Дело № 21 - 264 Судья - Мухаметшина А.И. |
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
город Мурманск |
16 июля 2021 года |
Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу защитника Симоновой Е. С., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью «АтомТеплоЭлектроСеть» на решение судьи Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» № * от 03 марта 2021 года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «АтомТеплоЭлектроСеть» (далее – ООО «АТЭС», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 года (с учетом определения об исправлении описки в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 25 мая 2021 года) постановление должностного лица от 03 марта 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Симоновой Е.С. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, защитник Общества Симонова Е.С. просит вынесенные в отношении Общества акты отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указывает, что судьей при вынесении решения не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, что привело к неверным выводам и неправильному применению норм материального права, оценка доводам ее жалобы не дана.
Считает спорным вывод судьи о том, что действующим законодательством не предусмотрено проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с использованием телемедицинских технологий без непосредственного взаимодействия в ходе таких осмотров медицинского работника и водителя.
Утверждает, что Обществом соблюдены требования Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения России от 15.12.2014 № 835н, и Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.09.2020 № 368.
В судебное заседание не явились законный представитель Общества и филиала Общества, защитник Общества Симонова Е.С., представитель административного органа, извещенные о рассмотрении дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества Тюлюкину Я.В., поддержавшую жалобу, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
В соответствии с частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пунктами 1, 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (п.7 Федерального закона № 196-ФЗ).
Пунктом 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что одним из видов медицинских осмотров являются предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее по тексту Порядка), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н, предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Пунктом 6 Порядка определено, что обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Согласно пункту 16 Порядка по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368, который носит императивный характер.
Подпунктом 2 пункта 5, пунктом 15 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом № 368, установлено, что обязательным реквизитом путевого листа в части сведений о водителе предусмотрено указание даты (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (если обязательность проведения послерейсового медицинского осмотра водителя предусмотрена законодательством Российской Федерации). Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра на путевом листе проставляется отметка «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 29.09.1989 N 555 утверждена Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, которая содержит аналогичные положения (Приложение № 9 к Приказу).
Как следует из материалов дела, в 15 часов 30 мнут 04 февраля 2021 года в районе дома №1 по улице Промышленная в городе Полярные Зори Мурманской области водитель М.А.В. управлял принадлежащем юридическому лицу - ООО «АТЭС», транспортным средством «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак *, с нарушением Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя транспортного средства.
Согласно путевому листу № 127 от 04.02.2021, выданному филиалом «АТЭС-Полярные Зори», водитель М.А.В.. 04.02.2021 осуществляет рейс на автомобиле «УАЗ-390945», государственный регистрационный знак * по маршруту следования г. Полярные Зори - г. Кандалакша - пос. Зашеек - н.п. Африканда (л.д.39). На указанном путевом листе имелась наклейка, содержащая сведения о прохождении водителем М.А.В. предрейсового медицинского осмотра.
Из объяснений водителя М.А.В. следует, что он работает водителем в ООО «АТЭС-Полярные Зори», 04 февраля 2021 года прошел предрейсовый медицинский осмотр в помещении ООО «АТЭС-Полярные Зори» по адресу: г... с использованием телекоммуникационных технологий. В проведении предрейсового медицинского осмотра медицинский работник непосредственно не участвовал, осмотр проводится с помощью компьютерной техники, которая проверила давление, температуру и наличие (отсутствие) алкогольного опьянения, по окончании осмотра оборудование распечатало наклейку - стикер с результатом осмотра (л.д.38).
Согласно договору возмездного оказания услуг № 120-2-210-05 от 15 декабря 2020 года, заключенному ООО «АТЭС» (Заказчик) с ООО «Арциус» последний по заданию Заказчика оказывает услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств филиала ООО «АТЭС-Полярные Зори» на основании согласованного технического задания (л.д.44-46).
