Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1687/2024 ~ М-9060/2023 от 29.12.2023

2-1687/2024

56RS0018-01-2024-000024-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

          27 февраля 2024 года                                                                               г. Оренбург

          Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Шляхтиной Ю.А., при секретаре Биктеевой А.Ш. с участием помощника прокурора г. Оренбурга Буглаковой К.Е., истца Митрофановой Т.В., представителя ответчика Нетрусова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Оренбурга в интересах Митрофановой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Оренбурга обратился в суд в интересах Митрофановой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда, указав, что прокуратурой города по результатам рассмотрения обращения Митрофановой Т.В., ... года рождения, инвалида ... группы, выявлены основания для обращения в суд о компенсации морального вреда ввиду длительного непредоставления Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области (далее - ОСФР по Оренбургской области) технических средств реабилитации инвалида (далее -ТСР).

Согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) N от 22.04.2009 Митрофановой Т.В. рекомендованы следующие ТСР: экзопротез молочной железы и бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы.

По заявлению от 30.05.2023 Митрофанова Т.В. лишь 24.11.2023 обеспечена бюстгальтером (лифом-креплением) и/или грацией (полуграцией) для фиксации экзопротеза молочной железы (обеспечение ТСР до 24.05.2024).

Считают, что в результате длительного непредставления ответчиком Митрофановой Т.В. технического средства реабилитации не созданы необходимые и гарантийные законом комфортные условия существования инвалида, чем причинены нравственные и физические страдания.

Просили суд взыскать с ответчика в пользу истца Митрофановой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.

Помощник прокурора г. Оренбурга Буглакова К.Е., в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить.

        Истец Митрофанова Т.В., в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, пояснив, что в связи с не предоставлением своевременно технических средств реабилитации она испытывала нравственные и физические страдания. Она испытывала дискомфорт, не могла выйти из дома, ей приходилось стирать бюстгальтер каждый день. При этом она зашивала и распарывала бюстгальтер, постоянно была мысль о том, как постирать, чтобы не порвался. В вязи с этим у неё повышалось давление, было угнетенное состояние.

Представитель ответчика Нетрусов П.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в иске отказать по основаниям изложенным в отзыве. При этом пояснил, что по заявлению от 30.05.2023г. и в соответствии с рекомендациями ИПРА N от 22.04.2009г. Митрофанова Т.В. 01.06.2023г. поставлена на учёт в отделение фонда для обеспечения бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы. На дату подачи заявления, изделия по действующим государственному контракту были распределены в полном объеме среди всех получателей, состоящих на учёте, с учётом принципа очередности подачи заявлений и их нуждаемости в ТСР. По результатам проведенной закупки, заключен госконтракт N от 07.11.2023г. на поставку (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, в рамках которого Митрофанова Т.В. 24.11.2023г. посредствам направления N от 09.11.2023г. обеспечена технических средств реабилитации по 24.05.2024г.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт

протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 11.1 Закон № 181-ФЗ).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила № 240).

В соответствии с Правилами № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) на основании заявления о предоставлении ТСР, поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства по истечении установленного срока пользования.

Пунктом 5 Правил № 240 установлено, что уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении ТСР в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечении ТСР в соответствии с поданным заявлением уполномоченный орган направляй следующие документы:

- направление на получение или изготовление ТСР, срок действия которой устанавливается в пределах срока действия соответствующего госконтракта и составляет не менее половины такого срока;

- специальный талон и (или) именное направление на получение бесплатны проездных документов, если необходим проезд к месту нахождения организации обеспечивающих ТСР, и обратно.

При отсутствии заключенного государственного контракта уполномоченный орган высылает вышеуказанные документы в семидневный срок с даты его заключения. При этом извещение о проведении закупки необходимого ТСР размещается уполномоченным органом в единой информационной систем в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалида заявления.

Срок обеспечения ТСР серийного производства в рамках госконтракт заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать: 30 календарных дней; для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения в указанную организацию; в отношении ТСР, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, 60 календарных дней. (абз. 7 п. 5 Правил № 240).

Срок пользования бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы – не менее 6 месяцев, экспротезом молочной железы –не менее 1 года.

Аналогичные данные указаны в п. 12 Приказа ФСС РФ от 16.05.2019 N 256 административно регламенте ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и /или/ услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (кроме зубных протезов).

Судом из пояснений сторон и материалов дела установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида N от 22.04.2009 Митрофановой Т.В. рекомендованы следующие ТСР: экзопротез молочной железы и бюстгальтер (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы.

В соответствии с рекомендациями ИПРА N от 22.04.2009г, Митрофанова Т.В. была обеспечена:

– бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы – 29.11.2022, сроком пользования по 29.05.2023г.

- экзопротезом молочной железы – 17.01.2022, сроком по 16.01.2023г.

30.05.2023г. истец обратилась к ответчику с заявлением на обеспечение бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы и в соответствии с рекомендациями ИПРА N от 22.04.2009г. Митрофанова Т.В. 01.06.2023г. поставлена на учёт в отделение фонда для обеспечения бюстгальтером (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы (2 шт.)

При этом, как следует, из пояснений представителя ответчика на дату подачи заявления, изделия по действующим государственному контракту были распределены в полном объеме среди всех получателей, состоящих на учёте, с учётом принципа очередности подачи заявлений и их нуждаемости в ТСР.

По результатам проведенной закупки был заключен госконтракт № ... от 07.11.2023г. на поставку (лиф-крепление) и/или грация (полуграция) для фиксации экзопротеза молочной железы, в рамках которого Митрофанова Т.В. 24.11.2023г. посредствам направления N от 09.11.2023г. обеспечена технических средств реабилитации со сроком пользования по 24.05.2024г. (1 шт.)

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком нарушен срок предоставления истцу технических средств реабилитации, предусмотренные Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац 3 пункта 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.

Длительное неисполнение обязанности по предоставлению технических средств реабилитации влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ОСФР по Оренбургской области по не своевременному предоставлению средств технической реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Поскольку судами установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, несвоевременно предоставив средства технической реабилитации, у суда в силу приведенных норм материального права, имеются правовые основания для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Размер компенсации морального вреда определен судом апелляционной инстанции с учетом положений статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств дела, характера физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, периода нарушения прав истца, с учетом требований разумности и справедливости.

С учетом вышеприведенных положений закона, обстоятельств дела, учитывая степень нравственных страданий потерпевшего в связи с действиями ответчика, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Таким образом, суд приходит к выводу, о частичном удовлетворении заявленных требований истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Оренбурга в интересах Митрофановой Т.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального Российской Федерации по Оренбургской области (...) в пользу Митрофановой Т.В. ... ...) компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение судом в окончательной форме принято 25 марта 2024 года

                Судья:              Шляхтина Ю.А.

2-1687/2024 ~ М-9060/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор города Оренбурга в интересах Митрофановой Татьяны Владимировны
Митрофанова Татьяна Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Шляхтина Юлия Александровна
Дело на странице суда
leninsky--orb.sudrf.ru
29.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2024Подготовка дела (собеседование)
06.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее