№
Р Е Ш Е Н И Е
14 ноября 2019 года г. Пудож
Судья Пудожского районного суда Республики Карелия Свидунович В.И.,
при секретаре Игроковой И.А.,
с участием заявителя Терехова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Терехова А.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пудожского района Республики Карелия от 06.09.2019 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пудожского района Республики Карелия от 06.09.2019 года руководитель управляющей компании ООО «Алекса» Терехов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса РФ об АП, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Терехов А.А. с указанным постановлением не согласен, заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления, а в поданной жалобе указал, что при рассмотрении дела суд не учел, что в мае 2019 года фактически был сделан перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества в части уборки контейнерных площадок. В связи с этим счета жителям домов <адрес> не выставлялись. Кроме этого, в <адрес> жители шести квартир, а в <адрес> квартал жители восьми квартир не оплачивали коммунальные услуги.
В оспоренном постановлении указано о том, что согласно п.8.1 ст.23 ФЗ от 29.12.2014 года № 458-ФЗ стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения.
Однако тарифом в договоре на управление многоквартирными домами эти работы не предусмотрены, платежи за эти работы не начислялись и поэтому не могут быть исключены. По изложенным основаниям, просит отменить постановление от 06.09.2019 года.
Определением судьи от 22.10.2019 г. удовлетворено ходатайство Терехова А.А., восстановлен процессуальный срок обжалования постановления.
Заявитель Терехов А.А. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, в дополнение пояснил, что собственники жилых помещений не были уведомлены о проведении собраний по поводу выбора способа управления своими домами. В свою очередь орган местного самоуправления самостоятельно выставил на конкурс указанные в протоколе об административном правонарушении многоквартирные дома, сам разработал условия договора и тарифы. Представители управляющей организации при этом не присутствовали. Не согласен с указанием в постановлении на то, что ООО «Алекса» являлось обслуживающей организацией. По его мнению, общество было управляющей организацией. Считает неправомерной ссылку в постановлении на п.8.1 ст.23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458 ФЗ, поскольку в указанной норме нет указания на деятельность по уборке контейнерных площадок.
Просил учесть, что ООО «Алекса» начало деятельность по управлению многоквартирными домами с 1.07.2018 года, а стоимость услуги по уборке контейнерных площадок была включена в тариф задолго до того, как вывозку ТКО стал осуществлять региональный оператор. На тот момент стоимость услуги по вывозке мусора уже была исключена из тарифа. Просил также учесть, что в приложениях к договорам управления не указано о том, что в размер платы включена стоимость за сбор, вывоз утилизацию и захоронение отходов, а указано лишь об уборке контейнерных площадок. В штате общества работало три дворника, которые фактически осуществляли уборку контейнерных площадок.
Согласно разъяснениям Минстроя России, изложенным в письме от 15.08.2019 № 29793-ОД/08, размещенном на официальном сайте Правительства Республики Карелия, работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраску, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборку ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнера и т.д.), и организуются органами местного самоуправления. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений в многоквартирных домах или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Кроме этого, работы по содержанию и очистке контейнерных площадок не возложены на регионального оператора и не заложены в тарифе, который региональный оператор предъявляет населению к оплате за вывоз ТКО. Также просил учесть, что пунктом 10 ст.156 ЖК РФ предусмотрен порядок изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества. Однако потребители с такими заявлениями в ООО «Алекса» не обращались. Просит учесть, что строгость наказания вменённого ему правонарушения не соответствует тяжести правонарушения.
Представитель Государственного комитета РК по строительному, жилищному и дорожному надзору в судебное заседание не явился, извещён о рассмотрении дела. Неявка представителя указанного административного органа не препятствует рассмотрению дела.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В отношении руководителя ООО «Алекса» Терехова А.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.23.3 КоАП РФ, в котором указано о том, что в период с июля по ноябрь 2018 года включительно, ООО «Алекса» по договорам управления от 2.07.2018 г. и от 18.09.2018 г. являлось обслуживающей организацией. В период с июля по ноябрь 2018 года Терехов А.А., являясь единоличным исполнительным органом управляющей организации ООО «Алекса», не исполнил требования п.п. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416, а также ч.7 ст.156 ЖК РФ, ч.4 ст.158 ЖК РФ, ч.4 ст.161 ЖК РФ, не обеспечил соблюдение обществом правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что выразилось в нарушении порядка начисления платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов <адрес>.
Так, в связи с отсутствием информации о межевании земельных участков указанных многоквартирных домов, и отсутствием информации о включении контейнерных площадок в состав общего имущества ООО «Алекса» неправомерно начисляло плату за
В протоколе также указано о том, что с 01.05.2018 года в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территории Республики Карелия статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) присвоен ООО «Автоспецтранс», которое с указанной даты обеспечивало сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение ТКО. При этом плата за эту коммунальную услугу должна быть исключена из платы за содержание жилого помещения. С учетом этого и, поскольку границы земельных участков домов <адрес> не размежеваны, информации о включении контейнерных площадок в состав общего имущества домов не имеется, ООО «Алекса» неправомерно начисляло плату за уборку контейнерных площадок в составе платы за содержание общего имущества в период с июля по ноябрь 2018 года. Кроме этого ООО «Алекса» с июля по ноябрь 2018 г. неправомерно начисляло плату за управление многоквартирными домами, поскольку изменения в реестр лицензий Республики Карелия в связи с заключением договора управления домами были внесены 1.12.2018 г. В указанный период времени ООО «Алекса» являлось обслуживающей организацией.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пудожского района Республики Карелия от 06.09.2019 года Терехов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.23.3 Кодекса РФ об АП, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Часть 1 ст.7.23.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса РФ об АП, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об АП по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. В свою очередь административный орган, осуществляя производство по делу, обязан собрать достаточные и неоспоримые доказательства наличия события административного правонарушения и виновности лица в этом правонарушении.
В судебном заседании установлено, что 20.04.2015 г. обществу с ограниченной ответственностью «Алекса» была выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 2.07.2018 г. и 18.09.2018 г. между администрацией Пудожского городского поселения и ООО «Алекса» заключены договоры управления многоквартирными домами, в т.ч. и <адрес> (л.д.39-51, 32-64).
Как следует из этих договоров, ООО «Алекса» как управляющая организация обязалось оказывать услуги и выполнять работы на основании перечня обязательных работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложения №1 к каждому договору). Пунктом 3.2. этих приложений №1 к договорам предусмотрена услуга уборки контейнерной площадки с постоянной периодичностью выполнения. Согласно п.3.2 Приложений 2 к указанным договорам управления в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включена стоимость оказываемой услуги по уборке контейнерной площадки.
Согласно ст.154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги состоит, в т.ч. из платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за коммунальные услуги.
Частью 1 ст.36 ЖК РФ предусмотрено, что к общему имуществу в многоквартирном доме отнесен и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв.Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок (п.26(1)).
Согласно разъяснений, изложенных в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.04.2019 N 11696-АО/06 «По вопросам, связанным с системой по обращению с ТКО», Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 11.10.2019 N08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО", работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность которой возложена на регионального оператора. Содержание мест (площадок) накопления ТКО не относится к обязанностям регионального оператора. Согласно положений о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (утв. постановлением Правительства РФ № 1038 от 18.11.2013 г.) и о Министерстве Природных ресурсов и экологии РФ (утв. постановлением Правительства РФ № 1219 от 11.11.2015 г.) указанные органы исполнительной власти вправе давать разъяснения по вопросам отнесенным к сфере ведения и деятельности Министерства.
Следует также учесть, что согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами производства и потребления это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Указанный Федеральный закон не возлагает на регионального оператора выполнение работ по содержанию мест (площадок) накопления ТКО.
Пунктом 4.3 договоров управления от 2.07.2018 г. и от 18.09.2018 г. предусмотрено, что собственники помещений и наниматели жилых помещений в МКД вносят плату за коммунальную услугу ресурсоснабжающей организации, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами – региональному оператору по обращению с ТКО.
Включение услуги по уборке контейнерных площадок многоквартирных домов в договор управления предусмотрено также и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290.
Как следует из правовой позиции, выраженной в п.36 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при выборе новой управляющей организации надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является внесение платы этой управляющей организации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом.
С этой правовой позицией согласуется и Письмо Минстроя России от 30.12.2016 № 45051-АТ/04 из которого следует, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом с даты, установленной договором управления. Кроме этого следует учесть, что ООО «Алекса» с момента заключения договоров, осуществляло деятельность по управлению указанными многоквартирными домами.
Таким образом, в интересующий период времени ООО «Алекса» на основании договоров управления обязано было оказывать услуги и выполнять работы по содержанию общего имущества (в т.ч. по уборке контейнерных площадок) в многоквартирных домах.
Как следует из пояснений заявителя, в штате общества работало три дворника, которые фактически осуществляли уборку контейнерных площадок. Сведений о том, что услуга по содержанию контейнерных площадок вышеуказанных МКД не предоставлялась не имеется.
В связи с этим утверждения об отсутствии межевания земельных участков многоквартирных домов и невключении контейнерных площадок в состав общего имущества многоквартирных домов сами по себе не свидетельствуют об отсутствии оснований к получению платы за их содержание.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что утверждения административного органа о неправомерности начисления платы за управление, за уборку контейнерных площадок многоквартирных домов <адрес> в период с июля по ноябрь 2018 г. и виновность руководителя ООО «Алекса» Терехова А.А. в указанном административном правонарушении не доказаны.
В связи с этим, постановление от 06.09.2019 года по настоящему делу, которым руководитель ООО «Алекса» Терехов А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.7.23.3 Кодекса РФ об АП, не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно п.п.1 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.10 Кодекса РФ об АП,
Р Е Ш И Л :
Жалобу Терехова А.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пудожского района Республики Карелия от 06.09.2019 года в отношении руководителя ООО «Алекса» Терехова А.А. по ч.1 ст.7.23.3 Кодекса РФ об АП, отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья подпись Свидунович В.И.