Дело №2-1768/2024
УИД: 91RS0018-01-2024-000592-72
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 апреля 2024 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Гончарова В.Н.,
при секретаре – Речкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, <адрес> Республики Крым, о принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) земельного участка, находящегося в собственности у иностранного гражданина,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО1 о принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) земельного участка, находящегося в собственности у иностранного гражданина, в котором просила: обязать ФИО1 произвести отчуждение земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, участок №; в случае неисполнения решения суда по отчуждению земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, обязать Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым осуществить отчуждение путем продажи через аукцион (конкурс) указанного земельного участка.
Заявленные требования мотивированы тем, что за гражданином Украины зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, участок №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование. В Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым из Сакской межрайонной прокуратуры Республики Крым поступила информация о нарушении земельного законодательства лицами имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать.
В силу части 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное образование <адрес> Республики Крым входит в перечень приграничных территорий. Ответчик является гражданином Украины, в связи с чем, не имеет законных оснований для владения земельным участком на территории Российской Федерации.
Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранным гражданам. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель истца - Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО1 в судебное заседание не явился.
К участию в деле в качестве представителя ответчика в порядке статьи 50 ГПК Российской Федерации был привлечен адвокат ФИО4 В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска, поскольку ему не известна позиция ответчика. Кроме того, пояснил суду, что в отношении ответчика по данному земельному участку уже принято решение суда ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданином Украины, зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, участок №, площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.
В адрес Администрации Геройского сельского поселения <адрес> Республики Крым была направлена информация о нарушении земельного законодательства в том числе в отношении земельного участка ответчика.
Кроме того, в материалах регистрационного дела на объект недвижимого суду, копия которого предоставлена суду <адрес> горрайонным управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, имеется Государственный акт на право собственности на земельный участок серии II-КМ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО1 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> га в границах согласно с планом. Земельный участок расположен на территории Геройского сельского совета, участок №, №
Согласно информации МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, представленной по запросу суда, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значится зарегистрированным в УВМ МВД по <адрес>.
Частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 его статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Пунктом 2 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 3 статьи 15, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-О указал, что пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, будучи специальной нормой, не подлежащей расширительному толкованию, содержит ограничение для иностранных граждан - невозможность обладания на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях. Данный вывод согласуется и с пунктом 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Пунктом 44.8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом дополнений, территория муниципального образования <адрес> Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Таким образом, с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися в границах территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Порядок отчуждения такого имущества определен статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Обращаясь в суд, Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым с учетом заявленных требований просит: обязать ФИО1 произвести отчуждение земельного участка площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером№ расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, участок №; в случае неисполнения решения суда по отчуждению земельного участка, принадлежащего на праве собственности ФИО1, обязать Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым осуществить отчуждение путем продажи через аукцион (конкурс) указанного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Судом в судебном заседании установлено, что Сакским районным судом Республики Крым принято решение ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об удовлетворении иска Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к ФИО1, третьи лица: администрация <адрес> Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Главное управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и <адрес>, Отделение судебных приставов по <адрес> и <адрес> ГУ ФССП по <адрес> и <адрес>, о принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) земельного участка. Принято решение:
Осуществить принудительную продажу с публичных торгов земельного участка с кадастровым номером: №, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес> сельского совета, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, принадлежащий на праве собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес> <адрес>, документирован паспортом иностранного гражданина серии ЕС №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, Сакским ГРО ГУ МВД Украины в Крыму с последующей передачей ФИО1 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных на отчуждение имущества. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок уже подлежит принудительной продаже с публичных торгов по решению суда, решение суда вступило в законную силу, в связи с чем, повторное истребование земельного участка не допускается, а заявленные исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО1, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, <адрес> Республики Крым, о принудительной продаже на торгах (конкурсах, аукционах) земельного участка, находящегося в собственности у иностранного гражданина – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.Н.Гончаров
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья В.Н.Гончаров