Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-139/2023 ~ М-35/2023 от 19.01.2023

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    4 октября 2023 г.                                                                             г.Киренск                                  г. Киренск

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мельниковой М.В., при секретаре Литвяковой Р.С., с участием представителя процессуального истца Кононовой А.А., материальных истцов Карелина К.И., Докучаева А.В., Пономаревой В.М., Соколюк Т.Н., представителей ответчика Курбатова И.Н., Громовой Т.А., представителей третьих лиц Басалыгина Г.Г., Чудиновой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-139/2023 по иску прокурора Киренского района, действующего в интересах Карелина ФИО15, Докучаева ФИО16, Пономаревой ФИО17 Соколюк ФИО18, к ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, исключении начисления платы, обязании осуществить перерасчет,

    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Киренского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Карелина К.И., Докучаева А.В., Пономаревой В.М., Соколюк Т.Н. к ООО «Иркутскэнергосбыт», указав в обоснование требований (с учетом уточнений), что прокуратурой район проведена проверка по обращению жителей дома <адрес> по вопросу законности начисления платы за общедомовые нужды (далее - ОДН). В ходе проверки установлено, что согласно заключению ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» от 17.05.2022 № 76 рассматриваемый двухэтажный жилой дом, общей площадью 568,9 кв.м., 1991 года постройки, не имеет помещений общего пользования, суммарная площадь дома равна сумме площадей всех квартир. У каждой квартиры имеется обособленный выход на земельный участок, между собой квартиры не сообщаются, в связи с чем рассматриваемый дом соответствует понятию блокированной застройки. Актом обследования жилого дома от 12.10.2022, предоставленного администрацией Алексеевского муниципального образования, вышеуказанные сведения об отсутствии помещений общего пользования подтверждены. Из положений ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ следует, что плата, в частности, за электроснабжение в размере, обеспечивающем содержание общего имущества, вносится лишь в многоквартирном доме, в состав которого входит общее имущество. Коллективный общедомовой прибор учета может быть установлен только в многоквартирных домах. Рассматриваемый дом № 42/1 по ул.Чапаева п.Алексеевск Киренского района нельзя признать многоквартирным домом, в нем не имеется общего имущества, в связи с чем коллективный прибор учета на нем установлен быть не может, что влечет за собой неправомерное взыскание платы за коммунальные ресурсы в виде электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды. Прокуратурой района с целью устранения выявленных нарушений в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт» 13.10.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства, в удовлетворении которого было отказано. Материальные истцы являются пенсионерами и по состоянию здоровья и возраста не могут сами обратиться в суд, в связи с чем иск заявлен прокурором в их интересах. На основании изложенного, уточнив исковые требования, ссылаясь на Закон «О защите прав потребителей, прокурор Киренского района просит признать действия ООО «Иркутскэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды собственникам жилых помещений <адрес> незаконными; исключать начисление собственникам жилых помещений <адрес> Карелину К.И., Докучаеву А.В., Пономаревой В.М., Соколюк Т.Н. платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды; обязать ООО «Иркутскэнергосбыт» осуществить собственникам жилых помещений <адрес> района: Карелину К.И., Докучаеву А.В., Пономаревой В.М., Соколюк Т.Н. перерасчет платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды за период с августа 2020 г. по настоящее время.

    В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора Киренского района Кононова А.А., действующая на основании прав по должности, материальные истцы Карелин К.И., Докучаев А.В., Пономарева В.М., Соколюк Т.Н. на исковых требованиях настаивали, поддержав доводы, изложенные в иске.

Представители ответчика ООО «Иркутскэнергосбыт» Курбатов И.Н., Громова Т.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против исковых требований возражали, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.

Представители третьего лица ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Басалыгин Г.Г., Чудинова М.В., действующие на основании доверенностей, считали исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы, изложенные в письменных отзывах на иск, приобщенных к материалам дела.

Представитель третьего лица администрации Алексеевского муниципального образования в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены надлежаще.

    В связи с тем, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при данной явке, поскольку неявка сторон, надлежаще извещенных о дате и времени судебного заседания, не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства по данному делу и оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, случае, если граждане по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 5 ст. 154 ЖК РФ закреплено, что в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, частью 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения (часть 1).

