Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-6908/2022 от 31.05.2022

Судья Лапшина З.Р. адм. дело № 33а-6908/2022

дело № 2а-1623/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Хлыстовой Е.В.

судей Лёшиной Т.Е. и Роменской В.Н.

с участием помощника прокурора Валюткиной С.Ш.

при секретаре Олейник Н.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Ахметова Аяза Абаевича на решение Советского районного суда г. Самара Самарской области от 19 апреля 2022 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Начальник ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области ФИО10. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Ахметов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужденного приговором Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отбывающего наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области, освобождаемого из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ С учетом того, что Ахметов А.А. осужден за совершение преступления при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем общественного порядка отбывания наказания и переведен с обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания, административный истец просит установить в отношении Ахметова А.А. административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения, а именно: 1 раз в месяц являться в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд установить в отношении Ахметов А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор сроком на 3 года со следующими административными ограничениями: являться на регистрацию в орган внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения 1 (один) раз в месяц.

Решением Советского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. административное исковое заявление начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора за лицом, освобождающимся из мест лишения свободы, в отношении Ахметов А.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения - удовлетворено.

В отношении Ахметов А.А. установлен административный надзор сроком на 3 (три) года.

Срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

В указанный период для Ахметов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлены следующие административные ограничения:

- обязательная явка 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой.

В апелляционной жалобе Ахметов А.А. просит решение суда отменить, выражая несогласие с назначенным административным надзором, а именно просит: отменить ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, на 23-00 час. до 06-00 час. следующих суток и явки поднадзорного лица в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Выслушав объяснения административного ответчика, проверив материалы дела, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу статьи 2 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 1 и пункта 1 части 3 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений, если в период отбывания наказания в местах лишения свободы данное лицо признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного выше Федерального Закона РФ административный надзор устанавливается в отношении данной категории лиц, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Срок административного надзора исчисляется в отношении указанных лиц со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ).

Положениями статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Исходя из части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Из материалов дела следует, что Ахметов Аяз Абаевич ДД.ММ.ГГГГ года рождения осужден:

- ДД.ММ.ГГГГ г. Безенчукским районным cyдом Самарской области по ч<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком на <данные изъяты> месяцев;

- ДД.ММ.ГГГГ г. Кировским районным судом г. Самары по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;

- ДД.ММ.ГГГГ Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> (по приговору от <данные изъяты>) <данные изъяты> месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима;

- ДД.ММ.ГГГГ г. Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ (по приговорам от ДД.ММ.ГГГГ) к <данные изъяты> годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, ДД.ММ.ГГГГ освобожден;

- ДД.ММ.ГГГГ г. Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором суда от ДД.ММ.ГГГГ г. в действиях Ахметова А.А. установлен рецидив преступлений.

Ахметов А.А. отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области. Конец срока отбывания наказания – ДД.ММ.ГГГГ г.

Постановлением начальника ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области ФИО16. ДД.ММ.ГГГГ г. Ахметов А.А. признан злостным нарушителем общественного порядка отбывания наказания и переведен с обычных условий отбывания наказания в строгие условия отбывания наказания.

Разрешая возникший спор по существу, и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции, исходил из того, что Ахметов А.А. освобождаемый из мест лишения свободы является совершеннолетним лицом, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления небольшой или средней тяжести при рецидиве преступлений. Установление в отношении него административного надзора в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ является обязательным.

При этом в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;

В связи с тем, что Ахметов А.А. осужден к лишению свободы за совершение трех преступлений относящихся к небольшой и средней тяжести, с учетом положений статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации районный суд правомерно установил ему административный надзор на срок 3 года.

При разрешении вопроса об установлении Ахметову А.А. административных ограничений районным судом учтены данные характеризующие личность Ахметова А.А.: поведение в местах лишения свободы, согласно представленной характеристике Ахметов А.А., за время отбывания наказания характеризуется отрицательно, имеет значительное количество действующих взысканий (19 действующих взысканий), в том числе выдворение в ШИЗО, за период отбывания наказания на путь исправления не встал; обстоятельства совершения преступления, за которые он отбывает наказание, а именно: совершение преступления в ночное время; характер, степень общественной опасности совершенных преступлений.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наложении административных ограничений.Административное ограничение в виде явки поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации по месту жительства, пребывания, фактического нахождения 2 раза в месяц, установленное в отношении Ахметова А.А., определено судом в соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом обстоятельств дела, тяжести совершенного преступления, личности осужденного, его поведения как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, с учетом характеристики, представленной администрацией исправительного учреждения.

Количество раз в месяц, в соответствии с которым поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (два раза в месяц), определено судом в допустимых пределах (от одного до четырех раз в месяц) и с учетом указанных выше обстоятельств дела, является разумным.

Доводы апелляционной жалобы об отмене административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 до 06 часов следующих суток, кроме случаев, связанных с работой, судебной коллегией отклоняются.

Административное ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующих суток установлено судом с учетом обстоятельств совершения преступления, за которое Ахметов А.А. осужден приговором Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> УК РФ) в ночное время, данных, характеризующих личность Ахметова А.А., с целью недопущения совершения новых преступлений и других правонарушений в ночное время, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов.

С учетом обстоятельств совершения преступления, имеющихся сведений, характеризующих административного ответчика, его поведения как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания, оснований для уменьшения объема и характера административных ограничений судебная коллегия не усматривает. Административные ограничения соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании представленных сторонами доказательств. При этом установлен не максимальный перечень ограничений, предусмотренный названным выше законом. Оснований для отмены или изменения административных ограничений не усматривается.

Выводы суда в этой части соответствуют положениям статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).

Установление административного надзора согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).

Установленные судом меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.

Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.

При разрешении жалобы следует принять во внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Из содержания данной нормы следует, что административный ответчик при добросовестном соблюдении административных ограничений, выполнении обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом, при положительной характеристике по месту работы и (или) месту жительства или пребывания вправе обратиться по истечении половины установленного срока административного ограничения с ходатайством о досрочном его прекращении.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, полагает, что установленные судом меры административного надзора являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.

Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом проверки судом первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Само по себе несогласие ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

Между тем, проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия находит подлежащим его изменению в части установления срока административного надзора.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Поскольку основанием для установления административного надзора в отношении Ахметова А.А. является непогашенная судимость за преступления, предусмотренные приговором Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, срок административного надзора подлежит исчислению исходя из срока погашения судимости за преступления по указанному выше приговору.

В соответствии с п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается - по истечении трех лет после отбытия наказания.

Как следует из материалов административного дела, Ахметов А.А. освободился из ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. по отбытию срока наказания.

Таким образом, выводы суда об установлении Ахметову А.А. административного надзора сроком на три года с исчислением данного срока с момента постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, не соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела. Учитывая приведенные требования законодательства, срок административного надзора должен быть установлен не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Самара Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года изменить в части срока установления административного надзора, изложить абзац второй решения в следующей редакции:

Установить административный надзор в отношении Ахметов А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения сроком на 3 (три) года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Ахметова А.А. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции и в Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи

33а-6908/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области
Прокуратура Советского района г. Самара
Ответчики
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Самарской области (для вручения Ахметову Аязу Абаевичу)
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.05.2022Передача дела судье
03.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Судебное заседание
23.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2022Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее