Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-190/2024 (3а-2669/2023;) ~ М-2082/2023 от 27.11.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И.

с участием прокурора Атяскиной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-190/2024 по административному исковому заявлению Лапина М.С. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Куприянова Д.А.,

У с т а н о в и л :

Лапин М.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2021 года № 2014, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что указанное здание принадлежат административному истцу на праве собственности, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: обслуживание автотранспорта. Осмотр здания на даты утверждения Перечней административным ответчиком не проводился. Здание находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствуют коммуникации, частично - входная группа и частично отсутствуют окна. Торговые, офисные помещения, помещения, предназначенные под объекты общественного питания или бытового обслуживания, в нем не располагаются. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Куприянов Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Административный ответчик - Министерство имущественных отношений Самарской области не направил в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство представило письменные возражения, сославшись на то, что объект недвижимости включен в Перечни в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в связи с разрешенным использованием земельного участка - «обслуживание автотранспорта».

Заинтересованное лицо - Администрация г.о. Новокуйбышевск- не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2014 от 19 октября 2020 года утвержден Перечень на 2021 год

Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области № 2233 от 22 октября 2021 года утвержден Перечень на 2022 год.

Приказом Министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень на 2023 год.

Нежилое здание с кадастровым номером включено в пункт <данные изъяты> Перечня на 2020 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2021 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2022 год, в пункт <данные изъяты> Перечня на 2023 год.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в газете "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019.

Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области №2014 от 19 октября 2020 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

Приказ министерства от 22 октября 2021 года № 2233 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021,на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства от 8 ноября 2022 года № 2077 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Лапину М.С. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером площадью 1337,6 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение – нежилое, наименование – нежилое здание.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве собственности Лапину М.С., видом разрешенного использования которого является « обслуживание автотранспорта».

Согласно представленного административным истцом технического паспорта, выполненного ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» Новокуйбышевский филиал по состоянию на 22 ноября 2012 года, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, расположены основные и вспомогательные помещения.

По запросу суда в порядке электронного взаимодействия представлен аналогичный технический паспорт.

Осмотр нежилого здания для определения его фактического использования на момент утверждения Перечней Министерством имущественных отношений Самарской области не производился.

Административным истцом представлено заключение ООО «ОГК-САМАРА» от 31 октября 2023 года, которое фактически представляет собой акт осмотра, однако, данное заключение не может быть принято судом во внимание, поскольку выполнено неуполномоченным лицом на проведение осмотра объекта недвижимости и составлено после даты утверждения оспариваемых Перечней на 2020-2022 годы.

Включение нежилого здания в Перечни произведено министерством как объекта бытового обслуживания в связи с разрешенным видом использования земельного участка « обслуживание автотранспорта».

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года, (действовавшим на момент утверждения Перечня на 2020 год), и Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412, в целях статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3 наименование «бытовое обслуживание» и описание - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг ( мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также Правил бытового обслуживания населения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 1025, под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ ( оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Согласно ГОСТ Р 57137-2026 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определение», утвержденного приказом Федерального агентства по технологическому регулирования и метрологии № 1356-ст от 11.10.2026 года, под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.

Проанализировав действующее законодательство и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что включение нежилого здания в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка- « обслуживание автотранспорта» не свидетельствует об отнесении нежилого здания к объектам бытового обслуживания.

Техническая документация и сведения Единого государственного реестра недвижимости также не содержат информации о назначении нежилого здания в качестве офисных объектов, объектов торговли, бытового обслуживания или общественного питания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2020,2021, 2022, 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 2201, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 2014, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 2233, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 2023 ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 8 ░░░░░░ 2022░░░░ № 2077, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

3а-190/2024 (3а-2669/2023;) ~ М-2082/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Лапин М.С.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация городского округа Новокуйбышевск
Куприянов Денис Александрович
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
27.11.2023Регистрация административного искового заявления
28.11.2023Передача материалов судье
30.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2023Подготовка дела (собеседование)
18.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
26.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее