Дело № 2-58/2022
УИД 28RS0011-01-2022-000104-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 года с. Новокиевский Увал
Мазановский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре Федотове С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяка Константина Викторовича к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Третьяк К.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 26.05.2021 на территории Амурской области введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района. Правительством Амурской области принято постановление от 29.06.2021 № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека.
Истец прописан и проживал по адресу: --.
Просит суд признать Третьяка К.В.пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, введенной распоряжением губернатора Амурской области от 26.05.2021 № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области»
Обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Третьяка К.В.в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Третьяку К.В.выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. руб. каждому в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектовРоссийской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Истец Третьяк К.В., представители ответчиков администрации Мазановского района Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, представители третьих лиц Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, администрации Практичанского сельсовета Мазановского района Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения искового заявления извещены судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин не явки в суд, а так же об отложении судебного разбирательства от сторон не поступало.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Третьяк К.В.,зарегистрирован по адресу -- от --.
Согласно справки Практичанского сельсовета от 23.12.2021 года № 237 Третьяк К.В., -- года рождения, действительно проживает по адресу -- Амурской.На момент введения режима ЧС проживал по данному адресу.
Согласно копии похозяйственной книги Практичанского сельсовета Мазановского района Амурской области, по адресу -- списке членов хозяйства записанТретьяк К.В.
Распоряжением губернатора Амурской области от 26 мая 2021 года № 94-р «О введении регионального режима чрезвычайной ситуации на территории Амурской области» с 24 июня 2021 введен региональный режим чрезвычайной ситуации, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района.
Распоряжением главы Администрации Мазановского района Амурской области от 10.08.2021 №464-р определены границы зон чрезвычайной ситуации, в том числе с. СохатиноМазановского района.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание, и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Пункт 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928 (далее - Правила № 1928), предусматривает, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 000 рублей на человека).
Подпункт «в» пункта 12 Правил № 1928 предусматривает, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера осуществляется при выполнении следующих условий, в том числе, наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляются трансферты.
Правительством Амурской области принято постановление от 29 июня 2021 года № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации» (далее – Постановление № 416).
Согласно п.1 Постановления № 416 пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области оказывается:
1) единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на человека;
2) финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости – 100 000 рублей на человека.
В соответствии с п. 2.1 Постановления № 416 органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, территории которых находятся в границах зоны чрезвычайной ситуации (далее - ОМСУ), обязаны обеспечить:
1) принятие от пострадавших граждан заявлений об оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - заявления);
2) образование и функционирование на уровне муниципальных районов, муниципальных и городских округов Амурской области, комиссий в составе не менее 3 человек в целях:
а) установления факта нарушения условий жизнедеятельности пострадавших граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (пункты 18 - 22 Порядка № 275);
б) определения степени утраты (полностью или частично) имущества первой необходимости пострадавших граждан (пункт 24 Порядка № 275);
3) в течение 2 календарных дней после поступления от пострадавших граждан заявлений:
а) сверку сведений, указанных в них, с данными паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС) гражданина, подающего заявление, и членов его семьи;
б) обследование и составление комиссиями:
- заключений об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан, и членов их семей в результате чрезвычайной ситуации по форме (для выплаты единовременной материальной помощи);
- актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (далее - акты обследования) (для выплаты финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости);
4) оперативное формирование и подписание в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации:
а) списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, по форме согласно приложению № 5 к Порядку № 275;
б) списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости;
5) направление списков, с приложением копий поданных гражданами заявлений, заверенных специалистами ОМСУ, заключений и актов обследования в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня их составления.
Согласно п. 2.2 Постановления № 416 министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области представляет согласованные списки граждан в течение 2 календарных дней со дня их согласования на утверждение губернатору области и направляет утвержденных губернатором области списки граждан, в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Согласно п. 2.3 Постановления № 416 Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан осуществляется выплата единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Таким образом, федеральным и региональным законодательством предусмотрено оказание помощи пострадавшим гражданам в виде единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека; за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека.
Факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается информационным письмом министерства транспорта и дорожного хозяйства Амурской области от 11.08.2021 № 4157-07, о том, что в период с 06.08.2021 транспортное сообщение по маршруту 578 «г. Свободный – с. Сохатино» было приостановлено в связи с размывом участка автомобильной дороги местного значения «Подъезд к с. Сохатино».
В результате возникновения комплекса метеорологических и гидрологических явлений и подъема воды в реках в мае-августе 2021 года, установлена невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания пострадавшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
При обращении Третьяк К.В.в администрацию Мазановского района Амурской области с заявлением об оказании единовременной материальной помощи, ему был дан ответ, согласно которому администрацией было принято решение об отказе о включении его в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с нарушением транспортной доступности по причине отсутствия сведений о регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, по адресу: --.
В соответствии с положениями ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 2003 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1) место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Положения ст. 3 Закона № 5242-1 обязывают граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, указывая при этом на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как указано выше, регистрация по месту жительства осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Отсутствие регистрации не может служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы искового заявления о постоянном проживании Третьяк К.В.по адресу: --, ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, иных доказательств в материалах дела не имеется, данными об обратном суду не представлены.
Судом установлено, что истец проживает по адресу: --, проживал в период чрезвычайной ситуации на территории --Практичанского сельсовета, было прекращено движение транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения «Введеновка-Февральск», Свободный-Сохатинов связи с отсутствием пассажирских перевозок были нарушены условия жизнедеятельности, а поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Третьяка Константина Викторовича к администрации Мазановского района Амурской области, Министерству социальной защиты населения Амурской области, удовлетворить.
Обязать администрацию Мазановского района Амурской области включить Третьяка Константина Викторовича, 25.08.1979 года рождения в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи по 10 тыс. руб. в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести Третьяку Константину Викторовичу, 25.08.1979года рождения, выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей в связи с нарушением транспортной доступности, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий судья А.А. Потапов