Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-13/2024 (2-295/2023;) ~ М-294/2023 от 11.12.2023

Дело №2-13/2024

УИД: <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 января 2024 г. село Яшалта

Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего – судьи Лиджиева М.А.,

при секретаре – Карагодиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия к Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» о возложении обязанности организовать оказание медицинской помощи населению, путем строительства (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта в селе Краснополье Яшалтинского района Республики Калмыкия, обеспечить недостающим медицинским оборудованием,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском к Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» (далее по тексту БУ РК «Яшалтинская районная больница», медицинское учреждение) мотивировав следующим. Прокуратурой района проведена проверка исполнения со стороны БУ РК «Яшалтинская районная больница» законодательства в области здравоохранения в рамках реализации Национального проекта «Здравоохранение», предусматривающего мероприятия по развитию системы оказания первичной медико-санитарной помощи, формирования сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения, функционирования фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, оснащенных в соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №534н. Так, в ходе проверки установлено, что в <адрес> расположен фельдшерский здравпункт (далее по тексту здравпункт, ФЗП), находящийся в пользовании БУ РК «Яшалтинская районная больница» на праве оперативного управления. В ходе визуального осмотра здания фельдшерского здравпункта выявлено, что оно находится в аварийном состоянии, а именно внутри здания при входе проваливаются полы, в процедурном кабинете и в кабинете приема пациентов внутренние стены имеют трещины по углам шириной от 4 до 6 см., происходит отхождение оконных рам, усматривается разрушение потолка. По сведениям районной больницы в указанном фельдшерском здравпункте проводились косметические ремонтные работы, частичная замена кровли, лакокрасочных покрытий, которые осуществлялись в период времени с <данные изъяты>. Помимо этого, фельдшерский здравпункт в селе Краснополье полностью не укомплектован, в нарушение требований приложения №<данные изъяты> названного положения отсутствует: рабочее место врача (фельдшера) с переносным компьютером и выходом в информационно- телекоммуникационную сеть «Интернет», инструментальный и пеленальный столы, кушетка медицинская, электрокардиограф портативный, автоматический дефибриллятор, носилки, щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный, костыли, одеяло с подогревом, секундомер, пузырь для льда, шины для транспортной иммобилизации (разной конструкции), роторасширитель одноразовый, стерилизатор электрический средний; сухожаровой шкаф или автоклав, кислородный ингалятор, анализатор уровня сахара крови портативный с тест - полосками, анализатор гемоглобина в крови или тест системы для определения уровня гемоглобина крови, экспресс - анализатор уровня холестерина в крови портативный, комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни, весы для детей до 1 года, дыхательный аппарат ручной (мешок Амбу), спидометр (портативный с одноразовыми мундштуками), набор для проведения коникотомии одноразовый, укладка для оказания помощи при остром коронарном синдроме, укладка для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения, укладка для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении, укладка с педикулоцидными средствами, светильник медицинский передвижной. По результатам проверки прокуратурой района внесено представление в адрес и.о. главного врача районной больницы об устранении выявленных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены, районной больницей создана комиссия по приведению обследования здания ФЗП села Краснополье и принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания и необходимости проведения ремонтных работ, на время которых в село Краснополье направлен передвижной медпункт находящийся на территории села с понедельника по пятницу с 08:00 час. по 15 час. Однако, не функционирование имеющегося ФЗП по причине его аварийного состояния, а также отсутствие укомплектованности в соответствие с требованиями Приложения №14 к приказу от 15.05.2012 №534н, свидетельствует о не обеспечении оказания постоянной медицинской помощи жителям села Краснополье, что влечет нарушение их конституционных прав на охрану здоровья, а также возможность возникновения угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц при том, что на территории данного населенного пункта проживает боле <данные изъяты> человек, и удаленность от ближайшего ФЗП в <адрес> на расстоянии около <данные изъяты> км. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд обязать БУ РК «Яшалтинская районная больница» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оказание медицинской помощи населению, путем строительства (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта в <адрес>, обеспечить недостающим медицинским оборудованием.

До рассмотрения дела по существу БУ РК «Яшалтинская районная больница» представило возражения, в которых просит в удовлетворении иска отказать, обосновывая тем, что районной больницей принимаются меры по устранению выявленных нарушений, так в настоящее время разработаны и направлены в Минздрав Республики Калмыкия методические рекомендации по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в <данные изъяты> году, одним из объектов которых для включения в региональную программу на новое строительство внесен фельдшерский здравпункт в <адрес>. Кроме того, на основании договора №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ заказано проведение строительно-технической экспертизы указанного здания, по итогам проведения которой фельдшерский пункт в селе Краснополье признан не подлежащим восстановлению, в связи с чем <данные изъяты> направлена заявка на включение в мероприятия по установке быстровозводимой модульной конструкции ФЗП в <адрес>, с последующим его оснащением. Полагают, что дополнительное возложение обязанности по устранению выявленных нарушений решением суда не требуется.

В судебном заседании прокурор Очиров Э.С. уточнил исковые требования в части сроков, в течении которых районная больница обязана устранить выявленные нарушения, а именно обязать БУ РК «Яшалтинская районная больница» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу организовать оказание медицинской помощи населению, путем строительства (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта в <адрес>, не позднее 6 месяцев обеспечить его недостающим медицинским оборудованием с момента создания и функционирования фельдшерского здравпункта, с учетом уточнений просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель БУ РК «Яшалтинская районная больница» по доверенности Кумалова К.А. исковые требования не признала, пояснив, что районной больницей мероприятия по организации оказания первичной медико-социальной помощи населению района проводится с <данные изъяты> года, а именно разработан и направлен план региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения, в число объектов которых внесен фельдшерский здравпункт в <адрес>. Также проведена строительно-техническая экспертиза указанного здания, по итогам проведения которой фельдшерский пункт в <адрес> признан не подлежащим восстановлению, то есть аварийным, в связи с чем больницей в Минздрав РК направлена заявка на включение в мероприятия по установке быстровозводимой модульной конструкции ФЗП в <адрес>, с последующим его оснащением. Однако, финансирование на создание ФЗП осуществляется Минздравом РК, о конкретных сроках приобретения быстровозводимой модульной конструкции ФЗП в настоящее время не известно. Вместе с тем, медицинская помощь населению села Краснополье оказывается, посредством направления передвижного фельдшерского акушерского пункта (ФАП), в котором имеется необходимое оснащение для оказания медицинской помощи на территории села. Возложение дополнительной обязанности судом, в случае неисполнения ее в срок, влечет для больницы неблагоприятные последствия в виде исполнительских сборов и привлечения к административной ответственности, а следовательно не предусмотренные финансированием затраты.

Представители Министерства здравоохранения РК и Министерства по земельным и имущественным отношениям по Республике Калмыкия просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» действует Федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» (далее по тексту Федеральный проект) целью которого является обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу; формирование системы защиты прав пациентов.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий признается один из принципов охраны здоровья, установленных статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В пункте 1 части 2 названного закона определено, что к видам медицинской помощи относится первичная медико-санитарная помощь.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Статьей 21 данного закона предусмотрено право граждан на выбор врача и медицинской организации, в частности для получения первичной медико-санитарной помощи, на выбор медицинской организации, в том числе по территориально-участковому принципу.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее по тексту Положение).

В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 33 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (пункт 9 Положения).

Согласно пункту 19 Положения первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.

В соответствии с пунктом 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.

В силу пункта 2 Приложения № 18 к Положению фельдшерский здравпункт медицинской организации является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного (более 40%) проживания в них лиц старше трудоспособного возраста.

Приложением № 14 к Положению установлены стандарты оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), согласно которому фельдшерский здравпункт должен быть оснащен оборудованием перечисленным в Приложении, в том числе: рабочим местом врача (фельдшера) с переносным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; инструментальным и пеленальным столами; кушеткой медицинской; электрокардиографом портативным 3 или 6 канальным; автоматическим дефибриллятором; носилками; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; костылями; одеялом с подогревом; секундомером; пузырем для льда; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции); роторасширителем одноразовым; стерилизатором электрическим средним; сухожаровым шкафом или автоклавом; кислородным ингалятором; анализатором уровня сахара крови портативный с тест – полосками; анализатором гемоглобина в крови или тест системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс - анализатором уровня холестерина в крови портативным; комплектом оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; весами для детей до 1 года; дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу); спидометром (портативным в одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладкой для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладкой для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладкой с педикулоцидными средствами; светильником медицинским передвижным.

Как следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки проведенной в отношении БУ РК «Яшалтинская районная больница» установлено, что в <адрес> численностью свыше <данные изъяты> человек имеется фельдшерский здравпункт БУ РК «Яшалтинская районная больница» расположенный по адресу: <адрес>

Нежилое здание фельдшерско-акушерский пункт (фельдшерский здравпункт), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности Республики Калмыкия и передано в оперативное управление БУ РК «Яшалтинская районная больница» на основании договора №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Данный факт также подтверждается выпиской ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Судом установлено, что комиссией БУ РК «Яшалтинская районная больница» в составе и.о. заведующего хозяйством ФИО10 ведущего бухгалтера по финансовой части ФИО11 и.о. главной медицинской сестры ФИО12 юриста ФИО13 на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> проведено обследование здания фельдшерского пункта в <адрес>, в ходе которого согласно балансовой карточке пункта установлен износ здания на <данные изъяты> %, принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания, рекомендовано провести техническую экспертиз здания.

Учитывая то, что нежилое здание находится в аварийном состоянии и является опасным к дальнейшей эксплуатации, приказом и.о. Главного врача БУ РК «Яшалтинская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> организовано оказание медицинской помощи посредством передвижного медпункта ежедневно с понедельника по пятницу с <данные изъяты> час. до <данные изъяты> час<данные изъяты> мин., на период осуществления ремонтных работ в здании здравпункта.

В ходе проверки также установлено, что фельдшерский здравпункт села Краснополье не оснащен оборудованием в соответствии с Приложением №14 Положения, а именно: рабочим местом врача (фельдшера) с переносным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»; инструментальным и пеленальным столами; кушеткой медицинской; электрокардиографом портативным 3 или 6 канальным; автоматическим дефибриллятором; носилками; щитом спинальным с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачным, амагнитным; костылями; одеялом с подогревом; секундомером; пузырем для льда; шинами для транспортной иммобилизации (разной конструкции); роторасширителем одноразовым; стерилизатором электрическим средним; сухожаровом шкафом или автоклавом; кислородным ингалятором; анализатором уровня сахара крови портативный с тест – полосками; анализатором гемоглобина в крови или тест системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс - анализатором уровня холестерина в крови портативный; комплектом оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни; весами для детей до 1 года; дыхательным аппаратом ручным (мешок Амбу); спидометром (портативным с одноразовыми мундштуками); набором для проведения коникотомии одноразовым; укладкой для оказания помощи при остром коронарном синдроме; укладкой для оказания помощи при остром нарушении мозгового кровообращения; укладкой для оказания помощи при желудочно-кишечном (внутреннем) кровотечении; укладкой с педикулоцидными средствами; светильником медицинским передвижным.

Отсутствие указанного оборудования подтверждается пояснениями фельдшера здравпункта в селе Краснополье БУ РК «Яшалтинская районная больница» ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования о возложении на районную больницу обязанности по организации оказания медицинской помощи населению, путем строительства (реконструкции) указанного здравпункта истец мотивирует тем, что на момент прокурорской проверки по настоящее время здание фельдшерского здравпункта села Краснополье находится в аварийном состоянии, выразившемся в том, что внутри здания при входе имеется деформация пола, в процедурном кабинете и в кабинете приема пациентов внутренние стены имеют трещины по углам шириной от <данные изъяты> до <данные изъяты> см, происходит отхождение оконных рам, имеется разрушение потолка.

Наличие указанных разрушений также следует из пояснений фельдшера указанного здравпункта ФИО15

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

Положениями частей 1,3 статьи 55.26-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) признание объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется по результатам обследования его фактического состояния и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства.

Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается:

- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если объект капитального строительства находится в собственности РФ;

- уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в случае, если объект капитального строительства находится в собственности субъекта РФ;

- уполномоченным органом местного самоуправления - во всех иных случаях.

Согласно части 4 статьи 55.26-1 ГрК РФ порядок и основания признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время данный порядок не утвержден, в связи с чем до его утверждения признание объектов капитального строительства аварийными и подлежащими сносу или реконструкции осуществляется без учета положений, предусмотренных статьей 55.26-1 ГрК РФ (часть 3 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2021 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Вместе с тем аналогичные правоотношения урегулированы Положением о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.05.2017 № 577.

Районной больницей представлена копия строительно-технической экспертизы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года по результатам обследования технического состояния фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес> согласно которому нежилое здание признано не подлежащим восстановлению.

Основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу является наличие одного или нескольких следующих признаков, которые не позволяют обеспечить надежность функционирования объекта капитального строительства и безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе ухудшение эксплуатационных характеристик объекта капитального строительства в целом или его отдельных частей в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, приводящим к снижению до недопустимых уровней надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что фельдшерский пункт признан аварийным и непригодным для эксплуатации и не подлежащим капитальному ремонту, принятых уполномоченным органом в материалах дела не имеется суду не представлено.