До 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемой электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4).

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).

До 01.01.2012 в отношении объектов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию (часть 12).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктом 44 указанных Правил закреплено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 - 12(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истцы Карелина К.И., Докучаева А.В., Пономаревой В.М., Соколюк Т.Н. являются собственниками жилых помещений - квартир № 4,5,6,8 в доме, расположенном по адресу: <адрес> который подключен к энергетическим сетям, и, соответственно, являются потребителями электроэнергии. Всего в доме 8 квартир. В квартирах истцов установлены индивидуальные приборы учета электроэнергии. Способ управления данным жилым домом не избран.

В 2014 г. на фасаде жилого дома установлен общедомовой прибор учета электроэнергии (далее – ОДПУ), через который все собственники дома получают электроэнергию, о чем свидетельствует акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок от 05.09.2014, составленный между сетевой организацией ОГУЭП «Облкоммунэнерго» филиалом «Киренские электрические сети и администрацией Алексеевского муниципального образования, как потребителем, и акт допуска прибора учета в эксплуатацию от 14.07.2015.

Исходя из представленного администрацией Алексеевского муниципального образования договора о безвозмездном пользовании муниципальным имуществом № 2/14б от 09.01.2014 и приложенного к нему перечня жилого фонда, спорный жилой дом по адресу: <адрес> находился в реестре муниципального имущества.

14.07.2015 был осуществлен допуск ОДПУ с заводским номером 01122064 в эксплуатацию, о чем составлен акт № 150 от 14.07.2015. Данный акт подписан представителями сетевой организации, гарантирующего поставщика и главой Алексеевского муниципального образования, как представителем потребителей, акт содержит информацию об установленном и введенном в эксплуатацию ОДПУ и подтверждает возможность его использования в качестве расчетного.

Поскольку способ управления указанным домом его собственниками не избран, и ПАО «Иркутскэнергосбыт» являлось поставщиком электроэнергии собственникам дома через сети ОГУЭП «Облкоммунэнерго», то у ОГУЭП «Облкоммунэнерго» при отсутствии решения собственников помещений многоквартирного жилого дома по вопросу расчета платы за использование электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного дома возникла обязанность по установлению ОДПУ. При этом нормами действующего законодательства не предусмотрено наличие согласия всех собственников на установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ.

Плата за электроэнергию на общедомовые нужды (далее – ОДН) предъявляется к оплате собственникам жилых помещении в доме с августа 2020 г. Расчет платы за электроэнергию на ОДН осуществляется согласно показаниям прибора учета ОДПУ, что подтверждается актами снятия показаний, сведениями о начислении платы истцам.

В обоснование доводов иска о незаконности начисления услуг на ОДН истец ссылается на то, что вышеуказанный жилой дом не имеет мест общего пользования, не является многоквартирным, а относится к домам блокированной застройки, о чем свидетельствуют заключение ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» от 17.05.2022 № 76, акт администрации Алексеевского муниципального образования от 12.10.2022.

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными доводами в силу следующего.

Часть 6 статьи 15 Жилищного кодекса РФ содержит понятие многоквартирного дома - это здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

В п.п.1, 3 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Также согласно приложению «Б» правил «СНиП 31-01-2003. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Здания жилые многоквартирные», утвержденные приказом Минстроя России от 13.05.2022 N 361/пр, под многоквартирным жилым зданием следует понимать жилое здание, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.

Федеральным законом от 30.12.2021 N 476-ФЗ в статью 1 Градостроительного кодекса РФ введен пункт 40, согласно которому домом блокированной застройки признается жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

Ранее в приложении «Б» правил «СНиП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», утвержденных постановлением Госстроя России № 35 от 22.03.2011, было дано понятие одноквартирному жилому дому – это дом, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей. Настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. Под автономным жилым блоком следует понимать жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

В разделе 1 указанных правил указано, что настоящие нормы распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

Согласно выписке из ЕГРН спорный жилой дом поставлен на кадастровый учет 30.11.2022 как многоквартирный.

В представленном истцом заключении ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» вывод специалиста о том, что в жилом доме отсутствуют помещения общего пользования, сделан исходя из того, что площадь всего дома равна общей площади всех квартир.

Вместе с тем, из акта осмотра жилого дома № 1 от 12.10.2022, составленного администрацией Алексеевского муниципального образования, следует, что в доме отсутствуют общедомовые источники потребления электрической энергии. При этом в доме имеется чердак, техническая шахта, колодец с общими инженерными сетями.

Согласно акту осмотра жилого дома от 06.02.2023, составленного администрацией Алексеевского муниципального образования, ООО «Иркутскэнергосбыт», ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в доме имеется общее подвальное помещение, с установленными в нем общими инженерными коммуникациями: общего теплоузла с прибором теплоснабжения дома, трубами тепло- и водоснабжения, общей канализационной системой.

Таким образом, из материалов дела, в том числе фотографий, пояснений сторон, данных в судебном заседании, следует, что спорный жилой дом расположен на общем земельном участке, в доме имеется два этажа, при этом квартиры в доме не являются двухэтажными. Смежные квартиры расположены не только в одном ряду, но и друг над другом, соответственно имеют не только общие боковые стены, но и общие перекрытия. Также в доме имеется общая крыша, общее чердачное помещение, подвальное помещение с общими инженерными коммуникациями, доступ к которым имеют все собственники жилых помещений в доме. В квартирах отсутствуют самостоятельные системы отопления, индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем, из чего следует, что квартиры не являются автономными.

Указанные признаки свидетельствуют о том, что жилой дом не относится к жилому дому блокированной застройки, а является многоквартирным.

Доводы материальных истцов о том, что их придомовая территория, чердак и подвальное помещение не освещаются, не свидетельствуют о незаконности начисления платы за электроэнергию на ОДН, поскольку расчет платы на ОДН складывается из ряда показателей и зависит не только от наличия либо отсутствия освещения мест общего пользования. Размер электроэнергии на ОДН, приходящейся на многоквартирный дом, определяется как разница между показанием общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета, при отсутствии показаний с применением расчетного способа, размер платы на ОДН для каждого из потребителей услуги высчитывается пропорционально к общей площади жилых помещений. Формула расчета платы на ОДН не содержит указаний на количество электроприборов, задействованных на общедомовые нужды.

При указанных обстоятельствах, плата за электроэнергию на ОДН в данном случае начисляется собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме правомерно.

Таким образом, с учетом изложенного, оценив предоставленные доказательства в их совокупности с нормами права, принимая во внимание, что требование истцов о перерасчете платы за потребленную электроэнергию и исключении начисления платы на ОДН заявлено по основанию незаконности действий ООО «Иркутскэнергосбыт», сам способ расчета, размер имеющейся задолженности истцы не оспаривают, то суд приходит к выводу, что требования истцов являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

    Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении исковых требований прокурора Киренского района, действующего в интересах Карелина ФИО15, Докучаева ФИО16, Пономаревой ФИО17, Соколюк ФИО18, к ООО «Иркутскэнергосбыт» о признании действий по начислению платы за электроэнергию на общедомовые нужды незаконными, исключении начисления платы, обязании осуществить перерасчет – отказать.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                      М.В. Мельникова

2-139/2023 ~ М-35/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карелин Константин Иннокентьевич
Докучаев Александр Вениаминович
Пономарева Вера Михайловна
Соколюк Тамара Николаевна
прокурор Киренского района
Ответчики
ООО "Иркутскэнергосбыт"
Другие
Чудинова Марина Вениаминовна
Соколюк Дмитрий Михайлович
Курбатов Иосиф Николаевич
Черных Елена Васильевна
Басалыгин Геннадий Георгиевич
Громова Татьяна Анатольевна
ОГУЭП "Облкоммунэнерго"
Суд
Киренский районный суд Иркутской области
Судья
Мельникова Мария Викторовна
Дело на странице суда
kirensky--irk.sudrf.ru
19.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2023Передача материалов судье
23.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2023Предварительное судебное заседание
12.05.2023Предварительное судебное заседание
02.06.2023Предварительное судебное заседание
15.06.2023Предварительное судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
06.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
20.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено
14.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее