышеприведенных норм права, земельный участок предоставляется гражданам, имеющим трех и более детей, при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

В силу пункта 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ указанные выше программы разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Из положений пунктов 4, 5 части 1 статьи 14 названного Федерального закона следует, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Согласно пункту 2 вышеуказанных Требований, программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают в себя мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Согласно пункту 5 Требований, при разработке программы необходимо учитывать показатели перспективной обеспеченности и потребности застройки поселения, городского округа на основании выданных разрешений на строительство объектов капитального строительства, технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры, планируемых сроков реализации застройки в соответствии с генеральным планом поселения и генеральным планом городского округа; учитывать показатели надежности функционирования каждой системы коммунальной инфраструктуры, перспективы их развития, а также показатели качества коммунальных ресурсов; определять мероприятия, направленные на качественное и бесперебойное обеспечение электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения новых объектов капитального строительства.

Финансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям, осуществляется в рамках государственной программы Мурманской области «Комфортное городское жилье и городская среда» (Постановление правительства Мурманской области от 13.11.2020 года № 795-ПП в редакции от 20.08.2021 года), подпрограммы «Жилье».

В соответствии с постановление администрации города Мурманска от 27.05.2021 № 1417, заказчиком (координатором) муниципальной программы города Мурманска «Градостроительная политика» на 2018-2024 годы является комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.

Целью и основными мероприятиями данной муниципальной программы является образование земельных участков для предоставления под индивидуальное жилищное строительство многодетным семьям, обеспечение объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставленных на безвозмездной основе многодетным семьям.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что на обеспечение коммунальной и дорожной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям, предусмотрено финансирование, суд признает обоснованными исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о возложении обязанности обеспечить земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001318:77, расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездными путями и дорожной инфраструктурой.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 09.11.2017 № 2516-0, в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Доказательств принятия действенных мер для обеспечения реальной нуждаемости в обеспечении земельного участка семьи истцов, коммунальной и дорожной инфраструктурой ответчиком суду не представлено. При этом, право граждан в такой ситуации не может быть поставлено в зависимость от бюджетных правоотношений и отношений между органами местного самоуправления и государственной власти, участниками которых они не являются.

Поскольку земельный участок, предоставленный многодетной семье истца, на момент его выделения и до настоящего времени не снабжен необходимой коммунальной и дорожной инфраструктурой (а именно, отсутствует объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездные пути), что не позволяет использовать данный участок в целях индивидуального жилищного строительства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Принимая во внимание социальную значимость разрешаемого спора, длительность нарушения прав граждан, отсутствие в деле доказательств объективности причин таких нарушений со стороны ответчика, суд признает возможным установить срок, в течение которого земельный участок с кадастровым номером , расположенный с северной стороны дороги, соединяющей <адрес> должен быть обустроен коммунальной и дорожной инфраструктурой, в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах Белянцева С.В., Белянцев С.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации города Мурманска о возложении обязанности по обеспечению земельного участка коммунальной и дорожной инфраструктурой – удовлетворить.

Обязать администрацию города Мурманска в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером , расположенный в границах кадастрового квартала , с северной стороны дороги, соединяющей <адрес>, предоставленный в общую долевую собственность Белянцева С.В., Белянцев С.А., ФИО1, ФИО2, ФИО3 коммунальной инфраструктурой, а именно: объектами водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также подъездными путями и дорожной инфраструктурой в соответствии с Проектом планировки и проектом межевания территории.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: М.В. Канева

2-1469/2023 ~ М-195/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белянцев Артем Сергеевич
Белянцева Светлана Владимировна
Белянцев Сергей Алексеевич
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска
Белянцев Матвей Сергеевич
Белянцев Тимофей Сергеевич
Ответчики
Администрация г.Мурманска
Другие
Министерство строительства Мурманской области
Комитет градостроительства и территориального развития администрации г.Мурманска
Комитет по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Канева Мария Владимировна
Дело на странице суда
okt--mrm.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее