Дело № 2-395/2023
УИД 32RS0017-01-2023-000348-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2023 года п. Комаричи Брянская область
Комаричский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Серенковой Ю.С.,
при секретаре Шаровой И.Е.,
с участием истца Клячина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клячина А.А, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Клячин А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по Брянской области о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ОСФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 35 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» и по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № в назначении пенсии истцу было отказано в связи с не достижением пенсионного возраста. Кроме того, пенсионный орган в решении указал, что суммирование величин уменьшения возраста за проживание и работу в разных зонах радиоактивного загрязнения не производится, поскольку это не предусмотрено Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, а также право на досрочную пенсию по старости по нормам ст. 28.1 указанного Закона РФ и п.2 ч.1 ст. 30 от 28 декабря 2012 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», у Клячина А.А. отсутствует.
Истец считает данный отказ незаконным и необоснованным, полагает, что он достиг права на досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Страховой стаж Клячина А.А. составляет 31 год 4 месяца 2 дня.
Клячин А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в зоне отселения в с. Гордеевка Гордеевского района Брянской области, что подтверждается удостоверением серии АД №. Указанный период проживания в зоне отселения составляет 11 лет 3 месяца 28 дней, что также дает истцу право на снижение возраста выхода на пенсию по старости на 5 лет 6 месяцев.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Клячин А.А. работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ФПАО «Россети центр Брянскэнерго». Период работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом составляет 14 лет 6 месяцев 4 дня, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 3 года.
Кроме того, стаж работы Клячина А.А. на работах с тяжелыми условиями труда по Списку 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10, составляет 8 лет 4 месяца 15 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию за работу в особых условиях труда на 3 года.
На основании изложенного, истец просит суд отменить решение ОСФР по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении пенсии по старости по нормам Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст. 35 указанного Закона и по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с не достижением возраста выхода на пенсию; признать за Клячиным А.А. право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, т.е. с 5 мая 2023 года; обязать ОСФР по Брянской области назначить Клячину А.А. пенсию по старости по нормам Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст. 35 указанного Закона и по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец Клячин А.А. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что с учетом суммирования величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости с учетом проживания в зоне отселения, работы в зоне с льготным социально – экономическим статусом, а также с учетом работы в особых условиях труда у него возникло право на снижение пенсионного возраста от общеустановленного на 10 лет с момента возникновения права, т.е. с 5 мая 2023 года.
Представитель ответчика ОПФР по Брянской области в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. В письменных возражениях на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в решении ОСФР по Брянской области об отказе в установлении пенсии по старости, ссылаясь на то, что действующее законодательство не предусматривает суммирование величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В разделе IV Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
В соответствии с п.п. 6, 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение; граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в пп.пп. 3, 5 - 10 п. 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы.
Статьей 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусмотрено, что гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст.ст. 30 - 37 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.9 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч.2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В примечании к ст. 35 данного Закона указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Вышеназванные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.
Как следует из п. 4 Разъяснений «О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 19 апреля 2000 года № 33, в стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со ст. ст. 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 1991 года № 237-р п.Комаричи Брянской области включен в «Перечень населенных пунктов, относящихся к категории радиационного загрязнения» и относятся к 4-ой зоне с льготным социально - экономическим статусом 1-5 кюри на кв.км.
Согласно решению ОСФР по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № Клячину А.А. отказано в установлении пенсии по старости по нормам Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст. 35 данного Закона и по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», по следующим причинам: в связи с не достижением возраста выхода на пенсию.
В соответствии с п. 29 Постановления Правления ПФ РФ от 23 января 2019 года №16п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, при обращении за назначением пенсии по старости для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии в зависимости от категории гражданина с заявлением представляют документы о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом N 1244-1.
Клячин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с суммированием льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по ст. 35 данного Закона и по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно удостоверению серии АД №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области, Клячин А.А. добровольно выехал из зоны отселения из с. Гордеевка Гордеевского района Брянской области, где проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из паспорта серии №, выданного УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Клячин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец с. Игрицкое Комаричского района Брянской области, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ПАО «Россети Центр», Клячин А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании приказа о приеме №-к от ДД.ММ.ГГГГ, действительно работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности мастера бригады по диагностике электрооборудования Комаричского района Брянской области электрических сетей филиала ПАО «Россети Центр - «Брянскэнерго», расположенном по адресу: <адрес>, что также подтверждается записями в трудовой книжке.
Кроме того, согласно трудовой книжке АТ-V №, Клячин А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал заведующим реммастерской в КСХП «Гордеевское»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал заведующим реммастерской, а с ДД.ММ.ГГГГ – главным инженером в КСХП «Ипуть»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарем-мотористом в АООТ «Гордеевкаремтехпредприятие»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – трактористом, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность главного инженера, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность механика в ОДО «Гордеевская МТС»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – механиком в МУП «Гордеевская МТС».
Судом установлено, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клячин А.А. постоянно проживал в с. Гордеевка Гордеевского района Брянской области, относящееся к зоне отселения (11 лет 3 месяца 28 дней). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж Клячина А.А. на работах с тяжелыми условиями труда по Списку 2 составил 8 лет 4 месяца 15 дней (с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ работал в КСХП «Гордеевское», с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ работал в КСХП «Ипуть», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в МУП «Гордеевская МТС». Период работы Клячина А.А. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом (с ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ работал в филиале ПАО «Россети Центр» - «Брянскэнерго», расположенном по адресу: <адрес>) составляет 14 лет 6 месяцев 4 дня.
Таким образом, Клячин А.А. одновременно относится к двум категориям, определенным в статье 13 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1: гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из материалов дела следует, что Клячин А.А. проживал в зоне отселения 11 лет 3 месяца 28 дней, что дает ему право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 5 лет 6 месяцев, и работал в зоне с льготным социально-экономическим статусом более 14 лет, что дает ему право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. Более того, стаж работы истца на работах с тяжелыми условиями труда по Списку 2 составил 8 лет 4 месяца 15 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию за работу в особых условиях труда на 3 года.
Согласно материалам дела, факт проживания (работы) истца в зонах радиоактивного загрязнения, а также на работах с тяжелыми условиями труда по Списку №2, в периоды, приведенные в решении пенсионного органа, подтвержден и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с действующим законодательством право на уменьшение общеустановленного пенсионного возраста истцу должно быть обеспечено с учетом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения. При этом полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину, установленную соответствующей статьей Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В связи с чем, выводы ОСФР по Брянской области, изложенные в решении об отказе в установлении пенсии, об отсутствии права истца на льготу по суммарному снижению пенсионного возраста не основаны на приведенных выше нормах права, поскольку ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни Федеральным законом от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не установлен запрет на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста за проживание (работу) в зонах радиоактивного загрязнения, поскольку право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания (работы) на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией, так как вред, причиненный в связи с проживанием в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере.
Следовательно, отказ в назначении Клячину А.А. пенсии нельзя признать соответствующим нормам права, регулирующим возникшие правоотношения сторон.
На основании изложенного, исходя из того, что вред, причиненный в связи с проживанием (работой) в различных зонах радиоактивного загрязнения должен возмещаться в адекватном размере, суд приходит к выводу о возможности суммирования величин уменьшения возраста выхода на пенсию в связи с проживанием в зоне отселения на 5 лет 6 месяцев, на 3 года в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а также на 3 года в связи с работой в особых условиях труда, что в соответствии со статьями 34, 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 и п.п. 6, 7 ч.1 ст. 10 ФЗ от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ дает Клячину А.А. право на снижение возраста выхода на пенсию с учетом максимальной величины фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренной положением абз.3 ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, на 10 лет и в связи с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Срок назначения страховой пенсии определяется судом в соответствии с ч.1 ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, со дня возникновения права, то есть с 5 мая 2023 года.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░, (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░.35 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░.2 ░.1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░,, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 (░░░░░░ ░░░), ░░ ░░░░ ░ 5 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░, ░ 5 ░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░░░░ №1244-1 ░ ░░ ░.2 ░.1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ №400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░