УИД 11RS0001-01-2022-000691-25 Дело № 5-511/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 февраля 2022 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.
с участием представителя административного органа Алимовой У.С., действующей на основании доверенности от 26.01.2022,
защитников юридического лица Корчажинского Э.В., действующего на основании доверенности от ..., Сапунова М.В., действующего на основании доверенности от ...,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Коми тепловая компания», находящегося по адресу: ...
привлекаемого к административной ответственности по ст. 9.1 ч. 3 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ
В рамках проведенного административного расследования в отношении АО «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК») выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
В судебном заседании представитель административного органа обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал в полном объеме.
Защитники Общества, не оспаривая наличие факта выявленных нарушений, указывали на отсутствие квалификации вмененных нарушений в качестве «грубых» и возможности применения санкции в виде штрафа, поскольку опасный производственный объект был введен в эксплуатацию в 1965году, в тот период применялись иные технические нормы. Изменение технологических процессов в рамках Правил № 529 полагают нецелесообразным в связи с уменьшением объема предоставляемых услуг. Хранение мазута осуществляется при температуре 60 гр., нагрев до 80 гр. осуществляется при перекачке через нагреватель. По своему составу консистенция мазута густая, перелив мгновенный невозможен
Выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года № 116-ФЗ настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В ходе осмотра .... сотрудниками Печорского управления Ростехнадзора, совместно с представителями АО «КТК» территории опасного производственного объекта «Площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов», расположенного по адресу: ..., состоящего из следующих технических устройств, зданий, строений, сооружений: - здания насосной с резервуаром № 1; - здания насосной с резервуаром № 2; - здания мазутной; - железнодорожной эстакады; - железнодорожных путей; - сливного железобетонного лотка установлены следующие нарушения: - не обеспечено проведение подготовки и аттестации временно исполняющего обязанности генерального директора АО «КТК» ... Н.Ю., заместителя генерального директора – главного инженера ... А.М. в области промышленной безопасности; - на пункте налива мазута в автоцистерны отсутствует пункт управления; - пост налива мазута в автоцистерны не оборудован установками автоматизированного налива с управлением из пункта управления: - налив мазута в автомобильные цистерны осуществляется не по бесшланговой системе шарнирно сочленных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива, а с помощью гибких шлангов без обоснования в проектной документации (документации технического перевооружения); - в целях исключения перелива мазута через край горловины автомобильной цистерны отсутствуют ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения; - автоцистерна марки ..., стоящая под наливом мазутом на автомобильном наливном пункте, не была заземлена; - автомобильный наливной пункт не оборудован блокировкой, исключающих возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии замкнутой электрической цепи «заземляющее устройство – автомобильная цистерна»; - не контролируется температура подогреваемого в резервуаре мазута с регистрацией показаний в помещении управления (операторной) и не документируется; - отсутствует дистанционное отключение насосных агрегатов, перекачивающих мазут, из помещений управления (операторной); - в насосных закрытого типа не установлены средства автоматического контроля загазованности помещения в здании насосной по НКПРП с подачей сигнала (светового и звукового) в помещении управления (операторную) при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20 % объемных от НКПРП; - шланги, используемые для налива мазута в автомобильные цистерны, обвиты медной проволокой с шагом витка более 100 мм.; - на шлангах отсутствуют наконечники, изготовленные из метала, не создающие искры при ударе; - безопасность здания насосной с резервуаром №1, здания насосной с резервуаром № 2, здание мазутной в процессе эксплуатации не обеспечены текущим ремонтом, поскольку имеются видимые разрушения стен; - у контрольно-пропускного пункта отсутствует схема организации движения по территории с указанием максимальной скорости движения транспорта; - не проведена экспертиза промышленной безопасности здания насосной с резервуаром № 1, здания насосной с резервуаром № 2, здания мазутной в связи с отсутствием данных о сроке эксплуатации зданий (отсутствие проектной документации); - при осуществлении идентификации выявлены не все признаки опасности на объекте: в сведения, характеризующие ОПО не внесены сведения о подогревателе мазута ПМР-64, подогревателе мазута ПМ 10-60, входящих в общую технологическую схему опасного производственного объекта «Площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов (г. Сыктывкар), здании насосной с резервуаром № 1, здания насосной с резервуаром № 2, здании мазутной, чем нарушены положение: ч. 1 ст. 9; ч. 1 ст. 13; ч. 1 ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ; пп. «е, с» пункта 5; пункта 35, 36, 39, 41, 51, 103, 160, 168, 275 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I,II, III классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ №1661 от 12.10.2020 (далее – Положение о лицензировании); пункта 35 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529 (далее – ФНП № 529; ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; пункта 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471.
Виновность юридического лица подтверждается исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении, информацией УФСБ по Республике коми о наличии сведений о нарушении требований положений Федерального закона № 116-ФЗ в АО «КТК», свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 12.12.2014 А25-00170, согласно которого «Площадка комплекса по хранению и перевалке нефтепродуктов (г. Сыктывкар)» включена в Перечень опасных производственных объектов, лицензией на осуществление эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I,II,III, свидетельствами о государственной регистрации права на объекты, относящиеся к опасным производственным объектам, приказом АО «КТК» о вступлении в должность генерального директора, протоколом осмотра опасного производственного объекта от 21.12.2021 с участием представителей АО «КТК», где отражены выявленные нарушения, иных материалов, дела, оцененных по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия АО «КТК» квалифицирую по ст. 9.1 ч. 3 КоАП РФ - грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При этом, согласно примечания к ст. 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями утвержден постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1661, где названные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
При назначении наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, обстоятельства совершения правонарушения, имущественное состояние юридического лица, самостоятельные действия юридического лица по устранению части выявленных недостатков и полагает необходимым ограничиться наказанием в виде административного штрафа с применением положений части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначением административного штрафа в размере менее минимального размера.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
Акционерное общество «Коми тепловая компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 ч. 3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) руб. с перечислением административного штрафа по следующим реквизитам: УФК по Республике Коми (Печорское Управление Ростехнадзора), отделение – НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, казначейский счет 03100643000000010700, БИК 018702501, КБК 49811601091010001140, ОКТМО 87701000, ИНН 1103001093, УИН 49811012201250401205.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ уплата административного штрафа должна быть произведена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течении 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Леконцев А.П.