Дело №2-1130/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 11 ноября 2019 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Турулиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Евтушенко Н.Н. об устранении нарушений земельного законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась в суд с иском к Евтушенко Н.Н. об устранении нарушений земельного законодательства, мотивируя его тем, что на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 22 января 2019 года №, утверждённого распоряжением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 22 января 2019 года №-р, отделом муниципального контроля администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в рамках муниципального земельного контроля, проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Результаты проведённого рейдового осмотра (обследования), зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 23 января 2019 года №, согласно которому установлено, что в границах земельного участка площадью 1132кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», находится объект торговли (торговый павильон).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – выписка из ЕГРН) от 17 сентября 2019 года №, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, земельный участок с кадастровым номером № на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН 24 ноября 2008 года внесена запись за №.
На земельном участке с кадастровым номером № расположены два объекта недвижимости, в том числе:
- жилой дом, площадью 52,7кв.м., кадастровый №, принадлежащий на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН 24 ноября 2008 года внесена запись за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 сентября 2019 года №;
- нежилое здание – торговый павильон, площадью 35,7кв.м., кадастровый №, принадлежащее на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН 24 ноября 2008 года внесена запись за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 сентября 2019 года №.
Также на земельном участке имеются хозяйственные постройки, на фасаде торгового павильона расположена вывеска «Русалочка», а также баннер «Продукты», участок огорожен металлическим забором, имеется вход со стороны <адрес>.
Материалы вышеуказанной проверки направлены в межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю (далее – отдел Росреестра) для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 8.8. КоАП РФ.
Постановлением отдела Росреестра о назначении административного наказания от 01 марта 2019 года по делу № Евтушенко Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул., <адрес> не по целевому назначению в соответствии с его разрешённым использованием, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. Субъекту, совершившему административное правонарушение, назначен административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, утвержденными решением Совета Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района от 21 августа 2014года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района», в редакции от 26 июля 2017 года №, земельный участок с кадастровым номером №, в видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», находится в зоне Ж-1А: зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы».
Размещение магазинов – объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 500 кв.м. является условно разрешённым видом использования для территориальной зоны «Ж-1А».
Решением Совета Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского районаот 26 ноября 2018 года №«Об установлении земельного налога на территории Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района» на территории Бородинского сельского поселения, установлены следующие ставки земельного налога:
- 0,3 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а так же дачного хозяйства;
- 1,5 % от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
В связи с тем, что в настоящее время разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, земельный налог рассчитывается исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в размере 229490,36 рублей, и составляет 688,47 рублей в год.
При условно разрешенном использовании земельного участка, расположенного под объектом торговли – «магазины», кадастровая стоимость будет выше, ставка налога - 1,5 %, соответственно поступления в бюджет будут выше. В связи с несоответствием фактического и разрешенного видов использования земельного участка с кадастровым номером 23:25:0302006:22, бюджет недополучает денежные средства.
Земельный налог отнесен к местным налогам и в соответствии со статьями 15, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступает в бюджет сельского поселения, образующий консолидированный бюджет муниципального района.
В связи с допущенными нарушениями земельного законодательства, администрацией письмом от 12 ноября 2018 года № адресованным Евтушенко Н.Н., ответчику предложено инициировать мероприятия по изменению вида разрешённого использования земельного участка. Письмо оставлено ответчиком без внимания и исполнения.
Таким образом, неисполнение Евтушенко Н.Н. требований земельного законодательства влечет за собой бюджетом денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы, как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
Поэтому истец - администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район - просит суд обязать Евтушенко Н.Н. изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного подобъектом торговли – торговым павильоном и привести его в соответствии с фактическом видом использования земельного участка.
В судебное заседание представитель истца - администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Дрягалов В.В., действующий на основании доверенности, не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Ответчик Евтушенко Н.Н., в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствии. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица - Межмуниципального отдела по Приморско-Ахтарскому, Тимашевскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах своей неявки суду не сообщил. Не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Суд, изучив исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 22 января 2019 года №, утверждённого распоряжением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 22 января 2019 года №-р, отделом муниципального контроля администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, в рамках муниципального земельного контроля, проведено обследование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Результаты проведённого рейдового осмотра (обследования), зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка от 23 января 2019 года №, согласно которому установлено, что в границах земельного участка площадью 1132кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», находится объект торговли (торговый павильон).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – выписка из ЕГРН) от 17 сентября 2019 года №, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю, земельный участок с кадастровым номером № на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН 24 ноября 2008 года внесена запись за №.
На земельном участке с кадастровым номером № расположены два объекта недвижимости, в том числе:
- жилой дом, площадью 52,7кв.м., кадастровый №, принадлежащий на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН 24 ноября 2008 года внесена запись за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 сентября 2019 года №;
- нежилое здание – торговый павильон, площадью 35,7кв.м., кадастровый №, принадлежащее на праве собственности Евтушенко Н.Н., о чём в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ внесена запись за №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 сентября 2019 года №.
