Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-979/2023 ~ М-678/2023 от 19.04.2023

Дело № 2-979/2022

УИН – 91RS0004-01-2023-000876-43

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

1 августа 2023 года                                     г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Захарова А.В.,

при секретаре судебного заседания – Щербаковой Е.В.,

с участием: истца Лазукова В.Е.,

его представителя – Бурменко Т.В., действующей на основании доверенности серии <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению представителя Лазукова В.Е.Бурменко Т.В. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения недействительным и об обязательстве совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

представитель Лазукова В.Е.Бурменко Т.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о признании решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; о включении в трудовой стаж, являющийся основанием для исчисления пенсии по старости, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учёба в Оренбургском высшем зенитном ракетном командном Краснознамённом училище им. Г.К. Орджоникидзе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба за пределами РФ <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в УА ОО «Торговый дом «Пионер»; об обязании управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республики Крым назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии и произвести начисление пенсии с учётом указанных выше периодов.

Своё исковое заявление представитель Лазукова В.Е. – Бурменко Т.В. мотивировала тем, что Лазуков В.Е. в сентябре 2022 года обратился с письменным заявлением в управление Пенсионного фонда России в городе Алушта Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости. В назначении пенсии ему было отказано. В своём отказе ответчик в расчёт общего страхового стажа не включил периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учёба в военном училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба за пределами РФ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в УА ОО «Торговый дом «Пионер» - из-за отсутствия уплаты страховых взносов в ПФ РФ. С данным отказом истец не согласен, полагает, что этим нарушены его гражданские и конституционные права.

Определением суда, занесённым в протокол предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, суд заменил ответчика – Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в связи с реорганизацией учреждения.

В судебном заседании истец – Лазуков В.Е., а также его представитель – Бурменко Т.В. исковые требования поддержали в полном объёме, настаивали на их удовлетворении.

Государственное учреждение – отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> явку своего представителя в судебные заседания, назначенные на 27.06. и ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечило, о дате, времени и месте рассмотрения дела учреждение извещалось судебными повестками. От представителя ответчика – Татаринцева Д.В. в суд поступила информация, в которой последний указывает, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ фактически был учтён в расчёте стажа согласно отказному решению от ДД.ММ.ГГГГ . Об этом указывается в абзаце 4 листа 2 отказного решения. Указанный период полностью охватывается периодом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который учтён как период службы в Вооруженных силах СССР. В связи с чем указание этого периода отдельно (то есть при учёте периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как служба в вооруженных силах, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – как период учебы) не повлияет на исчисление ИПК. Указанный период учитывается на основании справки военного комиссариата <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ . Спорные периоды согласно иску: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (фактически по ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчёт стажа только в случае применения в отношении расчёта размера пенсии истца положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В случае включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ИПК составит 23,945; а в случае включения периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ИПК составит 52,075. К заявлению о назначении страховой пенсии по старости истцом был представлен паспорт гражданина РФ серии 4614 , выдан ФМС ДД.ММ.ГГГГ код 900-003, согласно которому истец был зарегистрирован отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Исходя из этого, согласно представленному паспорту у истца отсутствовала регистрация на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для применения положений Закона № 208-ФЗ при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Суд, выслушав истца, его представителя, изучив позицию представителя ответчика, а также материалы гражданского дела, выплатного пенсионного дела, установил следующее.

Лазукова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился ДД.ММ.ГГГГ в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о назначении пенсиии (л. 22 выплатного пенсионного дела). Согласно решению отдела установления пенсий управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лазукова В.Е. отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку в расчёт общего страхового стажа не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учёба не предусмотрена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (служба за пределами РФ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. По представленным документам у Лазукова В.Е. страховой стаж составил 22 года 4 месяца 10 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) составила 20,781. Таким образом, не выполнено требование ст. 35 Закона № 400-ФЗ – ИПК не ниже 23,4, поэтому право на страховую пенсию отсутствует (л.д. 7-8).

По трудовой книжке Лазукова В.Е. серии АЕ , заполненной ДД.ММ.ГГГГ, оригинал которой был исследован в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, истец осуществлял службу в Вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10). Далее после записей о трудовой деятельности в ООО «Техноцентр «Программа» ЛТД», которая судя по приведённому выше ответу отдела установления пенсий управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была включена истцу в трудовой стаж, он (Лазуков В.Е.) ДД.ММ.ГГГГ был уволен по переводу в УА ООО «Торговый дом «Пионер» по п. 5 ст. 36 КзоТ Украины, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность коммерческого директора УА ООО «Торговый дом «Пионер», откуда был уволен ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию на основании ст. 38 КзоТ Украины (л.д. 9-10).