Вместе с тем, представленное заключение является основанием для признания нежилого здания, расположенного по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Между тем, в соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).

Судом установлено, что спорный объект недвижимости находится в оперативном управлении БУ РК «Яшалтинская районная больница», что также подтверждается копией распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>

Предметом Договора № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества Минземом РК за БУ РК «Яшалтинская районная больница» является движимое и недвижимое имущество (основные средства) переданные больнице на праве оперативного управления, в том числе «Фельдшерско - акушерский пункт в <адрес>

Пунктами 2.1.1, 2.1.2 Договора № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что районная больница приняла на себя обязательства по принятию мер направленных на обеспечение сохранности имущества, не допущению ухудшения состояния имущества, за исключением случаев нормативного износа этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлением капитального и текущего ремонта имущества.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по принятию мер, направленных на поддержание фельдшерского здравпункта в надлежащем для эксплуатации состоянии, возложена на организации, на балансе которых они состоят, и которые вправе их использовать.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (пункт 7 ст. 55.24 ГрК РФ).

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (пункт 9 ст. 55.24 ГрК РФ).

В пункте 1 статьи 55.25 ГрК РФ указано, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Судом установлено, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения, свидетельствуют о том, что БУ РК «Яшалтинская районная больница» эксплуатация фельдшерского здравпункта производилась без надлежащего контроля за его состоянием, в результате чего здание не соответствует требованиям технических регламентов о безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.

В силу требований пункта 2 части 1 статьи 83 названного закона финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования).

В соответствии с Уставом БУ РК «Яшалтинская районная больница», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Республики Калмыкия №<данные изъяты> от <данные изъяты> (далее по тексту Устав), функции учредителя БУ РК «Яшалтинская районная больница» осуществляет Министерство здравоохранения Республики Калмыкия.

Из содержания федерального проекта следует, что полномочия по созданию (реконструкции), а также финансированию указанных мероприятий, возложены на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов для создания фельдшерских здравпунктов.

Министерство здравоохранения Республики Калмыкия является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативному правовому регулированию, контролю, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий на территории Республики Калмыкия (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до <данные изъяты> года», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» постановлением правительства Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> утверждена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Республики Калмыкия».

Согласно Плану указанной региональной программы на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запланированы следующие мероприятия:

- Осуществление нового строительства (его завершение), замены зданий в случае высокой степени износа, наличия избыточных площадей медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, поликлинические подразделения, амбулатории отделения (центры) врача общей практики, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты), а также зданий (отдельных зданий, комплексов зданий) центральных районных и районных больниц;

-Осуществление реконструкции (ее завершение) зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, поликлинические подразделения, амбулатории отделения (центры) врача общей практики, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты), а также зданий (отдельных зданий, комплексов зданий) центральных районных и районных больниц;

- Осуществление капитального ремонта зданий медицинских организаций и их обособленных структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь (поликлиники, поликлинические подразделения, амбулатории отделения (центры) врача общей практики, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты), а также зданий (отдельных зданий, комплексов зданий) центральных районных и районных больниц.

Ответственными лицами за исполнение указанных мероприятий являются Министерство здравоохранения Республики Калмыкия, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава полномочия собственника в отношении республиканского имущества осуществляет Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.

Положениями пункта 1.6 Устава установлено, что районная больница может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности в соответствии с действующим законодательством.

По смыслу статей 210, 296 ГК РФ лица, владеющие имуществом на праве оперативного управления, также несут ответственность за содержание принадлежащего им имущества, в том числе по обеспечению сохранности имущества, то есть нахождении его в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.

Так, пунктом 3.2 Устава установлено, что БУ РК «Яшалтинская районная больница» несет ответственность за сохранность, целевое и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

Пунктом 4.2 Устава для выполнения уставных целей, в том числе по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению, Учреждение имеет право в установленном порядке выполнять функции государственного заказчика по проектированию, реконструкции, расширению и техническому перевооружению, капитальному ремонту объектов капитального строительства, находящихся на праве оперативного управления, а также по проектированию и строительству новых объектов, передаваемых в оперативное управление Учреждения; осуществлять организацию капитального ремонта и проводить текущий ремонт зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении.

Таким образом, судом установлено, что Уставом за районной больницей закреплены в том числе функции государственного заказчика по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, закрепленных за ней на праве оперативного управления, в том числе по строительству новых сооружений, находящихся в оперативном управлении.

В соответствии с пунктами 3.2, 3.5 Устава имущество БУ РК «Яшалтинская районная больница» является собственностью Республики Калмыкия. Источниками финансирования Учреждения являются субсидии из республиканского бюджета, безвозмездные благотворительные поступления, добровольные пожертвования, средства, полученные от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом, средства, полученные от сдачи помещений, находящихся на праве оперативного управления, в аренду в порядке, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, средства, полученные при возмещении затрат на эксплуатационные, коммунальные и административно-хозяйственные услуги от арендаторов, средства, поступающие в счет оплаты медицинских услуг по договорам добровольного медицинского страхования и оказанных в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

Возражая против удовлетворения требований прокурора, ответчик указал на то, что им предпринимались меры направленные на устранение допущенных нарушений, а именно в адрес Министерства здравоохранения РК направлялись заявки на выделение быстровозводимой модульной конструкции, а также в целях оказания первичной медико-санитарной помощи направлен передвижной ФАП в <адрес>, действующий ежедневно с понедельника по пятницу с <данные изъяты>.

В то же время, наличие методических рекомендаций по разработке региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения в которую включен фельдшерский здравпункт в <адрес> подлежащий строительству, а также осуществление мероприятий направленных на организацию оказания первичной медико-санитарной помощи на территории села Краснополье путем возведения быстровозводимой модульной конструкции фельдшерского пункта, не свидетельствует об устранении выявленных нарушений со стороны ответчика, поскольку в настоящее время требования законодательства не исполнены.

Кроме того, сам по себе факт отсутствия финансирования со стороны Минздрава РК, а также направление передвижного ФАПа не свидетельствует об отсутствии оснований для возложения на БУ РК «Яшалтинская районная больница» исполнения обязанности об устранении допущенных нарушений, поскольку в соответствии с пунктом 19.1 Положения первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием комплексов передвижных медицинских в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек.

Между тем, БУ РК «Яшалтинская районная больница» не представлено доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных нарушений, на момент рассмотрения дела судом.

В свою очередь, наличие выявленных в ходе проверки нарушений, не только указывает на ненадлежащее исполнение учреждением, в эксплуатации которого находится фельдшерско-акушерский здравпункт, но и свидетельствует о неготовности в случае необходимости оказания первичной медико-санитарной помощи, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» даны разъяснения о том, что при установлении срока установленного частью 2 статьи 206 ГПК РФ, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ).

Положениями пункта 13 статьи 1 ГрК РФ строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

К объектам капитального строительства относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно пункту 1.2 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией.

Абзацем 5.3.6 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения РК финансирование в пределах предоставленных бюджетных ассигнований, а также переданных средств федерального бюджета расходов на здравоохранение на территории Республики Калмыкия, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств осуществляет Министерство.

При этом, суд считает заслуживающими внимания доводы представителя ответчика о недостаточности сроков для исполнения предъявляемых требований, и считает, с учетом характера спорных правоотношений, необходимости применения положений бюджетного законодательства для исполнения решения суда и особенностей формирования республиканского бюджета на очередной финансовый год, что требует значительных временных затрат, в связи с чем сроки до 1 года в отношении требований, предъявляемых к БУ РК «Яшалтинская районная больница» по строительству (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта на территории <адрес>, и до 6 месяцев в части требований о возложении обязанности по обеспечению фельдшерского здравпункта недостающим оборудованием являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Яшалтинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» о возложении обязанности организовать оказание медицинской помощи населению, путем строительства (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта в <адрес>, обеспечить недостающим медицинским оборудованием – удовлетворить.

Обязать Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» в течение <данные изъяты> года с момента вступления решения суда в законную силу организовать оказание первичной медико-санитарной помощи населению на территории <адрес> путем строительства (реконструкции) постоянно действующего фельдшерского здравпункта.

Обязать Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» не позднее <данные изъяты> месяцев с момента создания и функционирования фельдшерского здравпункта в <адрес> обеспечить его недостающим медицинским оборудованием в соответствии с требованиями Приложения №14 к Приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий: Судья М.А. Лиджиев

Копия верна: Судья М.А. Лиджиев

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-13/2024 (2-295/2023;) ~ М-294/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Яшалтинского района РК
Ответчики
БУ РК "Яшалтинская районная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Республики Калмыкия
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Лиджиев Михаил Алексеевич
Дело на сайте суда
yashaltinsky--kalm.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
11.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Дело оформлено
15.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее