Дело№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 г. <адрес>
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия, в составе: председательствующего судьи Кокурхоева К.С., при секретаре Ужаховой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГКУ «Назрановское лесничество» к Гандалоевой М. С. о признании недействительным права собственности за Республикой Ингушетией на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 и аннулировании в ЕГРП записи №, ДД.ММ.ГГГГ, суд
У С Т А Н О В И Л :
ГКУ «Назрановское лесничество» (далее по тексту – Лесничество, Истец) обратилось в суд с настоящим иском к Галаевой М.С. о признании недействительным права собственности за Республикой Ингушетией на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 и аннулировании в ЕГРП записи №, ДД.ММ.ГГГГ, мотивировав его тем, что В рамках реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категорий земель», межведомственной рабочей группой, при решений вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР) установлено, что согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 имеет иную категорию.
По данным картографического материала предоставленного членами Межведомственной рабочей группы сотрудниками Комитета Республики Ингушетия по лесному хозяйству, вышеуказанный участок относится к землям лесного фонда, и являются земельным участком Малгобекского лесхоза (ныне ГКУ «Назрановское лесничество») с кадастровым номером 06:01:0000:000:0003.
Спорный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 ранее зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией от 30.10.2003г. категория земель земли лесного фонда, кадастровый №.
Согласно выписки ЕГРН от 28.08.2018г. № об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с 2013г. 1смля лесного фонда, с кадастровым №, имеет следующие характеристики и правообладателя: 06:01:0000003:1657, категория земли, Земли населенных пунктов, правообладатель Гандалоева М. С..
Гандалоева М.С. без перевода спорного земельного участка из состава земель «лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов» зарегистрировала данный спорный земельный участок на праве собственности.
Более того, вышеуказанный земельный участок согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Исходя из положений главы 5 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда устанавливаются в соответствии с материалами лесоустройства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (ч.2 ст.91 Лесного кодекса РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Земельный участок, с вышеуказанным кадастровым номерам в действительности распложен на землях лесного фонда в границах Назрановского лесничества, что подтверждается материалами лесоустройства, а именно схемой расположения участка, отраженной на части плана лесонасаждений, и таксационным описанием.
В настоявшее время спорный земельный участок находятся неправомерно на праве собственности Гандалоевой М.С., в нарушение нормы ЛК РФ, и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий в отношении спорных земельных участков.
На основании изложенного, просит признать недействительным право собственности за Республикой Ингушетия на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657. Аннулировать запись №, 12.07.2013г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель истца Арчаков Х.М., поддержал доводы, изложенные в иске. После выяснения, что земельный участок расположили в лесном массиве по ошибке межевика, изменил требования и просил обязать Гандалоеву М.С. провести план межевания принадлежащего ей спорного земельного участка с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 в соответствии с требованием законодательства.
Представитель заинтересованного лица администрации Малгобекского муниципального района – Цороева Х.И. в судебном заседании по существу исковых требований никаких комментарий не дала, просила привлечь, специалиста с администрации <адрес>, для дачи разъяснений по поводу выделенного спорного земельного участка. При этом разрешение дела оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия – Точиев И.А. разрешение дела оставила на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица администрации с.<адрес> муниципального района – Акмурзиев А.М. по существу заявленного иска пояснил, что при их администрацией, при выделении Гандалоевой М.С. земельного участка, были использованы земли по правилам землепользования и застройки муниципального образования с.<адрес> и за рамки земель под застройку они не выходили. При изучении публичной кадастровой карты было обнаружено, что кадастровым инженером по какой-то причине было неверно указано местонахождение спорного земельного участка, тем самым по неизвестной им причине оно оказалось в границах Лесничества.
Ответчик Гандалоева М.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила. Возражений по существу заявленных требований не представила.
Представители третьего лица – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили. Возражений по существу заявленных требований не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможность рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что заявление истца, с учетом уточненных требований, подано обосновано и подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
Сторона истца, обосновывая заявленные ею исковые требования, ссылается, в том числе на то обстоятельство, что в соответствии с законодательством, лесной фонд принадлежал на праве собственности государству и мог находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций. Спорный земельный участок располагается на землях лесного фонда и перевода его из земель лесного фонда в земли иных категорий не осуществлялось.
Определяя категорию земель, на которых располагается спорный земельный участок, суд исходит из следующего:
Согласно представленной суду картографического материала членами межведомственной рабочей группы сотрудниками Комитета Республики Ингушетия по лесному хозяйству, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, и являются земельным участком Малгобекского лесхоза (ныне ГКУ «Назрановское лесничество») с кадастровым номером 06:01:0000:000:0003.
Спорный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 ранее зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией от ДД.ММ.ГГГГ категория земель земли лесного фонда, кадастровый №.
Однако согласно выписки ЕГРН от 28.08.2018г. № об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с 2013 г. земля лесного фонда, с кадастровым №, имеет следующие характеристики и правообладателя: 06:01:0000003:1657, категория земли - земли населенных пунктов, правообладатель Гандалоева М. С..
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела:
Изначально границы спорного земельного участка были неправильно определены кадастровым инженером и по каким-то обстоятельствам, неправильно указаны координаты.
Таким образом, исходя из существа заявленных исковых требований, позиции истца, суд считает, что юридически значимыми обстоятельствами по делу являются: не установление категории земель, на которых располагается спорный земельный участок, а установление ошибки при неправильно указанных координатах.
В судебном заседании установлено, что при межевании спорного земельного участка была совершена ошибка (реестровая ошибка), выраженная в неверном определении границ объекта недвижимости.
Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости установлен ст. 61 Закона о регистрации.
Частью 3 ст. 61 Закона о регистрации определено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карге-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 ЗК РФ).
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (ч. 1 ст. 8 Закона о регистрации).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ч. 2 ст. 8 Закона о регистрации).
Согласно п. 3, 9 ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации в кадастр недвижимости вносятся описание местоположения объекта недвижимости и площади, в качестве основных сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч. 9 ст. 22 Закона о регистрации площадью земельного участка, определенной, с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической, фигуры, обозначенной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной: регистрации прав на недвижимое имущество, в соответствии с которым, на основании ст. 15 Закона о регистрации, собственник объекта недвижимости или его представитель, может обратиться в орган регистрации прав в порядке, установленном для учёта изменений, в целях исправления реестровой ошибки в сведениях, содержащихся в ЕГРН, предоставив с данным заявлением документы, указанные в ч. 3 ст. 61 Закона о регистрации в качестве необходимых для исправления реестровой ошибки.
В связи с этим, для установления и исправления реестровой ошибки у ответчика имеется возможность во внесудебном порядке разрешить ситуацию, а именно собственнику земельного участка с №, подготовив необходимые документы, в том числе межевой план, обратиться в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.
В соответствие ч. 4 cт. 1. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее – кадастровый инженер).
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером, на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ (ст. 35 Закона о кадастровой деятельности).
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования (ст. 37 Закона о кадастровой деятельности).
Межевой план, представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором, воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ст. 22 Закона о регистрации).
С ДД.ММ.ГГГГ межевой план должен отвечать требованиям Приказа Министерства экономического развития от 08,12.2015 № «Об утверждении, формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования).
В приложении № к Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено: «13. Раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в состав межевого плана в следующих случаях: 1) в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия сведений БЕРН о местоположении ранее установленных границ земельных участков, в том числе смежных земельных участков, в отношении которых осуществляются кадастровые работы: в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка; в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Межевой план составляется на основе сведений БЕРН об определенном, земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
Для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Указанные в настоящем пункте документы или их копии в состав Приложения не включаются.
Раздел "Заключение кадастрового инженера" оформляется кадастровым инженером в виде связанного текста.
В случае если в ходе кадастровых работ выявлены ошибки (пересечения, несовпадения, разрывы) в местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок, в том числе результаты необходимых измерений (например, о необходимости направления органом регистрации прав в соответствующие органы информации о наличии ошибок в сведениях о границах муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, лесопарков фрагмент описания местоположения границы таких объектов с правильными значениями координат характерных точек).
Выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН. и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка)».
Кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером (ч. 1 ст.29. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Исходя из положений ст. 61 Закона о регистрации, Требований к межевому плану, а также Порядку изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № в "Заключение кадастрового инженера" по выявлению реестровой ошибки необходимо отразить следующее, а именно: информацию о выявлении ошибочных сведений в ЕГРН; в каком документе содержится ошибка; кем допущена ошибка; дата обнаружения ошибки; описание ошибки (в чём состоит ошибка, в каких сведениях) с обоснованием квалификации сведений ЕГРН как ошибочных; предложения кадастрового инженера по устранению выявленных ошибок и иные сведения установленные Приказом Министерства экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ №, необходимые при установлении наличия реестровой ошибки.
При выявлении ошибок (ошибочных сведений) допущенных в сведениях о границах объектов недвижимости необходимо учитывать системы измерений координат на момент проведения соответствующих кадастровых работ, а также методы измерений.
Из изложенного следует, что допустить реестровую ошибку могло лишь лицо, подготовившее документы - межевой план, технический план, карта-план территории или акт обследования, на основании которых ошибочные (недостоверные) сведения были воспроизведены в ЕГРН.
Наличие реестровой ошибки выявляется кадастровым инженером, осуществляющим соответствующие кадастровые работы, и оформляется в виде заключения кадастрового инженера, которое является составной частью межевого плана земельного участка.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В данном случаи, в случае исправления реестровой ошибки в судебном порядке в качестве принципиального и обязательного условия необходимо предоставление ответчиком межевого плана и заключения кадастрового инженера, соответствующих требованиям действующего законодательства.
С учётом изложенного суд считает, что уточненное исковое требование подлежит удовлетворению путем обязания ответчика Гандалоеву М.С. реализовать свое права предусмотренные Законом о регистрации исправить реестровую ошибку по процедуре исправления недостоверных (ошибочных) сведений ЕГРН о границах земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ГКУ «Назрановское лесничество» к Гандалоевой М. С. о признании недействительным права собственности за Республикой Ингушетией на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:1657 и аннулировании в ЕГРП записи №, ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
- Обязать Гандалоеву М.С. реализовать свое право, предусмотренное Законом о регистрации, исправить реестровую ошибку по процедуре исправления недостоверных (ошибочных) сведений ЕГРН о границах земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Председательствующий: подпись.
Копия верна:
Судья Малгобекского городского суда
Республики Ингушетия К.С. Кокурхоев