Дело № 2-2284/2024
УИД 35RS0010-01-2023-015955-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда | 28 марта 2024 года |
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Бобошиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комовой М. В. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Комова М.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Вологодской области, в обосновании исковых требований указав, что истцу поставлен диагноз «<данные изъяты>», рекомендован самоконтроль более 7 раз в день помповая инсулинотерапия на постоянной основе ФМГ (Фристайл Либра).
21.04.2022 при осмотре Комовой М.В. был также установлен диагноз «<данные изъяты>», рекомендовано, учитывая нарушения распознавания гипогликемией, непрерывное мониторирование глюкозы. В соответствии с протоколом врачебной комиссии БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника № 1» № от 06.06.2022 согласована выписка сенсоров FreeStyle Libre в количестве 6 штук на третий квартал 2022 года. В период длительного времени Комова М.В. не была обеспечена данным медицинским изделием, в связи с чем, была вынуждена приобрести указанные сенсоры за личные средства. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в прокуратуру г. Череповца для проведения проверки. Далее прокурор г. Череповца в интересах Комовой М.В. обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Вологодской области.
29.07.2022 Комова М.В. обратилась В БУЗ ВО «Череповецкая городская поликлиника № 1» с заявлением о проведении врачебной комиссии для назначения и обеспечения ее системой непрерывного мониторирования глюкозы FreeStyle Libra.
27.05.2022 была проведена врачебная комиссии, решение которой оформлено протоколом №, в соответствии с которым 06.06.2022 главным врачом поликлиники была направлена дополнительная заявка на медицинское изделие FreeStyle Libra в количестве двух штук на июнь 2022 года.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2022 прокурору города Череповца Вологодской области, действующему в интересах Комовой М. В., в удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 06.09.2023 решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 июля 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковые требования прокурора г. Череповца в интересах Комовой М.В. удовлетворены. На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность организовать обеспечение Комовой М. В. сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы для FreeStyle Libre из расчета 26 датчиков в год до момента окончания лечения или изменения тактики лечения.
Ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, что истец страдает заболеванием «<данные изъяты>», нуждается в непрерывном мониторинге гликемии в соответствии с рекомендациями врача, полномочия по обеспечению необходимыми медицинскими изделиями таких лиц возложено на исполнительный орган субъекта РФ, однако за июнь 2022 года истец не была обеспечена медицинским изделием FreeStyle Libre в количестве 2 штук в связи с чем была вынуждена приобрести медицинское изделие за счет собственных средств, просит суд взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области в пользу Комовой М.В.:
- в качестве возмещения убытков за самостоятельное приобретение медицинского изделия FreeStyle Libra сенсоры в количестве 2 штук в размере 81 390 рублей;
-компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей;
- расходы на оплату услуг представителя в размере 65 000 рублей.
Определением Вологодского городского суда от 22.02.2024 требование Комовой М. В. к Департаменту здравоохранения Вологодской области о взыскании судебных расходов связанных с оказанием юридической помощи при рассмотрении гражданского дела № 2-2719/2022 по иску прокурора города Череповца Вологодской области, в интересах ФИО1, к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности выделено в отдельное производство (№)
Истец Комова М.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, действует через представителей.
Представитель Комовой М.В. по доверенности Аверина Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области Парыгина Л.В. с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в удовлетворении по доводам изложенным в возражениях. Указав на отсутствие законных оснований для их удовлетворения, завышенную сумму требуемой компенсации морального вреда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора БУЗ ВО "Череповецкая городская поликлиника № 1" своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Закона N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Закона N 323-ФЗ).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона N 323-ФЗ).
Статьей 29 Закона N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Закона N 323-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 06.09.2023 по делу № апелляционной жалобе Комовой М. В., апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора города Череповца ФИО2 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14 июля 2022 года по иску прокурора города Череповца Вологодской области, в интересах Комовой М. В., к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности при вынесении решения установлено, что Комова М.В. состоит на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты>» с 13 лет, с 1995 года. Находится на помповой инсулинотерапии с функцией непрерывного мониторирования гликемии в режиме реального времени. Использует флэш-мониторинг <данные изъяты>, в результате которого зафиксирован <данные изъяты>. В апреле 2022 года ЭНЦ рекомендовано непрерывное мониторирование глюкозы. Проведен совместный осмотр эндокринологами Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская поликлиника №1» ФИО3 и ФИО4 пациентки и данные по гипогликемии подтверждены. Оформлены заявки в обеспечение Комовой М.В. системами FreeStyle Libre в количестве 2 штук; в количестве 6 штук на 1 квартал.
06 июня 2022 года в Департамент здравоохранения Вологодской области Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Череповецкая городская поликлиника №1» направлены дополнительные заявки на обеспечение Комовой М.В. сенсорами FreeStyle Libre в количестве 2 штук на июнь 2022 года, 6 штук на третий квартал 2022 года.
В рамках рассмотрения Вологодским областным судом гражданского дела № были проведены судебно-медицинские экспертизы. На основании проведенных экспертиз суд пришел к выводу, что связи с наличием у Комовой М.В. заболевания «<данные изъяты>» истец нуждается в использовании системы непрерывного мониторирования глюкозы Free Style Libre (сканер и датчики Free Style Libre). Нуждаемость пациентки в мониторинге глюкозы также неоднократно подтверждена записями врачей-специалистов (эндокринолога, невролога). Само течение заболевания у Комовой М.В. с нестабильным уровнем глюкозы, сопровождающееся ежедневными эпизодами гипогликемии, требует ежедневной неоднократной коррекции дозы вводимого инсулина с целью предотвращения развития потенциально опасных для жизни состояний, и именно для их предотвращения требуется коррекция дозы вводимого инсулина, что возможно при постоянном использовании системы флэш-мониторирования глюкозы Free Style Libre.
Настоящим апелляционным определением установлено, что заболевание «Сахарный диабет», имеющееся у Комовой М.В., является хроническим неизлечимым, следовательно, нуждаемость истца в непрерывном мониторинге глюкозы сохраняется пожизненно, с потребностью в датчиках 1 штука на 14 дней, соответственно Департамент здравоохранения Вологодской области обязан обеспечить истца сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы для FreeStyle Libre из расчета 26 датчиков в год до момента окончания лечения или изменения тактики лечения.
На основании части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Истцом заявлены требования о возмещении расходов на приобретение медицинского изделия датчиков FreeStyle Libre за собственные средства, поскольку Департаментом здравоохранения не была обеспечена данным медицинским изделием.
Расходы Комовой М.В. на приобретение датчиков для системы мониторирования гликемии FreeStyle Libre в сумме 81 390 рублей подтверждаются представленными в материалы дела чеками на приобретение данного медицинского изделия.
Материалами дела установлено, что Комова М.В. относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно части 15 статьи 37 Закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона N 323-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится имплантация средств суточного мониторирования гликемии. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как система суточного мониторирования гликемии, невозможно без расходных материалов к ней (сенсоров), являющихся неотъемлемой частью системы суточного мониторирования гликемии и требующих периодической замены.
Суд принимает во внимание что ранее чем 06.06.2022 истцу был установлен диагноз «сахарный диабет 1 типа» и рекомендовано непрерывный мониторинг гликемии, так по результатам осмотра Комовой М.В. 24 октября 2021 года, 12 декабря 2021 года, 26 декабря 2021 года врачом-эндокринологом ООО «Вологодский региональный диабетологический центр» ФИО5 истцу постановлен диагноз «<данные изъяты>).
Данные обстоятельства установлены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от06.09.2023 и согласно ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, бездействие Департамента здравоохранения Вологодской области противоречило действующему законодательству, влекло нарушение прав Комовой М.В. на медицинскую помощь, ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (пункт 1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комова М.В., заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение медицинского изделия датчиков для мониторирования гликемии FreeStyle Libre указывала на то, что неправомерное бездействие Департамента здравоохранения Вологодской области, отсутствие обеспеченности необходимыми медицинскими изделиями бесплатно, привело к необходимости самостоятельного приобретения Комовой М.В этих медицинских изделий.
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
Принимая во внимание установленные апелляционным определением Вологодского областного суда от 06.09.2023 обстоятельства, из которых усматривается необходимость непрерывного мониторирования гликемии, приобретение датчиков для системы FreeStyle Libre за свой счет является вынужденной мерой и находится в прямой зависимости от бездействия ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в данной части. При этом суд исходит из того, что факт не обеспечения Комовой М.В. нашел свое подтверждение.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании с ответчика расходов понесенных Комовой М.В. на приобретение датчиков для системы мониторирования гликемии FreeStyle Libre в размере 81 390 рулей.
Далее, разрешая иск в части требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101) Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 1, пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда » Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Оценив и исследовав конкретные обстоятельства дела, характер и степень нравственных и физических страданий, степень разумности и справедливости, тяжесть заболевания Комовой М.В. (которому требовалось по показаниям обязательное непрерывное мониторирование гликемии, тяжелое течение заболевания, что подтверждено медицинскими документами), возможность наступления отрицательных последствий и связанных с этим переживаний, факт нарушения Департаментом здравоохранения Вологодской области прав на получение медицинского изделия бесплатно и своевременно, длительность такого нарушения не смотря на даже на состоявшееся решение суда, которым на ответчика возложена обязанность по обеспечению Комовой необходимыми сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы для FreeStyle Libre, неисполнение обязанности по обеспечению медицинским изделием понудило истца самостоятельно приобрести данные сенсоры, суд определяет денежную компенсацию причиненного морального вреда с Департамента здравоохранения Вологодской области в размере 20 000 рублей.
Также при определении суммы компенсации морального вреда судом учтено, что компенсация морального вреда по смыслу ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации не должна носить формальный характер, ее целью является реальная компенсация причиненных нравственных и физических страданий.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Комовой М. В. удовлетворить частично.
Взыскать с Департамента здравоохранения Вологодской области (ИНН 3525010519) в пользу Комовой М. В. (паспорт серия № <данные изъяты>) денежные средства на приобретение медицинского изделия в размере 81 390 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 05.04.2024.