№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2023 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием прокурора Кытькова А.В.,
истца Косматовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пудожского района, действующего в интересах Косматовой Л.А., к Морянкину С.В. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья,
у с т а н о в и л :
Прокурор Пудожского района, действующий в интересах Косматовой Л.А., обратился в суд с заявлением к Морянкину С.В., в котором указал, что приговором Пудожского районного суда от 09.02.2023 Морянкин С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п.«з» ч.2 ст.111 УК РФ. По результатам рассмотрения уголовного дела установлено, что в период с 05.10.2022 по 06.10.2022 Морянкин С.В. схватил Косматову Л.А. и толкнул, от чего она упала на пол и на душевую кабину, ударившись головой и спиной. Далее Морянкин С.В., подойдя к Косматовой Л.А. обутой ногой нанес не менее двух ударов в область головы и не менее трех ударов в область туловища последней. Затем в указанный период времени в указанном доме взял металлический совок, используемый в качестве оружия, и нанес не менее тринадцати ударов в область головы и спины Косматовой Л.А. В результате вышеуказанных противоправных действий Косматовой Л.А. были причинены физическая боль и следующие телесные повреждения: <данные изъяты>, которые причинили вред здоровью средней тяжести не опасный для жизни человека, но вызвавший длительное расстройство здоровья продолжительностью свыше трех недель. Согласно заявлению Косматовой Л.А. причиненный моральный вред она оценивает в 200000 руб. Просит взыскать с Морянкина С.В. в пользу Косматовой Л.А. компенсацию морального вреда в связи с причинением вреда здоровью в размере 200000 руб.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по доводам заявления.
Истец Косматова Л.А. в судебном заседании поддержала заявление прокурора, просив его удовлетворить. Сообщила, что до настоящего времени в связи с случившимся проходит лечение, испытывает головокружение и физическую боль, из-за чего лишена возможности к трудоустройству.
Ответчик Морянкин С.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств и возражений по заявлению прокурора не представил.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В связи с этим суд находит, что прокурор обладает необходимой компетенцией для обращения в суд в интересах Косматовой Л.А. о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате повреждения здоровья последней.
В соответствии с ч.1 ст.1064 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст.151 ГК РФ.
Исходя из положений п.1 ст.150 ГК РФ к личным неимущественным правам гражданина, вследствие нарушения которых, на причинителя вреда может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, отнесены: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и непередаваемые иным способом.
Как установлено ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, судом может быть возложена на нарушителя обязанность компенсации причиненного вреда.
Согласно ч.1 ст.1001 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (ч.2).
Как указано п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», установленная ст.1064 Гражданского кодекса РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Таким образом, в предмет доказывания по делу входят: факт причинения вреда и его характер, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственная связь между указанными элементами. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на истца (п.1 ст.1064, п.1 ст.151 ГК РФ). Обязанность по доказыванию отсутствия вины в нарушении прав истца возлагается на ответчика (п.2 ст.1064 ГК РФ).
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (абз.2 п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении»).
В абз.3 п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, в том числе, нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье и т.д.).
В силу разъяснений, приведенных в п.14 того же постановления Пленума под физическими страданиями следует понимать под физическими страданиями следует понимать, в том числе, физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п.18 Постановления).
Из материалов дела следует, что 06.10.2022 в отношении Морянкина С.В. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – ч.1 ст.105 УК РФ.
Приговором Пудожского районного суда РК от 09.02.2023 года Морянкин С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «з» ч.2 ст.111 УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года, на основании ст.73 УК РФ условно с испытательным сроком 5 лет.
Приговор вступил в законную силу 27.02.2023.
При этом судом было установлено, что в период времени с 21:00 час. 05.10.2022 по 01:58 час. 06.10.2022, Морянкин С.В., находясь в состоянии алкогольного опьянения в помещении дома <адрес>, имея умысел на причинение Косматовой Л.А. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия, ввиду возможного конфликта между его супругой и Косматовой Л.А., на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к Косматовой Л.А., действуя умышленно, с целью причинения Косматовой Л.А. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, осознавая фактический характер и общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, и желая их наступления, руками схватил Косматову Л.А. и толкнул, от чего она упала на пол и на душевую кабину, ударившись головой и спиной. Далее, в указанный период времени в указанном доме Морянкин С.В. подойдя к Косматовой Л.A. обутой ногой нанес не менее двух ударов в область головы и не менее трех ударов в область туловища последней. Затем, в указанный период времени в указанном доме взял металлический совок, используемый в качестве оружия, и нанес не менее тринадцати ударов в область головы и спины Косматовой Л.А. В результате вышеуказанных противоправных действий Морянкина С.В. потерпевшей Косматовой Л.А. были причинены физическая боль и следующие телесные повреждения: <данные изъяты>.
С учетом изложенного, суд находит, что совокупностью исследованных доказательств, доводы прокурора о причинении Морянкиным С.В. телесных повреждений и физической боли Косматовой Л.А. нашли свое подтверждение, поскольку согласуются с материалами дела, оснований не доверять которым суд не усматривает. Доказательств, опровергающих доводы прокурора, к материалам дела представлено не было.
В связи с изложенным, суд находит установленным факт причинения действиями Морянкина С.В. морального вреда Косматовой Л.А. вследствие перенесенных последней физических страданий подтвержден материалами дела.
Согласно материалам дела Косматова Л.А. не трудоустроена, в браке не состоит, иждивенцев не имеет, является инвалидом 3 группы. Морянкин С.В. состоит в браке, не трудоустроен,, является пенсионером по возрасту.
Как указано в п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п.27 Постановления).
Разрешая спор о компенсации морального вреда, суд в числе иных заслуживающих внимания обстоятельств может учесть тяжелое имущественное положение ответчика-гражданина, подтвержденное представленными в материалы дела доказательствами (например, отсутствие у ответчика заработка вследствие длительной нетрудоспособности или инвалидности, отсутствие у него возможности трудоустроиться, нахождение на его иждивении малолетних детей, детей-инвалидов, нетрудоспособных супруга (супруги) или родителя (родителей), уплата им алиментов на несовершеннолетних или нетрудоспособных совершеннолетних детей либо на иных лиц, которых он обязан по закону содержать). Тяжелое имущественное положение ответчика не может служить основанием для отказа во взыскании компенсации морального вреда (п.29 Постановления).
Учитывая установленные обстоятельства дела, характер перенесенных физических и нравственных страданий истца, степени вины ответчика Морянкина С.В., имущественного положения каждой из сторон, а также требований разумности и справедливости, суд находит, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 200000 руб.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора удовлетворить.
Взыскать с Морянкина С.В. (паспорт №) в пользу Косматовой Л.А. (паспорт №) компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Взыскать с Морянкина С.В. в доход бюджета Пудожского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.03.2023.
Судья Точинов С.В.