2-1124/2023
УИД - 05RS0№-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 декабря 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего - судьи Азизовой Д.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Атаевой П.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Курбанову Ахмеду Муслимовичу, ФИО2 о приостановлении деятельности автозаправочной станции,
установил:
прокурор <адрес> обратился в Буйнакский районный суд РД в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к ИП Курбанову Ахмеду Муслимовичу, ФИО2 о приостановлении деятельности АЗС, расположенной по адресу: РД, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000002:3126 до фактического устранения указанных в иске нарушений законодательства о противопожарной и промышленной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой города на основания поручения прокуратуры Республики Дагестан с привлечением сотрудников ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес>, ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, КУ Ростехнадзора и муниципального земельного контроля проведена проверка исполнения требований действующего законодательства автомобильными заправочными и газозаправочными станциями, а также станциями технического обслуживания автомобилей.
В ходе проверки АГЗС «F-1» расположенный по адресу: РД, <адрес> установлено, что индивидуальный предприниматель Курбанов Ахмед Муслимович эксплуатируют указанную АГЗС со следующими нарушениями противопожарного законодательства, а именно:
Не оборудована площадка для АЦ с жидким моторным топливом и с СУГ отбортовкой высотой не менее 150 мм., пандусами для безопасного въезда и выезда АЦ, аварийным резервуаром и сливным трубопроводом обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ. (При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10 % вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками. Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года. Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т. п.) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014);
Система заземления для АЦ не соответствует требованиям ПУЭ, т.е. для контроля заземления АЦ не применены специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.35 СП 156.13130.2014);
Заправочный островок СУГ на МАЗС не оборудован сигнализатором довзрывоопасных концентраций (Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10 % от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств. Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм: от дна технологических колодцев и шахт; уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ); уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара). При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резервуар и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.) (при наличии датчиков документы на испытание работоспособности системы газоанализаторов) (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; 8.40 СП 156.13130.2014);
Не предусмотрено противопожарное расстояние от резервуарной установки СУГ, ТРК и подземных резервуаров для ЛВЖ до объектов зашиты, а также между зданиями и сооружениями, расположенными на территории МАЗС, а именно: от ТРК (СУГ и ЛВЖ) до зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4 — менее 60 м, от ТРК до здания операторской – меньше 9 м (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; табл. 2, табл. 6 СП 156.13130.2014);
На территории МАЗС допускается заправка пассажирского маршрутного автотранспорта без высадки пассажиров (п.п. «д» п. 385 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.21 СП 156.13130.2014);
Отсутствует наружный противопожарный водоем объемом не менее 200 м3, объем имеющегося водоема не соответствует требованиям. МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водоемом объемом не менее 200 м3. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.49 СП 156.13130.2014);
Резервуары для хранения СУГ расположены с нарушением.
Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м. На АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная - 10 м3. Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.30 156.13130.2014);
Для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ и автоци-стерны с СУГ в случае пожара не предусмотрено устройство систем водяного орошения, обеспечивающих подачу воды на поверхности указанного оборудования. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8.50 СП 156.13130.20014);
На линии рециркуляции перед узлами подсоединения трубопровода к АЦ и резервуару отсутствуют огнепреградители (искрогасители). Конструкция узлов подсоединения линии рециркуляции к АЦ должна обеспечивать автоматическое перекрытие этих линий при расстыковке (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.14 СП 156.13130.2014);
Резервуары для хранения топлива не оборудованы системами контроля их герметичности. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6.35 СП 156.13130.2014);
Линии деаэрации не оснащена. Не обеспечена возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 7.16 СП 156.13130.2014);
Имеющиеся огнетушители не пронумерованы. Не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения. (п. 407 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Не представлена декларации пожарной безопасности объектов. (ст. 64 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ №);
Не представлена инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 392 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Не обслужена пожарная сигнализация, не представлен договор обслуживания (ПП РФ от ДД.ММ.ГГГГ ППР №);
Не обеспечена автоматизация систем противопожарной защиты в случае срабатывания пожарной сигнализации.
При срабатывании пожарной сигнализации в помещении МАЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:
подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала МАЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой МАЗС объекта (при наличии); прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом; перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на МАЗС; отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования. (ст. 4, ст. 6 ФЗ «ТР о ТПБ» от ДД.ММ.ГГГГ № п. 8.54 СП 156.13130.2014);
Отсутствует приказ руководителя о назначении ответственного за пожарную безопасность (п. 2 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. (п. 3 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты (п. 10 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Собственник не обеспечил категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений (пожарных отсеков) наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте (не представлен расчет). (п. 12 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Собственник не обеспечил ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. (п. 17 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
Собственник не обеспечил в установленные технической документацией сроки очистку технологического оборудования на автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.). (п. 373 60 ПП РФ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2020 ГОДА ППР №);
В ходе проверки также выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности:
1. перед въездом на территорию заправочной станции отсутствуют таблички, предупреждающие владельцев транспортных средств, лиц, непосредственно управляющих транспортными средствами, о недопустимости использования неисправного газобаллонного оборудования п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 106 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №;
2. клиновидные ремни передач насосов не защищены от воздействия веществ, влияющих на их прочность и передачу усилий.(п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 208 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
3. отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки) манометра установленного на сосуде СУГ п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 343 ФНП в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. приказом Ростехнадзора от 15.12.2020г. №);
4. не проведена проверка параметров настройки предохранительных сбросных клапанов и их регулировка (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 169 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива) утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
5. соединительные рукава, применяемые на ОПО не подвергались гидравлическому испытанию на прочность (п.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.б2 ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива» утв. приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №);
6. не заключён договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (п.1 ст.9 и п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
Кроме того, проверкой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе:
в нарушение п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее Правила), п.1, 13,14 Правил хозяйствующим субъектом не приняты меры по установлению санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека. Проект СЗЗ не разработан, границы СЗЗ не установлены;
2. в нарушение требования п. 73 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим источник воздействия на окружающую среду (АЗС), в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов не обеспечено проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля. Программа производственного контроля не представлена, протоколы лабораторных исследований, испытаний не представлены;
3. в нарушение требований пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.4, 2.7 санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", не разработана программа производственного контроля за соблюдением вредных производственных факторов на рабочих местах, в ходе проверки данный документ не представлен, протоколы измерений факторов производственной среды не представлены;
4. не соблюдается требование п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", хозяйствующим субъектом не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. Также не представлен договор на вывоз отходов, загрязненных нефтью и нефтепродуктами, со специализированной организацией;
5. в нарушение требования 2.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" при отсутствии централизованной системы водоотведения АЗС не оборудованы нецентрализованной (автономной) системой водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения;
6. на автозаправочной станции не соблюдается требование ст. 8,9,10 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", в части доведения до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации о продавце, режиме его работы, наименовании своей организации, месте ее нахождения (адрес) и режиме ее работы, информации о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии, сроки действия лицензии, информации о паспорте качества топлива.
Собственником АГЗС «F-1», расположенной по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 05:11:000002:3126 является ФИО2.
Полагает, что допущенные нарушения в виду несоблюдения правил пожарной и промышленной безопасности, а также нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства создают непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что категорически недопустимо.
На основании изложенного, просит суд приостановить деятельность по эксплуатации автозаправочной станции до фактического устранения нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора г. Буйнакска Абдулазизов М.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил требования удовлетворить.
Представитель ответчиков ИП Курбанова А.М. и ФИО2 – Мухидинов М.Х. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что практически все выявленные нарушения уже устранены, остались лишь незначительные нарушения, которое не представляют угрозы жизни и здоровью людей.
В судебном заседании представитель ОНД и ПР № 4 по г.Буйнакск, Буйнакскому и Унцукульскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Дагестан Гусейнов М.А. сообщил об устранении ИП Курбановым А.М. нарушений пожарного законодательства, указанных в исковом заявлении, о чем представил письменные сведения.
Представители третьих лиц ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> и КУ Ростехнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Курбанов А.М. на основании договора аренды № от 01.01.2023г., арендует земельный участок общей площадью 15 кв.м., с кадастровым номером 05:11:000002:3126, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельства о регистрации А32-01542 от ДД.ММ.ГГГГ за Курбановым А.М. зарегистрированы автомобильные газозаправочные станции №А32-01542-0001, №А32-01542-0002, №А32-01542-0003 и. №А32-01542-0004.
Из свидетельства ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Курбанов А.М. с ДД.ММ.ГГГГ является индивидуальным предпринимателем с присвоением ОГРНИП №.
ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ИП Курбанову А.М.. выдана лицензия за № ВХ-32-05/009865 на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В силу положений статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения, которые являются обязательными для исполнения, в том числе при эксплуатации объектов защиты.
Статья 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ предусматривает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Одновременно с этим устанавливает нормативные правовые акты Российской Федерации по пожарной безопасности, к которым относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила противопожарного режима в РФ.
Согласно статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона №).
В соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», утвержденных приказом Минавтотранса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № В А-15/10 сточные воды, содержащие нефтепродукты, тетраэтилсвинец, взвешенные вещества, краску, кислоты и щелочи, должны очищаться до поступления их в наружную канализационную сеть на местных установках, то есть должны быть оборудованы нефтеловушкой и шламозадержателями.
В ходе проведенной прокурорской проверки соблюдения на АЗС требований действующего законодательства, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в актах проверок.
Судом было дано поручение ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> и ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> о проведении повторного обследования АЗС на предмет устранения ранее выявленных нарушений действующего законодательства.
Из ответов ОНД и ПР № по <адрес>, Буйнакскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ИВ-191-4-6-394 и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что все указанные в письме о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ за № ИВ-191-4-6-287 нарушения ответчиком устранены.
Также материалами прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов, установлено, что деятельность автозаправочной станции осуществляется с нарушениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 39 данного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с п. 2.1 СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта жидким и газовым топливом по санитарной классификации промышленных объектов относятся к 4 классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной 100 метров.
Из представленной суду справки ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № усматривается, что заключен договор на разработку проекта санитарно-защитной зоны для АЗС.
Остальные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком устранены.
Согласно представленной в суд государственным инспектором отдела общепромышленного и горного надзора по РД справке по результатам совместного осмотра опасного производственного АГЗС от ДД.ММ.ГГГГ все нарушения требований промышленной безопасности ответчиком устранены.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. При этом организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 2 ст. 2 ФЗ).
В соответствии со ст. 11 ФЗ № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени остается не устраненным следующее нарушение санитарных требований: установление границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека.
Факт частичного устранения нарушений подтверждается также представленной ответчиком документацией:
Договором возмездного оказания услуг за № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП Курбановым А.М. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» на проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, а также программами (плана) производственного лабораторного контроля и Договором возмездного оказания услуг за № от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ИП Курбановым А.М. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» для разработки программы производственного контроля (схемы, инструкции).
Суд доверяет указанным доказательствам, они ничем не опровергнуты.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Из смысла ст. 1065 ГК РФ следует, что пресечение деятельности, создающей угрозу причинения вреда, является одним из способов защиты гражданских прав.
По данному виду иска доказыванию подлежит: само наличие опасности причинения вреда в будущем; опасность причинения вреда исходит от лица, осуществляющего подлежащую запрету деятельность; вред исходит от длящейся деятельности (если вред причинен однократным действием, то он не представляет опасности в будущем); способ причинения вреда; отсутствие другого способа исключения возможности причинения вреда в будущем (если вред можно исключить другим способом, то удовлетворение иска исключается); последствия удовлетворения иска (при удовлетворении иска не будет причинено большего вреда).
Иск может быть удовлетворен только при доказанности в совокупности всех обстоятельств, указанных выше.
Применению превентивных мер в данном случае должно предшествовать наличие обязательства из причинения вреда (вред, причиной которого была вышеуказанная деятельность).
Суд в таком случае может либо приостановить деятельность предприятия, либо прекратить ее вообще. Приостановление судом деятельности может иметь место в случаях, когда существует реальная возможность ее применить, в результате чего вредоносность будет исключена или наступление отрицательных последствий будет сведено к разумному минимуму.
Обязательное прекращение деятельности наступает в тех случаях, когда независимо от объективных или субъективных причин возможность исключить вредоносность такой деятельности отсутствует.
Вина ответчика в рассматриваемом правоотношении, в отличие от деликтных и других гражданско-правовых отношений, не презюмируется.
Исходя из диспозиции статьи 1065 Гражданского кодекса РФ в системном толковании с п. 1 статьи 56 ГПК РФ возможность причинения вреда в будущем и необходимости запретить ту или иную деятельность лежит на лице, обратившемся в суд, то есть истце.
По смыслу статьи 1065 Гражданского кодекса РФ для удовлетворения иска, основанного на ее положениях, заинтересованное лицо должно доказать, какая именно деятельность предприятия может причинить в будущем вред, в чем конкретно он будет выражен.
Вместе с тем, оставшиеся нарушения не могут создать угрозу здоровью и благополучию населения, в связи с чем, необходимости в приостановлении деятельности ответчика не имеется.
В связи с тем, что ответчиком на момент рассмотрения указанного дела нарушения федерального законодательства устранены не в полном объеме, суд приходит выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца.
Судом установлено, что нарушения, для обеспечения исполнения которых были приняты обеспечительные меры, в настоящее время частично устранены.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ приняты обеспечительные меры в виде запрета ИП Курбанову А.М., ФИО2 и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию с кадастровым номером 05:11:000002:3126, расположенную по адресу: <адрес>.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ ранее наложенные обеспечительные меры в виде запрета ИП Курбанову А.М., ФИО2 и иным лицам эксплуатировать автозаправочную станцию сняты.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга к ИП Курбанову А.М., ФИО2 с учетом проведенных последним работ по устранению выявленных нарушений, подлежат частичному удовлетворению, а именно в обязании устранить нарушения без приостановления его деятельности по эксплуатации АЗС, поскольку проведенные работы свели к устранению угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> к ИП Курбанову Ахмеду Муслимовичу, ФИО2, удовлетворить частично.
Обязать ИП Курбанова Ахмеда Муслимовича и ФИО2 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации автозаправочной станции, расположенной по адресу: <адрес> а именно:
- установить границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для объекта (автозаправочной станции), являющегося источником химического и физического воздействия на среду обитания человека, в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Буйнакский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Азизова
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.