Дело №12-484/2021 копия
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2021 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Лобастова О.Е.,
при секретаре судебного заседания Шиховой Н.Н.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 А.В.,
его защитника ФИО6,
должностного лица административного органа – ведущего специалиста-эксперта Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пермского районного суда <адрес> жалобу заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» ФИО2 А.В.,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - заместитель начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее ОАО МРСК Урала») ФИО2 А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО2 А.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указал, что его вина в нарушении сроков выполнения мероприятий по договору технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному с ФИО8, отсутствует, им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Правил технологического присоединения.
В судебном заседании ФИО2 А.В. доводы жалобы поддержал. Пояснил, что договор на технологическое присоединение к электрическим сетям, заключенный с ФИО8, не был исполнен в предусмотренный срок в связи со сложностью местности, где расположен земельный участок заявителя (крутой склон), куда не могла подойти техника. Кроме того, много времени ушло на согласование вопросов проезда с собственниками смежных участков, после этого началась распутица, размыло дороги. С должностной инструкцией он ознакомлен.
Защитник ФИО6 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить. Просила обратить внимание на невыполнение со стороны ФИО8 условий договора на технологическое присоединение.
Должностное лицо административного органа ФИО7 просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Абзац 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» устанавливает, что технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 Правил).
Согласно пункту 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил в редакции, действовавшей на момент заключения между сторонами по делу договора, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;
4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;
в иных случаях:
15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью;
2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, в том числе при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики заявителя требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы смежных сетевых организаций, и (или) объектов по производству электрической энергии.
Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). В случае заключения сетевой организацией договора со смежной сетевой организацией в соответствии с требованиями пункта 41 настоящих Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению определяется в порядке, установленном настоящими Правилами.
Указанный срок исполнения Договора, в силу подпункта «б» пункта 16 Правил технологического присоединения является максимально допустимым.
Согласно п. 19 Правил стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
В соответствии с п. 1 ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 обратилась в ОАО «МРСК Урала» с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), по классу напряжения 0,4 кВ с присоединяемой мощностью 15 кВт по 3 категории надежности.
По итогам рассмотрения заявки ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урала» с ФИО8 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, с приложением Технических условий от ДД.ММ.ГГГГ. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям в договоре составляет 6 месяцев со дня заключения договора, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
На момент подачи заявления ФИО9 в антимонопольный орган (ДД.ММ.ГГГГ) мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств не осуществлено.
Мероприятия по технологическому присоединению объекта ФИО8 к электрическим сетям были выполнены сетевой организацией ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «МРСК Урала» ФИО2 А.В. к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; заявкой ФИО8 на технологическое присоединение № от ДД.ММ.ГГГГ; договором № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ; техническими условиями для присоединения к электрическим сетям № от ДД.ММ.ГГГГ к договору; заданием на проектирование от ДД.ММ.ГГГГ; договором на выполнение проектных и изыскательских работ от ДД.ММ.ГГГГ; соглашением от ДД.ММ.ГГГГ; актом осмотра объекта технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ; положением о <адрес> электрических сетей, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ; должностной инструкцией заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «МРСК Урала», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о приеме работника на работу № СП/к от ДД.ММ.ГГГГ; приказом о переводе работника на другую работу № ЦП/К от ДД.ММ.ГГГГ; обращением ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ.
Всем приведенным доказательствам должностным лицом дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
Совершенное заместителем начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» ФИО2 А.В. административное правонарушение квалифицировано по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ правильно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФИО2 А.В. привлечен к административной ответственности как должностное лицо филиала Открытого акционерного общества «МРСК Урала» - субъекта естественной монополии по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ст. 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
ОАО «МРСК Урала» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке.
ФИО2 А.В. в соответствии с приказом о переводе работника на другую работу № ЦП/К от ДД.ММ.ГГГГ на момент совершения административного правонарушения занимал должность заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала», а в соответствии с должностной инструкцией заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «МРСК Урала», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, в его обязанности входит контроль исполнения подрядными организациями условий договора, выполнение качественно и в запланированный срок работ, включенных в план работ КуРЭС, планирование и организация деятельности подчиненных бригад по исполнению договоров технологического присоединения, организация работы подчиненного персонала, распределение заданий между исполнителями в соответствии с должностными обязанностями, установление сроков ее выполнения и контролировать качество выполнения.
С учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ ФИО2 А.В. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, поскольку он является ответственным должностным лицом ОАО «МРСК Урала», который допустил нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Сведений об обстоятельствах чрезвычайного характера, препятствовавших выполнению ФИО2 А.В. обязательств по договору, материалы дела не содержат.
Сведений о том, что заместитель начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» ФИО2 А.В. принимал какие-либо меры контроля в отношении рассматриваемого факта правонарушения суду не представлено.
Выполнение сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя почти год с даты истечения предельного срока исполнения договора не свидетельствуют о принятии ФИО2 А.В. всех возможных и необходимых мер для исполнения требований закона и условий заключенного с ФИО9 договора в установленный срок, характеризуют его поведение как ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, являющееся виновным бездействием.
Учитывая вышеизложенное не нахожу оснований не согласиться с выводом должностного лица административного органа о том, что ФИО2 А.В., занимая должность заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» непосредственно координирует, организует и контролирует исполнение договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе и договора № от ДД.ММ.ГГГГ, однако не предпринял меры для соблюдения Правил технологического присоединения, что привело к невыполнению мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопрингимающих устройств, расположенных по адресу: уч. 62, СНТ «Шульгино» д. <адрес>.
Довод жалобы о том, что указанные мероприятия не были проведены в срок до ДД.ММ.ГГГГ по причине невыполнения ФИО9 договора, является несостоятельным.
Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
При этом исполнение обязательств одной из сторон договора технологического присоединения не влечет для другой право не исполнять свои обязательства.
Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению, указанные в подпунктах «г» - «д» пункта 7 Правил технологического присоединения, обязательны к выполнению сетевой организацией, в том числе независимо от бездействия собственника энергопринимающих устройств, при заключенном договоре в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
На основании изложенного, ФИО2 А.В. нарушил срок исполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по вышеуказанному адресу.
С учетом приведенного в постановлении о привлечении к административной ответственности анализа мероприятий, проведенных в период заключенного с ФИО9 договора технологического присоединения со стороны сетевой организации в целом и ее должностного лица ФИО2 И.А. в частности, должностное лицо административного органа обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) ФИО2 А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Вывод должностного лица административного органа об отсутствии оснований для признания совершенного ФИО2 А.В. деяния малозначительным является обоснованным, надлежаще мотивирован, в связи с чем судья соглашается с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом характера административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в сфере электроэнергетики, связанного с нарушением прав граждан на своевременное технологическое присоединение к электрическим сетям, обстоятельств его совершения, в том числе длительность неисполнения обязанности по договору, суд не находит оснований для признания совершенного ФИО2 А.В. административного правонарушения малозначительным.
В целом доводы жалобы аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела об административном правонарушении, были предметом рассмотрения, им дана надлежащая правовая оценка, поэтому оснований для переоценки выводов должностного лица административного органа судья не усматривает, поскольку новых доводов и доказательств, не известных при рассмотрении дела и способных повлиять на оценку характера правонарушения, не представлено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ФИО2 А.В. назначено с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ, минимально возможное, предусмотренное санкцией статьи, по своему виду и размеру является справедливым.
Таким образом, судья приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется, жалоба ФИО2 А.В является необоснованной, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> ФИО5 №.21-1047/2021 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя начальника <адрес> электрических сетей производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО2 А.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Судья (подпись) О.Е. Лобастова
Копия верна
Судья О.Е. Лобастова
Подлинный документ подшит в материале № Пермского районного суда <адрес>
УИД 59RS0№-04