Также на земельном участке имеются хозяйственные постройки, на фасаде торгового павильона расположена вывеска «Русалочка», а также баннер «Продукты», участок огорожен металлическим забором, имеется вход со стороны <адрес>
Материалы вышеуказанной проверки направлены в межмуниципальный отдел по Приморско-Ахтарскому и Тимашевскому районам управления Росреестра по Краснодарскому краю (далее – отдел Росреестра) для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 8.8 КоАП РФ.
Постановлением отдела Росреестра о назначении административного наказания от 01 марта 2019 года по делу № Евтушенко Н.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ул., <адрес> не по целевому назначению в соответствии с его разрешённым использованием, ответственность за которое, предусмотрена частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ. Субъекту, совершившему административное правонарушение, назначен административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Отнесение земельных участков к определенным территориальным зонам и правовой режим использования земельных участков в составе таких зон, виды использования земельных участков определяются генеральным планом.
Согласно частям 2, 6 статьи 30, статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основной вид разрешенного использования, вспомогательный и условно разрешенный вид использования объектов недвижимости. Любой вид разрешенного использования выбирается лицом, кому принадлежит земельный участок самостоятельно без дополнительных разрешений и процедуры согласования. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункты 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40, статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Часть 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Таким образом, из положений указанных статей следует, что вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в том числе, должно учитываться - какие объекты находятся на земельном участке в случае их размещения на нем.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15 декабря 2011 года №, фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходится со сведениями, внесенными в кадастр.
Как установлено частью 7 статьи 1, статьёй 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), государственный кадастровый учет недвижимого имущества, в том числе земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 4 части 5 статьи 8 Закона о регистрации предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявление, к ним относится, в том числе копия документа, подтверждающего, в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка.
Точное наименование вида разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, а до его принятия - правилами землепользования и застройки.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков, на которые распространяется действие градостроительных регламентов, должно осуществляться строго в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны, в границах которой они расположены.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, утвержденными решением Совета Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района от 21 августа 2014года № «Об утверждении Правил землепользования и застройки Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района», в редакции от 26 июля 2017 года №, земельный участок с кадастровым номером №, в видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства», находится в зоне Ж-1А: зона застройки индивидуальными усадебными жилыми домами с приусадебными участками и содержанием домашнего скота и птицы».
Размещение магазинов – объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 500 кв.м. является условно разрешённым видом использования для территориальной зоны «Ж-1А».
Согласно статье 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, ответчик, в связи с размещением на земельном участке «для ведения личного подсобного хозяйства» объекта торговли, должен инициировать процедуру изменения вида разрешённого использования земельного участка на условно разрешительный вид «магазины».
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района от 26 ноября 2018 года № «Об установлении земельного налога на территории Бородинского сельского поселения Приморско-Ахтарского района» на территории Бородинского сельского поселения, установлены следующие ставки земельного налога:
- 0,3 % от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а так же дачного хозяйства;
- 1,5 % от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
В связи с тем, что в настоящее время разрешенное использование земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, земельный налог рассчитывается исходя из ставки 0,3% от кадастровой стоимости в размере 229490,36 рублей, и составляет 688,47 рублей в год.
При условно разрешенном использовании земельного участка, расположенного под объектом торговли – «магазины», кадастровая стоимость будет выше, ставка налога - 1,5 %, соответственно поступления в бюджет будут выше. В связи с несоответствием фактического и разрешенного видов использования земельного участка с кадастровым номером 23:25:0302006:22, бюджет недополучает денежные средства.
Земельный налог отнесен к местным налогам и в соответствии со статьями 15, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступает в бюджет сельского поселения, образующий консолидированный бюджет муниципального района.
В связи с допущенными нарушениями земельного законодательства, администрацией письмом от 12 ноября 2018 года № адресованным Евтушенко Н.Н., ответчику предложено инициировать мероприятия по изменению вида разрешённого использования земельного участка. Письмо оставлено ответчиком без внимания и исполнения.
Судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов закреплена статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами и содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию спорных правоотношений, виду нарушенного права и характеру нарушения и мог, в конечном итоге, привести к восстановлению нарушенного права.
В тех случаях, когда законом предусмотрены специальные способы для зашиты конкретного права от конкретных нарушений, именно они и подлежат применению.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, неисполнение Евтушенко Н.Н. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы, как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц его жителей.
Поэтому исковые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Евтушенко Н.Н. об устранении нарушений земельного законодательства подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Евтушенко Н.Н. об устранении нарушений земельного законодательства - удовлетворить.
Обязать Евтушенко Н.Н. изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, расположенного подобъектом торговли – торговым павильоном и привести его в соответствии с фактическом видом использования земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд.
Судья
Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В. Кучукова