Дело № 12-2/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 января 2023 года г. Челябинск
Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Соха Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» на постановление административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска от 13 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5», с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска № 05-04-22-35/84 от 13 сентября 2022 года юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» (далее по тексту – ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5») привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области».
ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» с вынесенным постановлением не согласилось, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, а также просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу жалобы.
В судебном заседании представитель ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» Шестаков А.В., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.
Представитель Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы административного дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В силу с пункта 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» в соответствии со статьей 30.1 и статьей 25.1 КоАП РФ является лицом, имеющим право обжалования постановления.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении дела об административном правонарушении административной комиссией, осуществляющей деятельность на территории г. Челябинска, присутствовал представитель ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» МАШ
Копия постановления в адрес ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» направлена только 11 октября 2022 года, получена обществом 13 октября 2022 года (л.д. 45).
С жалобой на постановление ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» обратилось в суд 21 октября 2022 года, зарегистрирована жалоба 24 октября 2022 года, то есть в установленный законом срок.
Судья при рассмотрении жалобы не связан с её доводами и проверяет законность вынесения постановления в полном объеме (п. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-З0 «Об административных правонарушениях в Челябинской области» (далее - Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-З0) устанавливает административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов, определяет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере.
Частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области № 584-З0 от 27 мая 2010 года установлена административная ответственность за повреждение, перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских и спортивных площадках, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32 утверждены Правила благоустройства территории города Челябинска (далее Правила), устанавливающие единые и обязательные для исполнения нормы и правила по благоустройству, озеленению и санитарному содержанию территории города Челябинска для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (граждан), являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений на территории городского округа.
Согласно подпункту 6 пункта 59 Правил, благоустройство территории города заключается в проведении мероприятий, обеспечивающих озеленение городских территорий, а также содержание зеленых насаждений, в том числе кошение травы, обрезку деревьев и кустарников.
В соответствии с подпунктами 1,7 пункта 60 Правил, физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели: обеспечивают содержание своими силами и средствами либо путем заключения договора со специализированными организациями элементов и (или) объектов благоустройства на отведенной и прилегающей территории, а также путем заключения договора с организациями, осуществляющими управление/эксплуатацию многоквартирных домов, элементов и (или) объектов благоустройства на придомовой территории с учетом требований настоящих Правил и правил благоустройства территории внутригородского района; обеспечивают содержание придомовых территорий с расположенными на них элементами озеленения, благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации многоквартирных домов объектами.
На основании пункта 201 Правил, стрижка газонов, выкос сорной растительности производятся на высоту до 3 - 5 сантиметров периодически при достижении травяным покровом высоты 10 - 15 сантиметров. Скошенная трава должна быть убрана в течение суток.
Как следует из материалов дела, 27 июля 2022 года в 10 часов 59 минут установлено, что юридическое лицо ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» допустило нарушения Правил благоустройства территории г. Челябинска, в частности: не осуществления регулярного кошения травы, расположенной на придомовой территории, предназначенной для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома № 22 по ул. Молодежная в Металлургическом районе г. Челябинска, что привело к образованию на газоне травянистого покрова высотой более 15 сантиметров.
Изложенное свидетельствует о нарушении подпункта 6 пункта 59, подпунктов 1,7 пункта 60, пункта 201 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22 декабря 2015 года №16/32, ответственность за нарушение которых предусмотрена частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области». Юридическое лицо ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» допустило ненадлежащее обслуживание элементов благоустройства, а именно: не скошена трава на придомовом газоне, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Молодежная, д. 22.
Согласно акту фиксации нарушения территории от 27 июля 2022 года должностными лицами Управления благоустройства администрации г. Челябинска произведен осмотр территории г. Челябинска в районе дома № 22 по ул. Молодежная в г. Челябинске, в ходе которого установлено и зафиксировано фототаблицей: не скошена трава на придомовом газоне многоквартирного дома (л.д. 15-18).
Из материалов дела также следует, что ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» на основании протокола общего собрания собственников помещений от 24 июня 2015 года, а также договора управления многоквартирным домом осуществляет управление многоквартирным домом № 22 по ул. Молодежная в г. Челябинске, оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также обеспечивает содержание придомовой территории с расположенными на ней элементами озеленения, благоустройства и иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации многоквартирного дома объектами.
Факт совершения ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении № 04-05-2022/2324 от 07 сентября 2022 года; актом № 57/М фиксации нарушения территории от 27 июля 2022 года; схемой расположения территории с нескошенной травой возле дома № 22 по ул. Молодежная в Металлургическом районе г. Челябинска от 27 июля 2022 года; фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5», и иными материалами дела, оснований не доверять которым судья не усматривает, поскольку данные доказательства соответствуют требованиям ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что вменяемое ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» правонарушение было выявлено в ходе контрольного мероприятия по обследованию территории города Челябинска, находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц. Проверка Общества, как субъекта хозяйственной деятельности, не проводилась.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Устава муниципального казенного учреждения «Административно-техническая инспекция города Челябинска» (далее по тексту - МКУ АТИ) основным видом деятельности МКУ АТИ является ежедневный мониторинг состояния территории города Челябинска и объектов благоустройства, выявление и актирование нарушений по содержанию территории города и объектов благоустройства. При проведении мониторинга не требуется взаимодействие должностных лиц МКУ АТИ с собственниками, иными правообладателями объектов (элементов объектов) благоустройства, лицами, ответственными за содержание объектов (элементов объектов) благоустройства, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований уполномоченных должностных лиц МКУ АТИ. В рамках осуществления мониторинга оценивается состояние объектов (элементов объектов) благоустройства.
При обнаружении по результатам мониторинга в форме визуального обследования объектов (элементов объектов) благоустройства с выходом на территорию с использованием средств фото- и киносъемки, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области благоустройства, предусмотренного Законом Челябинской области от 27.05.2010 г. №584-ЗО, уполномоченное должностное лицо уведомляет собственника (правообладателя) объекта (элемента объекта) благоустройства, допустившего нарушение обязательных требований, о выявлении административного правонарушения.
Таким образом, ни плановая, ни внеплановая проверка соблюдения требований законодательства в области благоустройства города, порядок проведения которых регламентирован положениями главы 2 Федерального закона от 26.10.2008 г. № 294-ФЗ, в отношении Общества не проводилась.
Нарушения положений ст. 27.8 КоАП РФ, в том числе при проведении осмотра территории, которые могли бы повлечь незаконность оспариваемого постановления, не установлены.
В соответствии с пунктом 43 Правил благоустройства придомовая территория – это примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (п. п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в п. 2.1 Постановления № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (ст. 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16).
В соответствии с п. п. «е» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Оценив представленные в дело об административном правонарушении доказательства в их совокупности и взаимной связи, Административная комиссия, осуществляющая деятельность на территории г. Челябинска пришла к правильному выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 №584-ЗО в действиях ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5».
Доводы о том, что покос травы происходит в соответствии с графиком утвержденным протоколом собрания собственников многоквартирного дома, а также о том, что растения, произрастающие на придомовой территории, не относятся к разряду сорной растительности, а являются декоративными растениями, не могут являться основаниями для освобождения от административной ответственности по ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО.
Вина ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» в совершении вменяемого правонарушения административным органом исследована, что отражено в постановлении по делу об административном правонарушении.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оснований для отмены постановления административного органа, судья не усматривает.
Вместе с тем судья усматривает основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» административного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания юридическому лицу ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» административная комиссия, не выявив обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, пришла к выводу о наличии оснований для назначения юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Вместе с тем, назначение наказания в виде административного штрафа за совершение административного правонарушении, предусматривающего в виде санкции, в том числе наказание в виде предупреждения, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, отсутствие повторности административного правонарушения, в отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, по мнению судьи не отвечает принципам назначения административного наказания, установленным ст. 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, совершение вменяемого административного правонарушения впервые, в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, с учетом положений ч. 2 ст. 3.4, ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также отягчающих ответственность обстоятельств, и в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» являющегося субъектом малого предпринимательства, судья полагает возможным на основании п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменить постановление должностного лица в части назначенного юридическому лицу наказания, путем его снижения до минимального наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 3 Закона Челябинской области - в виде предупреждения.
Данный вид наказания, по мнению судьи с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения будет достаточен для достижения целей, установленных ст. 3.1 КоАП РФ.
В остальной части обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛ:
Постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска № 05-04-22-35/84 от 13 сентября 2022 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» - изменить.
Заменить обществу с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей на предупреждение.
В остальной части постановление Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории города Челябинска № 05-04-22-35/84 от 13 сентября 2022 года о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» к административной ответственности по части 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 27 мая 2010 года № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ремжилзаказчик-ЖЭУ № 5» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Судья Т.М. Соха