Из технического задания являющегося Приложением № 1 к договору возмездного оказания услуг № 120-2-210-05 от 15.12.2020 следует, что услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей филиала ООО «АТЭС-Полярные Зори» оказываются посредством автоматизированного программно-аппаратного комплекса дистанционной оценки состояния здоровья водителей с применением телемедицинских технологий (л.д. 47-49).
Согласно Уставу ООО «АТЭС» Общество имеет обособленные структурные подразделения (филиалы), в том числе филиал ООО «АТЭС-Полярные Зори» по адресу: ... Предметом деятельности Общества является также деятельность автомобильного грузового транспорта и грузового специализированного транспорта.
Из свидетельства о регистрации транспортного средства 51 46 №891483 следует, что ООО «АТЭС» является собственником транспортного средства «УАЗ 390945», государственный регистрационный знак *
Выявленные нарушения явились основанием для составления 01 марта 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении ООО «АТЭС» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения юридического лица 03 марта 2021 года к административной ответственности, установленной данной нормой (л.д.58-66).
Вывод о виновности Общества в совершении вмененного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах, с достаточной полнотой приведенных в постановлении должностного лица административного органа и судебном решении, оценка которым дана по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя законность привлечения Общества к административной ответственности, проверив и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «АТЭС», осуществляющее на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязано организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Являясь лицом ответственным за соблюдение Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, нарушило положения части 1 статьи 20 и статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения ООО «АТЭС» Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, а равно принятия Обществом при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, всех зависящих от него мер по выполнению требований проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о доказанности вины ООО «АТЭС» во вмененном ему административном правонарушении.
Доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе производства по делу, и выводы о виновности ООО «АТЭС» в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и под сомнение законность обжалуемых актов не ставят.
Несогласие защитника Общества Симоновой Е.С. с тем, что проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств с использованием телемедицинских технологий законодательством не предусмотрено, а также то, что медицинский осмотр должен проводиться непосредственно медицинским работником, вывод о виновности юридического лица во вмененном ему административном правонарушении не опровергает.
Пунктом 22 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.
Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий предусмотрены статьей 36.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», из анализа которых следует, что телемедицинские технологии могут применяться для оказания медицинской помощи лечащим врачом для целей осуществления профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации) либо для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации).
Пунктом 7 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ определено, что обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо посредством ввода в штат должности медицинских работников или создания подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), которые будут оказывать медицинскую помощь работникам организации.
Вышеуказанные нормы возможность применения телемедицинских технологий при проведении предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров не предусматривают. Проведение предрейсовых медицинских осмотров регламентировано Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 № 835н, пунктами 8, 10 которого прямо предусмотрено, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, которые проводят: сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общую термометрию, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса; выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований: количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе; определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
С учетом изложенного правильным является вывод судьи, что в рассматриваемом случае процедура проведения предрейсового медицинского осмотра водителя транспортного средства нарушена, поскольку действующим законодательством, регламентирующим порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, проведение осмотров с использованием телемедицинских технологий не предусмотрено.
Следует также принять во внимание, что правильная организация предрейсовых медицинских осмотров является одним из этапов профилактики дорожно-транспортных происшествий, а несоблюдение вышеуказанных требований свидетельствует о неисполнении Обществом возложенной на него публично-правовой обязанности по организации таких осмотров в рамках реализации принципа обеспечения общественной безопасности, жизни и здоровья граждан.
Несогласие подателя жалобы с оценкой доказательств и применением судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Административное наказание ООО «АТЭС» назначено в соответствии с абсолютно-определенной санкцией частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера правонарушения и финансового положения юридического лица.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену вынесенных актов, в ходе производства по делу не допущено, материальные нормы права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела ГИБДД МО МВД России «Полярнозоринский» № * 03 марта 2021 года и решение судьи Полярнозоринского районного суда Мурманской области от 19 апреля 2021 года, вынесенные в отношении ООО «АтомТеплоЭлектроСеть», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьей 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Общества Симоновой Е.С. - без удовлетворения.
Судья
Мурманского областного суда А.П. Синица