Дело № 2а-3326/2024
73RS0001-01-2024-004354-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2024 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование иска административный истец указал, что на основании ст.ст. 4, 22, 218-227 КАС РФ, п.п. 8.40 Положения «Об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ульяновской области», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 09.07.2012 г. № 703, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В результате мониторинга интернет - ресурсов в целях контроля за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе выявлен факт размещения в информационно - коммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц - на информационном ресурсе <данные изъяты> информации о продаже табачных изделий.
Вход на сайт свободный, регистрации и дополнительной авторизации не требуется.
На главной странице сайта имеются сведения о названии магазина, категориях товара, также имеется информация о доставке табачной продукции, её стоимости, порядке и способах доставки.
В соответствии с ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022 «О защите прав потребителей» договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Таким образом, на сайте <данные изъяты> производится розничная торговля табачной продукцией дистанционным способом, что является нарушением ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».
В нарушение п. 19 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, на указанном сайте отсутствует информация о юридическом лице - не указан основной государственный регистрационный номер или информация об индивидуальном предпринимателе, не указано полное наименование продавца.
В соответствии с п. 4. ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 22, 218-227 КАС РФ, ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информацией технологиях и о защите информации», административный истец просит признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> о продаже табачной продукции информацией, распространение которой запрещено на территории РФ, после вступления в законную силу решения суда направить сведения о доменном и имени (или) указателе на страницы сайта <данные изъяты> в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области для включения единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых ресурсов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения административного дела. Представитель административного истца просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ульяновской области не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд определил рассмотреть административное дело по существу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в результате мониторинга интернет - ресурсов в целях контроля за соблюдением законодательства об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, законодательства о защите прав потребителей, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе выявлен факт размещения в информационно - коммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц - на сайте <данные изъяты> информации о продаже табачных изделий.
Вход на сайт свободный, регистрации и дополнительной авторизации не требуется.
На главной странице сайта имеются сведения о названии магазина, категориях товара, название магазина, также имеется информация о доставке табачной продукции, её стоимости, порядке и способе доставки.
Предоставление возможности приобретения табачной продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по продаже табачной продукции.
В соответствии с п. 19 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 года № 2463 юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.
Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети "Интернет" (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).
В нарушение указанных требований на указанном сайте отсутствует информация о продавце.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.08.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее Закон № 124-ФЗ) органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ (далее-Закон № 436- ФЗ) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Пункт 2 части 2 статьи 5 Закона №436-Ф3 предусматривает, что к информации причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей относится, в том числе, информация способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно- телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административном ответственность.
Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ), несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ).
Размещенные на странице сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, доступ к ним является неограниченным, в том числе для детей, и размещенная на вышеуказанном сайте информация является недопустимой к размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что информация, указанная на сайте нарушает установленные требования к реализации табачной продукции, а также идет вразрез с целями и задачами действующего законодательства в области защиты прав несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области считает, что информация на сайте <данные изъяты> о возможности приобретения табачной продукции жителями Российской Федерации дистанционным способом подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Приобретение табачной продукции дистанционным способом может поставить под угрозу жизнь и здоровье конечного потребителя данного продукта, поскольку проверить его качество и соответствие требованиям безопасности невозможно.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Согласно п.2, ч.5 ст.15.1 Федерального закона №149-ФЗ основанием для внесения интернет-ссылки в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно -телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101, Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228.
В связи с изложенным, административный иск Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
административный иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению - удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте <данные изъяты>, направить решение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения указателей страниц сайта <данные изъяты> в сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Алексеева.
решение принято в окончательной форме 15.07.2024 года