К делу №2-110/2023
УИД 23RS0018-01-2022-000617-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Краснодарский край 11 января 2023 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Булгаковой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новониколаевского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Новониколаевского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в котором указано, что прокуратурой района в целях реализации приказа Генеральной Прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» проведена проверка обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Установлено, что часть здания расположенного по адресу: <адрес>, балансодержателем которого является Администрация Новониколаевского сельского поселения, в котором располагается отделение почтовой связи <адрес> почтамта ФГУП «Почта России», будучи объектом социальной инфраструктуры, не соответствует нормам действующего законодательства в области создания социальной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законом 1229-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <адрес>» регламентировано создание условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, включая инвалидов, на территории <адрес>.
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости не соответствуют требованиям закона, СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,, что выражается в следующем (непосредственно в зоне оказания услуги):
- в нарушение п. 8.1.4 СП 59.13330.2020 отсутствуют места для ожидания и обслуживания инвалидов в зоне обслуживания посетителей;
- в нарушение п. 8.1.7. СП 59.13330.2020 не соблюдены требования к высоте и ширине поверхностей в зоне оказания услуг (столов, прилавков, окошек касс и т.п.*);
- в нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений, с дублированием рельефными знаками.
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» отражены в разделе 2 паспорта доступности выше названных объектов социальной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспорта.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона часть здания администрации Новониколаевского сельского поселения, в котором располагается отделение почтовой связи <адрес> почтамта ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечено необходимой инвалидам инфраструктурой, что существенно нарушает права данной категории лиц.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новониколаевского сельского поселения и УФПС <адрес> - филиал ФГУП «Почта России» устранение нарушений действующего законодательства в области социальной инфраструктуры, затрагивающих несущие конструкции здания, возлагается на балансодержателя. Вместе с тем, имеющиеся нарушения не относятся к таковым, в связи с чем их устранение обязан выполнить арендатор.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес начальника Тимашевский почтамт УФПС <адрес> филиала ФГПУ «Почта России» Васецкой М.Г. <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которые по прошествии года продолжают иметь место и требуют устранения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа <адрес> края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного" круга лиц, в том числе инвалидов, круг которых постоянно меняется.
На основании изложенного, прокурор просит суд обязать администрацию Новониколаевского сельского поселения <адрес> устранить нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем проведения предусмотренных разделом 5 паспорта доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры, а именно: создать условия для ожидания в зоне обслуживания посетителей, местах обслуживания посетителей, продублировать имеющуюся информацию на языке Брайля.
Стороны в суд не явились, в письменных ходатайствах/заявлениях содержатся просьбы о рассмотрении дела без участия сторон, при этом прокурор иск поддержал, ответчик не имел возражений против удовлетворения иска. При указанных обстоятельствах, суд в порядке ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела без участия сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, часть здания расположенного по адресу: <адрес>, балансодержателем которого является Администрация Новониколаевского сельского поселения, в котором располагается отделение почтовой связи <адрес> почтамта ФГУП «Почта России», будучи объектом социальной инфраструктуры, не соответствует нормам действующего законодательства в области создания социальной инфраструктуры.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Законом 1229-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в <адрес>» регламентировано создание условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры для маломобильных групп населения, включая инвалидов, на территории <адрес>.
Проверкой соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, установлено, что вышеуказанные объекты недвижимости не соответствуют требованиям закона, СП 59.13330.2020 (СНиП 35-01-2001) Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/<адрес> Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,, что выражается в следующем (непосредственно в зоне оказания услуги):
- в нарушение п. 8.1.4 СП 59.13330.2020 отсутствуют места для ожидания и обслуживания инвалидов в зоне обслуживания посетителей;
- в нарушение п. 8.1.7. СП 59.13330.2020 не соблюдены требования к высоте и ширине поверхностей в зоне оказания услуг (столов, прилавков, окошек касс и т.п.*);
- в нарушение п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 отсутствуют информирующие тактильные таблички для идентификации помещений, с дублированием рельефными знаками.
Вышеуказанные нарушения СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» отражены в разделе 2 паспорта доступности выше названных объектов социальной инфраструктуры, необходимые к их устранению мероприятия - в разделе 5 паспорта.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона часть здания администрации Новониколаевского сельского поселения, в котором располагается отделение почтовой связи <адрес> почтамта ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечено необходимой инвалидам инфраструктурой, что существенно нарушает права данной категории лиц.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Новониколаевского сельского поселения и УФПС <адрес> - филиал ФГУП «Почта России» устранение нарушений действующего законодательства в области социальной инфраструктуры, затрагивающих несущие конструкции здания, возлагается на балансодержателя. Вместе с тем, имеющиеся нарушения не относятся к таковым, в связи с чем их устранение обязан выполнить арендатор.
ДД.ММ.ГГГГ исх. № в адрес начальника Тимашевский почтамт УФПС <адрес> филиала ФГПУ «Почта России» Васецкой М.Г. <адрес> вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, которые по прошествии года продолжают иметь место и требуют устранения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа <адрес> края на нарушение конституционных прав и свобод положениями ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При указанных обстоятельствах, учитывая перечисленные нарушения ответчиком требований закона, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новониколаевского сельского поселения об обязании устранения нарушений законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию Новониколаевского сельского поселения Калининского района устранить нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» путем проведения предусмотренных разделом 5 паспорта доступности мероприятий по созданию условий беспрепятственного доступа для маломобильных групп населения, включая инвалидов, к объектам социальной инфраструктуры, а именно: создать условия для ожидания в зоне обслуживания посетителей, местах обслуживания посетителей, продублировать имеющуюся информацию на языке Брайля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.