В соответствии с дипломом Лазукова В.Е. серии ИВ-1 , выданного ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил обучение с 1978 года по ДД.ММ.ГГГГ в Оренбургском высшем зенитном ракетном командном Краснознамённом училище им. Г.К. Орджоникидзе (л.д. 12). Аналогичные сведения зафиксированы в справке , выданной ДД.ММ.ГГГГ военным комиссаром <адрес> Республики Крым М. Анненко, где также указано, что Лазуков В.Е. действительно проходил службу в Вооружённых Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – курсантом Оренбургское ВЗРКУ (л.д. 13). Кроме того, в этой справке отражены сведения о службе Лазукова В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4650 база ХВТ КВО, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4650 база ХВТ ОдВО (л.д. 13). В военном билете серии ГД стоят отметки о прохождении военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (представлен оригинал военного билета в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ).

На запрос суда от заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по <адрес> Немеровича Д.В. поступили сведения о документировании Лазукова В.Е. паспортом гражданина Российской Федерации серии 4614 . К ответу приложена копия заявления о выдаче (замене) паспорта по форме Ф1 П, где Лазукова В.Е., получая российский паспорт ДД.ММ.ГГГГ, указывал, что место обращения и пребывания – <адрес>, пгт. Красногвардейское, <адрес>, просит выдать паспорт в связи с приобретением гражданства по ст. 5 Договора между Российской Федерапцией и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ. В графе «другие сведения» заявления о выдаче (замене) паспорта по форме Ф1 П содержится информация о предоставлении для получения паспорта справки от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>.

Разрешая заявленные исковые требования, суд руководствуется следующими нормами закона.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

По общему правилу, закреплённому в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). В этом приложении 6 к Федеральному закону № 400 указано, что при достижении возраста 60 лет в 2020 году к этому возрасту (60 лет) присоединяется 24 месяца для достижения возраста, с которого возникает право на страховую пенсию. В соответствии с ч. 2 ст. 8 и приложением 3 к Федеральному закону № 400 страховая пенсия по старости в 2022 году назначалась при наличии не менее 13 лет страхового стажа, а по ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в 2022 году в размере не менее 11,4. Статья 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ регламентирует, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Кроме того, согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В ранее применявшейся ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержались аналогичные положения о включении в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако данная норма закона – пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она позволяет не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчёте) трудовой пенсии размер её страховой части. При этом Конституционный Суд Российской Федерации обязал государство впредь до установления надлежащего правового регулирования принять на себя исполнение обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств для обеспечения пересмотра размеров страховой части трудовых пенсий в соответствии с Постановлением от 10 июля 2007 года № 9-П. В обосновании правовой позиции Конституционный Суд РФ указал, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), названный Федеральный закон возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объёме производить соответствующие платежи (подпункт 1 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 14). Пенсионный фонд Российской Федерации (страховщик), в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учёта, осуществлять учёт средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование (пункт 2 статьи 13). При этом, согласно пункту 2 статьи 7, право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с данным Федеральным законом. Таким образом, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата – исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами – должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию. Между тем, установив такой механизм определения права на трудовую пенсию по обязательному пенсионному страхованию, при котором приобретение страхового стажа и формирование расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, по существу, зависят от исполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов и страховщика, федеральный законодатель не предусмотрел в рамках данного механизма достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объёме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права. Кроме того, исключение из страхового стажа периодов работы, за которые страхователем не уплачены страховые взносы, равно как и снижение в указанных случаях у застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших требуемые от них законом условия, размера страховой части трудовой пенсии, фактически означает установление таких различий в условиях приобретения пенсионных прав – в зависимости от того, исполнил страхователь (работодатель) надлежащим образом свою обязанность по перечислению страховых пенсионных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации или нет, которые не могут быть признаны соответствующими конституционно значимым целям и, следовательно, несовместимы с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Это следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой законодатель, осуществляя регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно обоснованны и оправданы конституционно значимыми целями, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 3 июня 2004 года № 11-П, от 23 декабря 2004 года № 19-П и др.).

Аналогично в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчёте страховой части трудовой пенсии с учётом указанных периодов. Причём к моменту этого перерасчёта (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью. Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вменённый доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173 ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ).

