Дело № 2-702/2023
12RS0001-01-2023-000780-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года г. Волжск
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельянова Е.Б., при секретаре судебного заседания Сумкиной В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуриева Р. Х. к администрации городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл об обязании предоставить жилое помещение,
Установил:
Нуриев Р.Х. обратился в суд с иском к администрации городского округа «<адрес>» Республики Марий Эл об обязании предоставить жилое помещение.
В обоснование требований указано, что истец совместно со своей супругой Нуриевой И.Г. приобрели квартиру, находящуюся по адресу: РМЭ, <адрес>. После приобретения жилья истец попал в места лишения свободы. Освободившись Нуриев Р.Х. вернулся домой. Дом сгорел. Истец обращался в администрацию ГО «<адрес>» о предоставлении ему жилья, но ему отказывали.
Истец Нуриев Р.Х. на судебное заседание не явился извещен надлежащим образом. Судом истцу неоднократно было предложено уточнить требования. Однако, требования истцом уточнены или дополнены на день рассмотрения дела не были.
Ответчик администрация городского округа «<адрес>» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В адрес суда представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в удовлетворении иска просили отказать.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ
Изучив материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что согласно договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Нуриева И.Г. приобрела квартиру, расположенную по адресу: РМЭ, <адрес>.
В квартире по адресу РМЭ, <адрес>. регистрации не имел.
Истец Нуриев Р.Х. и Нуриева (<адрес> находились в браке с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о расторжении брака I-ЕС № от 24.11.2008г. брак между Нуриевой И.Г. и Нуриевым Р.Х. был расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки № от 25.05.2015г. выданной Отделом надзорной деятельности ГО «<адрес>» и Волжского муниципального района ГУ МЧС России по РМЭ, следует, что 11.11.2003г. ориентировочно в 01 час 35 минут в строении жилого дома МП «УЖКХ» расположенного по адресу: <адрес> произошел пожар, квартира сгорела.
Согласно справки № Нуриев Р.Х. находился в местах лишения свободу ФКУ ИК -4 с 30.03.2005г. по 27.09.2013г.
Согласно адресной справки № от 28.04.2023г. Нуриев Р.Х. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из выписки ЕГРН от 05.04.2023г. 12-12-02/034/2011-268 следует, что собственник жилого <адрес> является МО ГО «<адрес>».
Соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение от 17.11.2022г. администрация ГО «<адрес>» заключила с Нуриевой Г.Г.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых но договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Таким образом, для возникновения права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
То есть, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п.1, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26.05.2011 г. N 643-0-0,.. . для ряда случаев, предусмотренных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкций, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений но договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03 2009 г. N 376-О-П).
Таким образом, отнесение гражданина к категории малоимущих, признанных в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, является в силу вышеприведенных положений Действующего жилищного законодательства обязательным условием для возникновения у гражданина права на получение жилого помещения по договору социального найма, в том числе, и в связи с проживанием в признанном непригодным для проживания жилом помещении.
Администрацией городского округа «Город Волжск» решение об изъятии жилых помещений в многоквартирном <адрес> не принималось, уведомление об изъятии жилых помещений жителям не направлялось, требование о сносе жилого дома в разумный срок собственникам не предъявлялось ввиду того, что данный дом сгорел в 2003 году.
Истец к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда, а также с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обращался. На основании чего истец основывает свои требования об обязании предоставить ему жилое помещение, суду не представил. Не имеется никаких доказательств, что <адрес> по адресу: РМЭ, <адрес> являлась совместной собственностью супругов также не имеется.
При изложенных обстоятельствах, по заявленным требованиям истца об обязании ответчика предоставить жилое помещение без указания правовых оснований в удовлетворении требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Решил:
В удовлетворении исковых требований Нуриева Р. Х. к администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл об обязании предоставить жилое помещение, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Б.Емельянова
В окончательной форме решение принято 14 июля 2023 года