Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1044/2020 ~ М-784/2020 от 26.05.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2020 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Клепиковой Е.А.,

с участием помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А.,

при секретаре Скоковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Давыдовой ФИО11, Давыдову ФИО12, Давыдову ФИО13 о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учёта, встречному иску Давыдовой ФИО14, Давыдова ФИО15, Давыдова ФИО16 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

установил:

    Министерство обороны РФ обратилось в суд с учётом уточнения с иском к Давыдовой О.Н., Давыдову В.В., Давыдову И.В. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес> километр, <адрес> выселении из данного жилого помещения, о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, снятии с регистрационного учета по указанному адресу, указав, что из документов, поступивших из ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ следует, что ответчики незаконно удерживают служебные жилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам. Помещения является собственностью Российской Федерации и были закреплены на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Тамбовская КЭЧ района» Минобороны России. ФГКЭУ «Тамбовская КЭЧ района» Минобороны России прекратило свою деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Исходя из указанного спорные жилые помещения на данный момент закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «ЦТУИО» МО РФ. Спорная <адрес> жилом <адрес> по <адрес> <адрес> была предоставлена ФИО17 и членам его семьи: жене Давыдовой О.Н., сыновьям Давыдовым И.В., В.В. на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., жилищного договора. ФИО18 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно списку квартир, занимаемых лицами, утратившими с Минобороны РФ, представленному начальником базы (<адрес>) войсковой части 55443, ответчики не имеют никакой связи с МО РФ. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ Давыдовой О.Н. ответчикам направлено уведомление о необходимости представить документы, подтверждающие право проживания в спорном жилье, в случае не предоставления которых, они подлежит выселению. Ответчиками, в нарушение законного требования собственника жилого помещения, до настоящего момента спорное жилое помещение не освобождено – требование об освобождении квартиры ответчики не выполнили – в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения. Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ , копии выписки из карточки регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении. Актом проверки использования по назначению специализированного жилищного фонда Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчики проживают в спорном жилом помещении. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.

В ходе рассмотрения настоящего дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены: войсковая часть , отделение территориальное <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление».

Ответчики Давыдова О.Н., Давыдов В.В., Давыдов И.В., не согласившись с заявленными требованиями, предъявили в суд встречное исковое заявление к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования спорным жилым помещением на основании договора социального найма, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ г. на основании решения жилищной комиссии военного городка, их мужу и отцу ФИО19 проходившему службу по контракту в войсковой части и членам его семьи, была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО20. уволился. После его увольнения они продолжали проживать в спорной квартире. В ДД.ММ.ГГГГ., в связи с необходимость проведения капитального ремонта жилого <адрес>, они по распоряжению начальника Тамбовского гарнизона были отселены в <адрес> жилого <адрес> по <адрес>., <адрес>, на время проведения ремонта, где проживают ив настоящее время, несут бремя содержания жилья, своевременно оплачивает жилищно-коммунальные услуги. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО1 В.В. умер. После его смерти лицевой счет был переоформлен на ФИО1 О.Н. Полагает, что при таких обстоятельствах, как их непрерывное проживание в квартире в течение 10 лет, отсутствие претензий со стороны ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ, принятие от нее соответствующих платежей за пользование спорной квартирой, свидетельствует о фактически и юридически сложившихся отношениях, вытекающих из условий социального найма жилой площади. Просят признать за ними право пользования спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>., <адрес>, на условиях социального найма.

Истец (ответчик по встречному иску) Министерство обороны РФ в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик (истец по встречному иску) Давыдова О.Н., и её представитель по устному ходатайству Коробов С.А. в судебном заседании исковые требования Министерства обороны РФ не признали, настаивают на требованиях о признании права пользования спорным жильем на условиях договора социального найма по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что ее муж ФИО21. проходил военную службу по контракту в должности командира отделения ТО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего работал в войсковой части каменщиком. В <адрес> жилого <адрес>, они вселились в ДД.ММ.ГГГГ., документов, подтверждающих это, не имеется. Жилищный договор был заключен в ДД.ММ.ГГГГ В ДД.ММ.ГГГГ., на время капитального ремонта жилого <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. их семью переселили в <адрес> жилого <адрес> по <адрес> <адрес>. Полагает, что сложившиеся отношения между ними и истцом вытекают из договора социального найма, так как на момент предоставления квартиры в ДД.ММ.ГГГГ году, её муж не работал в войсковой части в качестве гражданского персонала, переселили их без каких-либо оговорок, на время проведения капитального ремонта, значит между ее мужем и войсковой частью был договор социального найма. Малоимущими они не являются и не признавались, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, их семья не обращалась. Доказывать этот факт, не намерены. Она и сыновья работают, ее заработная плата составляет 25000 руб., у детей заработная плата около 20000 руб. У нее в собственности имеется земельный участок. Полагают, что спорные жилые помещения не являются служебными, поскольку истцом не представлено доказательств, того, что оно было предоставлено на период трудовых отношений с войсковой частью.