Из ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. В ч. 1 ст. 11 от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ регламентировано, что граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставлением мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территории РК и города федерального значения Севастополя» подтверждением постоянного проживания гражданина РФ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополь по состоянию на 18.03.2014 является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Из содержания ст. 4 этого закона следует, что периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 года включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Часть 4 ст. 5 данного закона регламентирует, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчёте пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Таким образом, на основании анализа приведённых выше норм закона суд считает необоснованным решение отдела установления пенсий управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в отношении Лазукова В.Е. из-за отсутствия уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Суд полагает, что к Лазукова В.Е. применимы положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ, так как согласно представленного суду ответа заместителя начальника управления по вопросам миграции МВД по <адрес> Немеровича Д.В. и приложенной копии заявления о выдаче (замене) паспорта по форме Ф-1 П основанием выдачи паспорта указано – приобретение гражданства по ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ. Эти сведения (о проживании Лазукова В.Е.) содержались в справке от ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по <адрес>, эта справка была принята административным органом и учтена, им (Лазуковым В.Е.) приобретено гражданство Российской Федерации на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым от ДД.ММ.ГГГГ, Лазукова В.Е. выдан российский паспорт. Правовых оснований сомневаться в надлежащем выполнении должностными лицами административного органа своих обязанностей у суда не имеется. Объективных доказательств того, что Лазукова В.Е. не проживал на территории Республики Крым, суду не представлено. Сам по себе факт наличия штампа в российском паспорте о регистрации по адресу: <адрес>, датированного ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Лазукова В.Е. не проживал постоянно на территории Республики Крым. Соответственно, с учётом того, что на Лазукова В.Е. распространялись положения ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым (принимая во внимание выдачу ему российского паспорта на данном правовом основании), на него также распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ. Таким образом, в расчёт общего страхового стажа подлежат включению периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (такие периоды указаны в отказе отдела установления пенсий Управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и заявлены в исковых требованиях).

Суд полагает, что также подлежит включению в расчёт общего страхового стажа период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании следующего.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также по Постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы может засчитываться также время их учёбы до определения на службу (но не более пяти лет). В ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также было регламентировано, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции до изменений Федеральным законом от 02.07.2013 № 185-ФЗ) граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогично закреплено в ч. 7 ст. 11 Указа Президента РФ от 16.09.1999 № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» гражданин, зачисленный в военно-учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием.

Принимая во внимание данные, отражённые в справке, выданной военным комиссариатом <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , о зачислении Лазукова В.Е. курсантом Оренбургского ВЗРКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения в дипломе серии о том, что по окончанию обучения ему присвоена квалификация офицер с высшим военно-специальным образованием – инженер по эксплуатации радиотехнических средств, учитывая, что лица, назначенные на воинские должности курсантов, имеют статус военнослужащих – суд полагает, что этот период подлежит обязательному включению в общий страховой стаж. Утверждение представителя ответчика – Татаринцева Д.В. о том, что этот стаж по факту учтён, так как этот период охватывается в приведённом в ответе от ДД.ММ.ГГГГ периоде службы Лазукова В.Е. в Вооружённых силах СССР – не может быть принято судом, поскольку в следующем абзаце после отражения данного периода в отказе отдела установления пенсий Управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указывается, что не учитывается в расчёте общего страхового стажа период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учёба). С учётом такой неопределённости в ответе учреждения суд полагает необходимым указать о включении этого периода в страховой стаж Лазукова В.Е.

Учитывая, что в ответе представителя ответчика – Татаринцева Д.В. по запросу суда отражено, что в случае включения спорных периодов в подсчёт страхового стажа, ИПК Лазукова В.Е. составит 52,075, суд полагает, что с учётом стажа истца, доказанного трудовой книжкой, военным билетом, дипломом, возможно обязать ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии и произвести начисление пенсии с учётом указанных выше периодов.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

                                                                Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковое заявление представителя Лазукова В.Е.Бурменко Т.В. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения недействительным и об обязательстве совершить определенные действия – удовлетворить.

Признать недействительным решение отдела установления пенсий управления установления пенсий государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости в отношении Лазукова В.Е..

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить Лазукова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в общий страховой стаж периоды его работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учёба в Оренбургском высшем зенитном ракетном командном Краснознамённом училище им. Г.К. Орджоникидзе;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба за пределами Российской Федерации ;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в УА ОО «Торговый дом «Пионер».

Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить Лазукова В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с момента подачи заявления о назначении пенсии и произвести начисление пенсии с учётом указанных выше периодов.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         А.В.Захаров

2-979/2023 ~ М-678/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лазуков Виктор Евгеньевич
Ответчики
ГУ - Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Крым
Другие
Бурменко Татьяна Викторовна
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захаров Александр Владимирович
Дело на странице суда
alushta--krm.sudrf.ru
19.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
26.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.06.2023Предварительное судебное заседание
27.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее