Дело № 2-1446/2023
УИД-49RS0008-01-2023-001792-73
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Палатка
Магаданской области 27 сентября 2023 г.
Хасынский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Комарова О.Н.,
при секретаре Гривковой Ю.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Хасынского района Магаданской области Мамедовой Э.Д.к.
рассмотрев в помещении Хасынского районного суда в пос. Палатка гражданское дело по иску прокурора Хасынского района в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-Комэнерго» Хасынского муниципального округа Магаданской области об обязании совершить определённые действия,
установил:
прокурор Хасынского района Магаданской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Хасынский районный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Стекольный Комэнерго» Хасынского муниципального округа Магаданской области (далее МУП «Стекольный-Комэнерго») об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Хасынского района проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения. Проведенной в августе 2022 года проверкой в деятельности МУП «Стекольный-Комэнерго» установлено, что нормы действующего законодательства ресурсоснабжающей организацией не исполняются. В МУП «Стекольный-Комэнерго» на момент проверки отсутствовала Инструкция, утвержденная техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции применительно к местным условиям и коммуникациям сети. Осмотром водозабора п. Стекольный установлено, что дорожки к сооружениям водозабора твердого покрытия не имеют, дорожки грунтовые. В адрес директора МУП «Стекольный-Комэнерго» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения до настоящего времени не устранены, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Непринятие мер к устранению обозначенных нарушений не только противоречит действующему законодательству, но и может способствовать загрязнению подземных источников водоснабжения п. Стекольный, возникновению аварийной ситуации на объекте теплоснабжения указанного населенного пункта. Таким образом, непринятие мер к устранению обозначенных нарушений может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих в п. Стекольный, на постоянное круглосуточное тепло- и водоснабжение, а также получение воды, соответствующей требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, просил суд обязать МУП «Стекольный-Комэнерго» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора п. Стекольный дорожками с твердым покрытием к помещению водозабора, павильонам скважин №; в срок до ДД.ММ.ГГГГ составить и утвердить Инструкцию с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечён Комитет по управлению муниципальным имуществом Хасынского муниципального округа Магаданской области
Представитель истца в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил в суд заявление о признании исковых требований в полном объеме, дополнительно указал, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора, исследовав имеющиеся доказательства, а также заявление представителя МУП «Стекольный-Комэнерго» о признании иска, суд приходит к следующему.
Порядок осуществления теплоснабжения потребителей регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ).
Данный Закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии со ст. 23.2 Закона № 190-ФЗ под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, - содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила).
Правила устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: - производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; - паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений); - систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Пунктом 6.2.64 Правил предусмотрено, что в каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети (в каждом эксплуатационном районе, участке), составляется инструкция, утверждаемая техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии, на любой из тепломагистралей или насосной станции, применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Инструкция должна предусматривать порядок отключения магистралей, распределительных сетей и ответвлений к потребителям, порядок обхода камер и тепловых пунктов, возможные переключения для подачи теплоты потребителям от других магистралей и иметь схемы возможных аварийных переключений между магистралями.
В силу ч. 1 ст. 8, ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении) организации, осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать предоставление указанных коммунальных услуг, а также осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Указанные организации принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно понятийному аппарату этого закона к таким организациям относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства, в эксплуатации которых находятся централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (пунктом 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ); юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы (пункт 16 статьи 2 Закона 416-ФЗ).
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В силу частей 1, 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002), которые обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. В соответствии с п. 1.4 этих Правил на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны. Указанными Правилами обязанность по организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, возлагается на организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения.
Зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1.5 СанПин 2.1.4).
В соответствии с п.п. «а» п. 1.15 СанПин 2.1.4 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Согласно п. 2.2.1.1 СанПин 2.1.4 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница первого пояса ЗСО группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4 установлено, что территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В целях решения вопросов местного значения Комитетом по управлению муниципальным имуществом Хасынского городского округа учреждено Муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-Комэнерго», которое согласно п. 3.2 Устава, утвержденного распоряжением КУМИ № от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет различные виды деятельности, в том числе производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), водоснабжение потребителей, предоставление услуг канализации, строительство систем водоснабжения и водоотведения для юридических и физических лиц.
Как следует из представленных прокурором материалов и не оспаривается ответчиком, у ресурсоснабжающей организации МУП «Стекольный-Комэнерго» на момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ на территории водозабора первого пояса зоны санитарной охраны отсутствуют дорожки, имеющие твердое покрытие, к зданиям насосной и скважин, не представлена Инструкция, утвержденная техническим руководителем организации, с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Направленное прокурором в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ представление, директором МУП «Стекольный-Комэнерго» рассмотрено, дан ответ, однако часть содержащихся в представлении требований об устранении нарушений федерального законодательства остались неисполненными до настоящего времени.
Судом учитывается направленное ответчиком заявление о признании заявленных прокурором требований, при этом последствия признания иска и принятия его судом ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Из смысла приведенной нормы следует, что признание иска – это диспозитивное право ответчика, означающее, что ответчик признал заявленные материально-правовые требования, заявленные к нему.
Согласно ст. 173 ГПК РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.
В судебном заседании установлено, что ответчик МУП «Стекольный-Комэнерго» признал исковые требования прокурора Хасынского района об обязании оборудовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора п. Стекольный дорожками с твердым покрытием к помещению водозабора, павильонам скважин №; составить и утвердить Инструкцию с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика понятны.
Исходя из изложенного, суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц. Признание иска является свободным волеизъявлением, заявлено добровольно. В этой связи суд полагает возможным принять признание ответчиком исковых требований.
Таким образом, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в решении суда устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из предмета иска, суд полагает, что заявленный истцом срок исполнения решения суда является обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку МУП «Стекольный-Комэнерго» не освобождено от уплаты госпошлины, прокурором был подан иск в защиту прав неопределенного круга лиц, то на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.19, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования «Хасынский муниципальный округ Магаданской области» государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
принять признание муниципального унитарного предприятия «Стекольный Комэнерго» исковых требований прокурора Хасынского района Магаданской области к муниципальному унитарному предприятию «Стекольный Комэнерго» об обязании совершить определенные действия.
Исковые требования прокурора Хасынского района Магаданской области к муниципальному унитарному предприятию «Стекольный Комэнерго» об обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Стекольный Комэнерго» (ИНН 4907007492, ОГРН 1024901149514) в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать территорию первого пояса зоны санитарной охраны водозабора п. Стекольный дорожками с твердым покрытием к помещению водозабора, павильонам скважин №; в срок до ДД.ММ.ГГГГ составить и утвердить Инструкцию с четко разработанным оперативным планом действий при аварии на любой из тепломагистралей или насосной станции применительно к местным условиям и коммуникациям сети.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Стекольный Комэнерго» в доход Муниципального образования «Хасынский муниципальный округа Магаданской области» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Комаров