Ответчики (истцы по встречному иску) Давыдов В.В., Давыдов И.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования МО РФ не признают, встречный иск поддерживают.

Третьи лица - ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение», войсковая часть в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В возражениях на встречное исковое заявление ответчиков, представитель территориального отделения <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение» указывает, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> было предоставлено на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., который в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Просит в удовлетворении встречного иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А., считающей исковые требования МО РФ подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования Давыдовых не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерство обороны РФ подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ч. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ
"Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со статьями 214, 125 ГК РФ, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.

Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, в который был включен <адрес> военный городок 32, расположенный в в/ч 42765, <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р, в/г 32 исключен из перечня закрытых военных городков.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации №2472-р от 03.06.2003 «О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации» жилой <адрес>, в котором находится <адрес>, жилой <адрес>, в котором находится <адрес>, расположенные: <адрес>, в\г 32 закреплен на праве оперативного управления за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» реорганизовано с 20 декабря 2010 года федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении № 2 к настоящему приказу. В приложении № 2 к данному приказу под номером 22 указана ФГКЭУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.

Из передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений, государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации следует, что имущество, в том числе и спорный жилой <адрес> был передано ФГКЭУ «Тамбовская квартирно-эксплуатационная часть района» в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений».

Следовательно, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, относятся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, находятся в настоящее время на праве оперативного управления в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в период с 2000г. по 2012 г. располагались в закрытом военном городке 32.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено в ДД.ММ.ГГГГ году на основании жилищного договора, заключенному между ФИО22 и командиром войсковой части 42765, для проживания ФИО23 - мужу ответчика Давыдовой О.Н., отцу ответчиков Давыдовых В.В. и И.В., проходившему военную службу в войсковой части 42765.

ФИО24 проходил военную службу по контракту в период с ДД.ММ.ГГГГ год, выслуга лет составляет 7 лет, уволен с военной службы в запас досрочно в связи с невыполнением условий контракта. Данные обстоятельства подтверждается военным билетов ФИО25

Факт предоставления спорного жилого помещения по адресу: <адрес>, семье Давыдовых в ДД.ММ.ГГГГ году подтверждается сведениям, полученным из ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» за от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.153-154) в делах «Списки военнослужащих, очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковых частей Тамбовского гарнизона ФГ КЭУ «Тамбовская КЭЧ района» за ДД.ММ.ГГГГ.г. в списке семей, утративших связь с МО РФ, проживающих в закрытом и обособленном военном городке в/ч 42765 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в которых значится: фамилия и инициалы квартиросъёмщика ФИО26., состав семьи: жена Давыдова, сын Давыдов И.В., адрес и занимаемая площадь: <адрес>, 2 комн. квартира; дата прописки ДД.ММ.ГГГГ. В делах «Списки военнослужащих, очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) войсковых частей Тамбовского гарнизона ФГ КЭУ «Тамбовская КЭЧ района» за ДД.ММ.ГГГГ.г. в списке семей, утративших связь с МО РФ, проживающих в закрытом и обособленном военном городке в/ч 42765 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., в которых значится: фамилия и инициалы квартиросъёмщика ФИО27 состав семьи: жена Давыдова, сын Давыдов И.В. сын Давыдов В.В., адрес и занимаемая площадь: <адрес>, 2 комн. квартира; дата прописки ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает, что в представленных ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» сведениях, допущена опечатка в указании номера квартиры, и следует исходить из того, что речь идет о занимаемой Давыдовыми <адрес> жилого <адрес>.

Кроме того, согласно сведениям о регистрации, указанным в паспортах Давыдовых В.В., И.В., датой их регистрации в спорном жилом помещении по адресу: <адрес>. - 21.10.1997г.

После окончания службы в ВС РФ, ФИО28 работал в войсковой части 42765 (в/ч 55443) в период с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Факт трудовых отношений между войсковой частью 42765 и ФИО29 подтверждается трудовой книжкой ФИО30 Стаж работы в войсковой части составил менее 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ. в связи с проведением капитального ремонта жилого <адрес> военного городка 32, с ФИО31 был заключен договор найма специализированного (служебного) жилого помещения , с предоставлением во временное пользование для проживания жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес> без указания срока проживания.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО32 умер, что подтверждается свидетельством о смерти I-КС .

На дату заключения с ФИО33. ДД.ММ.ГГГГ. вышеназванного договора найма, спорное жилое помещение было расположено на территории военного городка 32, который с 2000 года имел статус закрытого военного городка, что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации №2472-р от 03.06.2003 «О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации» и приложенным к нему перечнем имущества, в который входит жилой <адрес>, и соответственно <адрес>. На его территории дислоцировалась войсковая часть 42765, в настоящее время войсковая часть 55443. В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения, военнослужащим.

Решений о предоставлении спорных жилых помещений ФИО34 ответчикам на условиях социального найма, решений об исключении спорных жилых помещений из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось, и суду не представлено. Иных договоров, которыми был бы изменен статус спорных жилых помещений, ни с ФИО35., ни с ответчиками, не заключалось. Не представлено суду доказательств, что на момент заключения договора найма служебного помещения, Давыдовы состояли на учёте в качестве нуждающихся.

Следовательно, довод Давыдовой О.Н. о том, что в ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО36 был заключен договор социального найма, не подтвержден.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р, в/г 32 исключен из перечня закрытых военных городков. Исключение военного городка, на территории которого расположено спорное жилое помещение, из числа закрытых военных городков не означает автоматическое изменение статуса данного жилого помещения.

Доказательств того, что с момента исключения распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р военного городка 32 из перечня закрытых было принято решение о передаче спорного служебного жилого помещения в муниципальную собственность (что повлекло бы утрату им статуса служебного жилого помещения), в материалы дела не представлено.

Сведений о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N42, и подп. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. N1053 Министерство обороны Российской Федерации принимало решение об исключении вышеназванного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (из числа служебных), материалы дела не содержат.

Следовательно, спорные жилые помещения являются служебными жилыми помещениями и государственной собственностью Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.

Учитывая, что вселение ответчиков произошло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на них распространяется действие нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст.108 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.

Исходя из комплексного анализа вышеприведенных норм закона, право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учёте). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьёй, то на него положения данной нормы не распространяются.

Статьей 94 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Судом установлено, что выслуга лет в Вооруженных Силах ФИО37 составила 7 лет, уволен с военной службы в запас досрочно в связи с невыполнением условий контракта, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, ФИО38 при жизни не приобрел.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы и др.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 статьи 103 ЖК РФ.

Ответчики военную службу в войсковой части не проходили, не состояли в трудовых отношениях с войсковой частью. В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчики на учете не состояли и не состоят, что подтверждается справкой администрации Новолядинского поссовета от ДД.ММ.ГГГГ., к лицам, указанным в ст.108 ЖК РСФСР, не относятся.

Следовательно, Давыдовы к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005г.) не обладали статусом лиц, имеющих право на выселение из служебного помещения с предоставлением иного жилого помещения, указанного в ст.108 Жилищного кодекса РСФСР.

Соответственно, положения статьи 13 Вводного закона, отсылающего к статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающей дополнительные гарантии для лиц, жилое помещение которым было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в 2005 году, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, а значит, при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Так, Жилищным кодексом Российской Федерации в части 3 статьи 104 предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Кроме того, частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

На учете в качестве нуждающихся ответчики не состоят, с соответствующим заявлением о постановке на учет не обращались. Доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с вышеупомянутым законом ответчики были признаны в установленном порядке уполномоченным органом нуждающимися в обеспечении жилым помещением, малоимущими, не представлено.

Суд неоднократно разъяснял ответчикам необходимость предоставления доказательств, подтверждающих их нуждаемость в жилом помещении и их малоимущность. В судебном заседании ответчик Давыдова О.Н. и ее представитель Коробов С.А. пояснили, что они в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт не обращались, и не намерены доказывать вышеназванные обстоятельства, предоставив суду справки о доходах за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым доход ответчиков превышает прожиточный минимум, кроме того у Давыдовой О.Н. в собственности имеется земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1.03.2005 г, и статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При этом, обязательным условием для применения вышеназванных норм является факт постановки указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо установление судом их права быть поставленными на данный учёт; а также отсутствие в их собственности других жилых помещений.

Давыдовы, как установлено судом, не относится ни к одной категории лиц, указанных в ст.103 ЖК РФ, ст.108 ЖК РСФСР. Совокупность условий, при которых ответчики не может быть выселен без предоставления иного жилого помещения, отсутствует.

На основании изложенного, суд находит требования Министерства обороны РФ к ответчикам о признании прекратившим право пользования спорными служебными жилыми помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения - подлежащими удовлетворению.

Ответчики могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а исковые требования Давыдовых к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, удовлетворению не подлежат.

Решений о предоставлении спорного жилого помещения ответчику на условиях социального найма, решений об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось, и суду не представлено. Иных договоров, которыми был бы изменен статус спорного жилого помещения, с ответчиками, не заключалось. Вселение Давыдовых в спорную <адрес> жилого <адрес> состоялось в ДД.ММ.ГГГГ году. Квартира, как указано выше находилась в закрытом военном городке и относилась к служебному жилому помещению, и не могла быть предоставлена на условиях социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Давыдовым на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена истцу как работнику во временное пользование на период трудовых отношений, что не оспаривается ответчиками, на основании жилищного договора и договора найма служебного помещения, который в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан, что не оспаривается ответчиками, Давыдовы в трудовых отношениях с Министерством обороны не состояли, и в настоящее время не состоят, а спорные служебные жилые помещения предоставлялись ФИО39 ( мужу и отцу ответчиков) на период прохождения военной службы и трудовой деятельности.

Возражая против требований истца, ответчики указывают, что вселились в спорное жилое помещение как члены семьи нанимателя, в течение 10 лет проживают в спорном жилье, в связи с чем, у них возникло право пользоваться спорной квартирой на условиях договора социального найма, и одновременно просят признать за ними право пользования спорным жилым помещением.

Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "е" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя служебного жилого помещения, не имеют с нанимателем равных прав и обязанностей по договору найма.

По смыслу данных разъяснений, члены семьи нанимателя служебного жилого помещения не приобретают самостоятельного права пользования им. Их право на служебное жилое помещение производно от прав нанимателя, следовательно, не может быть сохранено при прекращении прав последнего.

Судом установлено, что трудовые отношения между ФИО40 который умер в ДД.ММ.ГГГГ г. и войсковой частью 42765 были прекращены в ДД.ММ.ГГГГ году, в связи с окончанием трудовых отношений, общий стаж работы которого составлял 2 года 2 месяца, после чего в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ ФИО41. не состоял, то есть основания для отказа в выселении без предоставления иного жилого помещения ответчиками на ДД.ММ.ГГГГ год не приобретены. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в настоящее время ответчики занимают спорное жилое помещение не в соответствии с его назначением.

Таким образом, прекращение ФИО42 трудовых отношений с Министерством обороны РФ являлось основанием для прекращения права пользования ответчиками спорными жилыми помещениями, поскольку ответчики приобрели право пользования спорными квартирами как члены семьи нанимателя служебного жилого помещения, то их право, будучи производным от прав нанимателя, подлежит прекращению с одновременным выселением.

Само по себе проживание ответчиков в жилом помещении правового значения по делу не имеет, основанием для внесения изменений в договор найма служебного жилого помещения не является, право пользования спорным помещением ответчики не приобрели.

Довод ответчика Давыдовой О.Н. и ее представителя Коробова С.А. о том, что спорные жилые помещения в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесены не были и не имеют статус служебных жилых помещений, судом не принимается, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданином, проживающем в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Довод Давыдовой О.Н. об отсутствии у них в собственности или на иных основаниях какого-либо жилья, в котором они могли бы проживать, не является основанием для выселения ответчиков с предоставлением иного жилого помещения. Отсутствие у ответчиков в собственности или на условиях найма другого жилого помещения не может повлиять на вывод суда о прекращении их права пользования спорным жилым помещением.

Что касается требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учёта, суд исходит из того, что данное требование не является самостоятельным требованием, поскольку в ст.7 Закона N 5242-1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 03.04.2017) и подпункте «е» раздела 5 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" указано, что решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства и снятие граждан с регистрационного учета производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.

Снятие с регистрационного учета возможно только при разрешении спора о праве на жилое помещение, разрешение которого определяет необходимость снятия или сохранения регистрации у гражданина.

При таких обстоятельствах, требование истца являются законными и обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае в связи с частичными удовлетворенными исковыми требованиями истца, освобожденного от несения судебных расходов, необходимо взыскать солидарно с ответчиков в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░43, ░░░░░░░░ ░░░44, ░░░░░░░░ ░░░45 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░46, ░░░░░░░░ ░░░47, ░░░░░░░░ ░░░48 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░>., <░░░░░>, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░49, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░50, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░51, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░52, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░53, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░54, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

     ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░55, ░░░░░░░░ ░░░56, ░░░░░░░░ ░░░57 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░-                              ░.░. ░░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░

2-1044/2020 ~ М-784/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны РФ
Прокурор Тамбовского района Тамбовской области
Ответчики
Давыдов Иван Владимирович
Давыдова Ольга Николаевна
Давыдов Виктор Владимирович
Другие
Коробов Сергей Александрович
в/ч 55443
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
ФГКУ "Западное РУЖО" Отделение территориальное г. Тамбов
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Клепикова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
sud22--tmb.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.07.2020Предварительное судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
12.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020Дело оформлено
13.11.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее