Дело №2-614/2021
УИД 21RS0015-01-2021-000716-09
Решение
именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
26 августа 2021 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседания Щербаковой Н.В., с участием помощника прокурора Козловой О.А., представителя ответчика-главы администрации Первостепановского сельского поселения Данилова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Цивильского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района о понуждении передачи права пользования объектами водоснабжения, расположенных на территории указанного поселения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в течение года со дня вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Цивильского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района ЧР о понуждении передачи права пользования объектами водоснабжения, расположенных на территории указанного поселения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу,
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части надлежащего содержания водонапорных башен, права собственности на которые принадлежит муниципальному образованию администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района.
В собственности Первостепановского сельского поселения Цивильского района ЧР имеются объекты водоснабжения: водонапорная башня с кадастровым номером №, расположенная в д. Чирши Цивильского района, водонапорная башня с кадастровым номером №, расположенная в д. Анаткасы Цивильского района, водонапорная башня с кадастровым номером №, расположенная в д. Вторые Синьялы Цивильского района и водонапорная башня с кадастровым номером №, расположенная в с. Первое Степаново Цивильского района.
Вместе с тем, обязанность, предусмотренная ч.3 ст.4 ФЗ «О концессионных соглашениях», ответчиком не исполнена.
Указанное обстоятельство не обеспечивает содержание объектов водоснабжения в соответствии с требованиями федерального законодательства, их сохранность, а в случае возникновения аварийных ситуаций не позволяет обеспечить оперативное ее устранение и бесперебойное снабжение населения питьевой водой.
Внесенное представление прокуратурой Цивильского района ЧР в адрес администрации указанного поселения, результатов не дало, меры по устранению нарушений не приняты.
В судебном заседании помощник прокурора Козлова О.А., исковое заявление поддержала.
Глава администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района ЧР Данилов И.И., иск признал.
Выслушав лиц участвующих в деле и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 и 3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года за №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года за №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Пунктами 1,4 и 5 ч.1 ст.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствие со ст.3 Федерального закона «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленные этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п.11 ч.1 ст.4 вышеуказанного федерального закона, объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжение, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное п.11 ч.1 ст.4 настоящего Федерального закона, подготовка, заключение, исполнение, изменение прекращение концессионных соглашений осуществляются с учетом особенностей, установленных главой 4 настоящего Федерального закона
Согласно п.4 ч.1 ст.22 данного закона, решение о заключении концессионного соглашения принимается с учетом требований, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объектов концессионного соглашения, право собственности на которые принадлежат муниципальному образованию-органу местного самоуправления.
Порядок заключения концессионных соглашений определен ст.13 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которому концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст.37 Федерального закона.
В нарушение вышеназванных требований, администрацией Первостепановского сельского поселения Цивильского района ЧР концессионное соглашение, объектом которого являются централизованные системы водоснабжения, не заключено.
Указанное обстоятельство не обеспечивает содержание объектов водоснабжения в соответствии с требованиями федерального законодательства, их сохранность, а в случае возникновения аварийных ситуаций не позволяет обеспечить оперативное её устранение и бесперебойного снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
При таких обстоятельствах исковое заявление прокурора Цивильского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района о понуждении передачи права пользования объектами водоснабжения, расположенных на территории указанного поселения путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Указываемый годичный срок для устранения ответчиком допущенных нарушений является разумным, исходя из положений ст.314 ГК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Исковое заявление прокурора Цивильского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Первостепановского сельского поселения Цивильского района о понуждении передачи права пользования объектами водоснабжения, расположенных на территории указанного поселения удовлетворить и обязать администрацию Первостепановского сельского поселения Цивильского района обеспечить передачу права пользования объектами водоснабжения: водонапорной башни с кадастровым номером №, расположенного в д. Чирши Цивильского района, водонапорной башни с кадастровым номером №, расположенного в д. Анаткасы Цивильского района, водонапорной башни с кадастровым номером №, расположенной в д. Вторые Синьялы Цивильского района и водонапорной башни с кадастровым номером № расположенного в с. Первое Степаново Цивильского района путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Цивильский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированная часть решения суда составлена 27 августа 2021 года.
Председательствующий С.Г. Петров