Дело № 2-668/2022
УИД 75RS0005-01-2022-000814-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2022 года г. Петровск-Забайкальский
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Балабановой Н.В.,
при секретаре Епифанцевой К.А.,
с участием помощника Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора Стрелкова Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» о признании бездействия незаконным, понуждению к действию,
установил:
заместитель Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора (далее-прокурор) обратился в суд с иском, в котором указал, что с привлечением специалиста ОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведено выездное обследование территории сельского поселения «Хохотуйское», по результатам которого выявлен земельный участок неразграниченной собственности с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Хохотуй, ул.Подгорная, участок № 11, на котором накапливаются твердые коммунальные отходы и строительный мусор (далее-ТКО). В нарушение ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1.3, 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88, на земельном участке неразграниченной собственности обнаружена несанкционированная свалка, отходы размещены непосредственно на почву, контейнерные площадки, контейнеры в этих местах отсутствуют. Несоблюдение требований, установленных Федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов прав граждан на благоприятную окружающую среду, а наличие несанкционированной свалки нарушает законные интересы и права. На основании вышеизложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке неразграниченной собственности с кадастровым номером 75:16:260105:121 по адресу: с. Хохотуй, ул. Подгорная, участок № 11; обязать Администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке неразграниченной собственности с кадастровым номером 75:16:260105:121 по адресу: с. Хохотуй, ул. Подгорная, участок № 11.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменное возражение на исковое заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание также не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств от него не поступало.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика, третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель землепользователи обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статей 3, 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования экологических, санитарно-гигиенических, правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании пункта 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (Примечание к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001).
В силу статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, органы публичной власти, как правообладатели в отношении земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации последствий несанкционированных свалок.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 № 26-П вопрос о возложении обязанности по устранению захламления на расположенных на территории муниципальных образований земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые размещены на земельном участке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, а именно участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу пункта 17 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Согласно пункту 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения (пункт 6 Правил).
Таким образом, учитывая один из основных принципов охраны окружающей среды презумпцию экологической безопасности и иной деятельности, положения вышеуказанных нормативно-правовых актов доказывают, что размещение любых отходов производства и потребления приводит к ухудшению качества земель и их деградации.
В соответствии с п. 4.17 ГОСТа Р 59057-2020 «Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель» порядок работ по рекультивации нарушенных земель должен предусматривать восстановление нарушенных свойств и характеристик земель до состояния, пригодного для ведения хозяйственной и/или иной деятельности в соответствии с целевым назначением.
Также, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.194 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Согласно положениям пунктов 63, 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
При рассмотрении дела судом установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста ОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю проведено выездное обследование территории сельского поселения «Хохотуйское», по результатам которого выявлен земельный участок неразграниченной собственности с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Забайкальский край, Петровск-Забайкальский район, с. Хохотуй, ул.Подгорная, участок № 11, на котором накапливаются твердые коммунальные отходы и строительный мусор. Отходы размещены на почву, контейнеры и контейнерные площадки отсутствуют. Указанный участок никем не контролируется, ограничений и обозначающих знаков о запрете (или предупреждении) граждан о том, что свалка отходов запрещена, не имеется.
Круг лиц, осуществляющих сброс бытовых и твердых коммунальных отходов, собственник отходов, не установлены.
Администрацией муниципального района «Петровск-Забайкальский район» не приняты меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Наличие несанкционированной свалки создает условия для ее возгорания в следствие неосторожного обращения с огнем и перехода как на земли населенного пункта, так и на земли лесного фонда.
Таким образом, судом установлено, что размещение свалки на вышеуказанном земельном участке осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах, входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Согласно части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: 1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона; 2) административные обследования объектов земельных отношений.
В нарушение данных положений закона администрация муниципального района не осуществляет должным образом муниципальный земельный контроль путем проведения плановых рейдовых осмотров и административных обследований объектов земельных отношений в целях выявления и пресечения фактов складирования мусора хозяйствующими субъектами и физическими лицами на земельный участок, указанный в исковом заявлении.
В результате указанного бездействия администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», указанный земельный участок в границах сельского поселения «Хохотуйское» захламлен отходами, что влечет нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности, указанной в исковом заявлении.
Доводы ответчика, приведенные представителем в отзыве на иск, суд находит не заслуживающими внимания, они не могут служить основанием для освобождения ответчика от обязанности, прямо установленной законом.
Отсутствие денежных средств у ответчика на ликвидацию свалки связано исключительно с его экономическими интересами, которые не могут иметь приоритет перед конституционными правами неопределенного круга лиц.
Действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение органами местного самоуправления требований по исполнению действующего законодательства от их финансовых возможностей.
Разрешая вопрос о сроке исполнения настоящего решения, суд, с учетом объема несанкционированной свалки, объема работ, который необходимо осуществить для ликвидации свалки, наступления в скором времени холодного периода года, считает необходимым установить срок исполнения решения: по требованию ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов - в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу, полагая такие сроки разумными.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.
В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя Петровск-Забайкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке неразграниченной собственности с кадастровым номером № по адресу: с. Хохотуй, ул. Подгорная, участок № 11.
Обязать Администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на земельном участке неразграниченной собственности с кадастровым номером № по адресу: с. Хохотуй, ул. Подгорная, участок № 11.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальского края.
Судья: Н.В. Балабанова
В окончательной форме решение принято 22 августа 2022 года.